Глава 7. информационная логистика
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ.Логистические системы базируются на информации, формируемой как в самой организации, так и вне ее.
Построение информационной системы логистического управления коммерческой организации предполагает выделение ее контуров, то есть границ информационных потоков.
В литературе приводятся разные мнения относительно информационного обеспечения логистики, которое рассматривается в широком и узком смысле. Так, экономисты А.А. Канке и И.П. Кошевая считают, что в узком смысле слова информационная логистика является обеспечивающей функциональной областью логистического менеджмента или общей теории логистики. В широком смысле слова информационная логистика является системой, обеспечивающей информацией организацию исходя из логистических правил (рациональность, своевременность, расчет). Всесторонний анализ понятийного аппарата позволяет рассматривать информационную логистику как науку о реализации методов сбора, обработки, хранения и распределения информации в производственно-хозяйственных системах на основе логистических правил (повышения релевантности информации в нужном объеме, в нужное время, в нужном месте и с оптимальными издержками).
На наш взгляд, информационная логистика отражает движение информационных потоков в рамках элементов системы управления организации.
Объектами информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков, влияющих на хозяйственную деятельность.
Информационные потоки в логистических системах имеют свои специфические особенности, которые отличают их от всех других видов информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики:
· неоднородность (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна.);
· множественность подразделений — поставщиков информации;
· множественность подразделений — потребителей информации;
· сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов;
· множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту;
· многовариантность оптимизации информационных потоков.
Информационный поток включает несколько компонентов: реквизит, показатель, документ и массив.
Рисунок 18. Структура информационного потока
Реквизитявляется элементарной единицей сообщения. Обычно реквизиты представляется в разных символах: цифровых, буквенных, специальных. Реквизиты являются элементом любого документа. В соответствии с требованиями Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» документ должен содержать обязательные реквизиты: наименование, дата, номер, содержание, подписи ответственных лиц и печать. Отсутствие хотя бы одного из обязательных реквизитов делает документ недействительным.
Документыпредставляют материальные или электронные носители информации. В практической деятельности документы классифицируются в целях систематизации данных и упрощения работы с ними. Выделяют первичные и вторичные, внутренние и внешние документы, бумажные и электронные, входящие и выходящие и т.д. В логистике используются как первичные документы (счета, счет-фактуры, накладные, чеки и пр.), так и вторичные документы (отчеты о закупках и продажа, планы поставок и пр.).
Массив представляет собой совокупность однородных данных, имеющих единую технологическую основу и объединенные единым смысловым содержанием. Данные (процессы, явления, факты, и т.п.) представленные в формализованном виде, пригодном для передачи по каналам связи и для обработки на компьютере. Основными элементами массивов, определяющими их содержание, являются записи.
Записи, это элементы массива, которыми оперируют пользователи при обработке информации. Элементами записей, имеющих единое смысловое значение, являются информационные поля.
Данные, принадлежащие к одному массиву, записываются по общим правилам (в соответствии с технологией накопления, хранения и обработки данных, принятой в организации). Тип массива определяется его содержанием (например, массив материальных нормативов, массив поставщиков материалов), функциями в процессе обработки данных (входной, выходной, промежуточный массивы). Информационный массив, снабженный символическим именем, однозначно определяющим его в информационной системе, называется файлом.
Информационные потоки отражают движение данных, носящих разную смысловую нагрузку, поэтому их необходимо классифицировать по следующим видам:
Ø распорядительные (приказы, распоряжения);
Ø организационные (инструкции, протоколы);
Ø аналитические (обзоры, докладные записки, сводки, отчеты);
Ø справочные (справки, нормативные документы);
Ø научные (статьи, специальные издания);
Ø технические (техническая документация).
Исходя из видов носителя информации, информационные потоки разделяются на бумажные, электронные, смешанные. В настоящее время электронные документы применяются наравне с бумажными, в ряда сфер деятельности (расчеты с налоговыми органами, оплата услуг) вытесняя бумажные документы. Информационный поток включает бумажные и электронные носители, дополняющие или дублирующие друг друга.
Это интересно!
Для восприятия человеком информации необходима ее индикация. В зависимости от индикации информационные потоки делятся на:
1) алфавитные потоки (словесная запись в документ, на экране монитора компьютера);
2) цифровые потоки (цифровая запись, цифровое изображение на экране монитора компьютера);
3) символические (условные изображения на чертежах, организационных схемах);
4) предметно-визуальные (телеизображение, фотография).
К субъектам информационной логистики отнесем структурные подразделения организации (отделы), должностные лица, принимающие управленческие решения.
В информационных системах выделяют звенья, функции, процедуры и операции, изучаемые в рамках системного подхода.
Информационное звено представляет функционально обособленный объект, выполняющий локальную цель, связанную с информационными операциями. Исходя из структуры системы управления организации, к таким звеньям относятся отделы, службы, должностные лица, группы сотрудников, выполняющих однородные операции.
Информационные функции реализуются в виде обеспечения функций управления (планирование, регулирование, учет, контроль и анализ) в разрезе видов деятельности и отделов организации. К информационным процедурам относятся блоки операций по сбору, регистрации, обработке, хранению и передаче информации.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ.Российские экономисты-логистики по-разному рассматривают структурные и функциональные аспекты информационного обеспечения логистического управления.
Так, функционально информационная система представляется в виде пирамиды, в основе которой лежат логистические операции подразделений, операции между посредниками и потребителями продукции фирмы. При этом выделяют три уровня: стратегический, тактический и технический. На стратегическом уровне осуществляется логистическое планирование, на тактическом – бухгалтерский учет, финансовый и производственный контроль и анализ, на техническом уровне – операции снабжения, производства и продажи.
Организационная структура укрупненно представляется в виде четырех подсистем: управления процедурами заказов, научных исследований и связи, поддержки логистических решения и генерирования выходных форм и отчетов.
По нашему мнению, каждая коммерческая организация формирует информационную систему логистического управления исходя из своей стратегии и тактики, специфики хозяйственной деятельности, особенностей программного обеспечения и иных факторов. Поэтому стандартные решения не всегда могут обеспечить эффективность управления, и, как следствие, хозяйственной деятельности, выражаемой в форме доходов и прибыли (убытка).
Таким образом, нами предлагается построение информационной системы управления исходя из функций организации этих потоков.
Информационное обеспечение предприятия включает первичные и вторичные функции формирования массивов данных.
К первичным функциям формирования информационного обеспечения управления организацией относятся:
Ø организация массивов информации;
Ø организация информационных потоков;
Ø организация процедур сбора, регистрации, обработки, хранения и движения информации.
Рисунок 19. Этапы (функции) формирования информационной системы логистического управления
При организации массивов информации используются унифицированные системы документации и классификаторы, с помощью которых создаются структурированные массивы данных, используемых при организации баз данных.
Организация информационных потоков предусматривает следующие управленческие процедуры (действия):
Ø определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления;
Ø определение состава информации, периодичности её циркуляции и форм представления;
Ø разработку документооборота;
Ø использование комплекса технических средств для организации потоков информации;
Ø установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.
Организация процедур сбора, регистрации, обработки, хранения и движения информации предполагает обеспечение этих процессов необходимыми техническими средствами (компьютерно-программное обеспечение, средства фиксации информации) и распределение задач по подготовке и передаче информации между структурными подразделениями организации и должностными лицами (на основе положений о работе отделов, должностных инструкций и пр.).
К вторичным функциям формирования информационного обеспечения относятся обеспечение логистической системы управления информацией о научно-исследовательских разработках в области техники, технологий, информацией о передовом российском и зарубежном опыте в области управления (новые управленческие технологии).
Реализация функций информационной системы управления достигается при ее эффективной организации.
В настоящее время применяются три способа организации информационной системы в компаниях:
1) централизованная форма;
2) децентрализованная форма;
3) специализированная форма.
При централизованном способе деятельность по формированию информационного обеспечения логистического управления сконцентрирована в одном отделе и подчиняется непосредственно руководителю организации (генеральному директору) либо совету директоров. Обычно такой деятельностью занимается отдел информационных технологий либо заместитель директора по техническим вопросам (в небольших организациях). Преимуществом такого способа организации является высокая ответственность конкретного исполнителя. Вместе с тем, к недостаткам отнесем высокие затраты на содержание отдела или специалистов (специалиста) по информационным технологиям, а также отсутствие заинтересованности сотрудников в развитии информационной системы ввиду отсутствия рычагов влияния на процедуры управления этой системой.
В рамках децентрализованного способа организации информационной системы специалисты разных уровней управления выполняют процедуры сбора, регистрации, обработки, хранения и передачи информации. В этом случае каждый сотрудник несет персональную ответственность за полноту, своевременность, достоверность информации о своей деятельности. Однако возникает дублирование однотипных операций в отделах. Например, происходит неоднократная проверка первичных документов от их поступления в отдел снабжения (производственные цеха, отдел продаж и др.) до поступления в бухгалтерию (финансовый отдел).
Последние годы набирает популярность третий способ организации информационного обеспечения – специализированный способ, или аутсорсинг. В этом случае в организации отсутствует отдел информационных технологий или специалисты по таким технологиям. Работа по формированию информационной системы управления, разработке процедур движения информации, программному обеспечению информационной системы осуществляет специализированные компании или специалисты на договорной основе. Экономисты отмечают преимущество такого способа, состоящее в высоком уровне научно-методических разработок, и недостаток, заключающийся в неполном учете специфических особенностей системы управления компании-клиента.
Выбор одного из рассмотренных способов организации информационной системы логистического управления определяется рядом факторов, в том числе масштабом деятельности организации, спецификой бизнес-процессов, наличия финансовых ресурсов, уровнем технического и программного обеспечения, уровнем квалификации менеджмента и бухгалтерии и т.д.
Информационная система современной организации должна соответствовать следующим требованиям:
Ø иерархия (подчиненность задач и использования источников данных);
Ø принцип агрегированности данных (учет запросов на разных уровнях);
Ø избыточность (построение с учетом не только текущих, но и будущих задач);
Ø конфиденциальность;
Ø адаптивность к изменяющимся запросам;
Ø согласованность и информационное единство (определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации);
Ø открытость системы (для пополнения данных).
Построение информационного обеспечения в логистике осуществляется по иерархическому принципу, при этом в информационной системе нумерация уровней начинается с низшего уровня. Данный принцип принят с целью обеспечения возможности вертикального перемещения информации, а также включения рассматриваемой системы в общие информационные системы и сети более высокого порядка.
Согласно такому подходу конструирования информационной системы выделяют три уровня:
1 уровень. Это уровень рабочих мест.
К ним относятся места работы кладовщиков (логистиков склада), менеджеров, рабочих, места для помещения в тару, маркировки и т.д. На этом уровне производятся различные логистические операции в рамках логистических функций – снабжения, производство, продажи, сервис и пр. Здесь формируется первичные материальные, информационные потоки.
2 уровень. Это уровень структурного подразделения организации (производственный участок или цех, отдел). На этом уровне образуются материальные и информационные, а также финансовые потоки в укрупненном виде. Для управления этими потоками составляются операционные (частные) бюджеты (бюджеты снабжения, производства, продаж, расходов и пр.).
3 уровень. На данном уровне происходит управление логистическими потоками посредством генерального бюджета (бюджет прибылей и убытков, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс), тактического и стратегического планирования (план развития компании, маркетинговая стратегия и пр.) и контроля. Высшее руководство получается бюджеты отделов, сводные отчеты в разрезе видов деятельности, аналитические отчеты и записки, и на основе их анализа разрабатывает, корректирует и утверждает бизнес-планы, стратегические и тактические планы, принимает управленческие решения в той или иной области хозяйственной деятельности.
Такая структура логистической системы управления предопределяет функциональную и эксплуатационную законченность информационной системы и ее компонентов.
Далее, рассмотрим особенности информационных системы в логистике, влияющих на процесс подготовки и принятия управленческих решений на всех уровнях управления (низший, средний, высший).
Важно знать!Информационной системе логистики, как и другим системам, присуща функция обратной связи. Суть в том, что информация циркулирует в замкнутом контуре логистической системы управления, перемещаясь горизонтально (обмен информацией между отделами) и вертикально (от низшего уровня управления к высшему уровню).
В частности, в организации может измениться производственная программа (план производства) в случае корректировки бюджета снабжения (сокращение или увеличение закупок) или бюджета продаж (падение либо увеличения объема продаж продукции). Например, высшее руководство предполагает вывод на рынок нового вида продукции, изменяя товарный ассортимент. Вследствие поступления такой информации с высшего уровня на средний и низший возникает необходимость корректировки бюджетов снабжения (приобретение новых материалов или новой продукции), бюджета производства (производство нового вида продукции), бюджета продаж (увеличение объема реализуемой продукции), бюджета рекламных расходов (продвижение нового вида продукции на рынок). Кроме этого, в отделе продаж проводится маркетинговое исследование оценки потребностей рынка и перспектив продажи новой продукции.
Таким образом, изменение характеристик логистических потоков в одном структурном подразделении обусловливает соответствующие изменения в других подразделениях.
Информационная система, помимо наличия функции обратной связи, зависит от регулируемых параметров материальных потоков.
К таким параметрам относятся характеристики материальных потоков: входные, промежуточные и выходные потоки. Сбор данных может осуществляться в разных точка общего материального потока, соответственно, решения также воздействуют на материальный поток на разных стадиях деятельности. Поэтому информационная система является многоконтурной, в которую входят локальные информационные контуры.
Это важно! Помимо объема, структуры и контуров перемещения информации, информационные системы логистики анализируются посредством количественных показателей: величина запаздывания и степень усиления.
Запаздывания информации в процессе подготовки и принятия управленческих решений могут быть различными по величине и возникать в разных местах материального и финансового потока. Обычно запаздывания в хозяйственной деятельности составляют недели. В среднем, время транспортировки составляют неделю, запаздывание бухгалтерских операций – три недели, почтовое запаздывание – половина недели, запаздывание у оптовых и посреднических организаций – неделя.
Не менее важен коэффициент усиления регулирования процессов деятельности в логистике. Он отражает совокупность действий должностных лиц среднего и высшего звеньев управления по изменению состояния системы управления и процессов логистической деятельности.
Экономисты отмечают, что лицо или органы, принимающие решения, должны обеспечивать качественное логистическое управление, то есть под воздействие решения логистическая система переходит из одного состояния в другое, новое состояния, соответствующее произошедшим в этой среде изменениям. При этом не должны снижаться качественные показатели хозяйственной деятельности (качество продукции, труда, управления).
В условиях изменения внутренней среды организации, модернизации производства, внедрения новых технологий и новой техники логистическая система управления может находиться в неустойчивом положении, что повышает хозяйственные и финансовые риски и может привести к снижению показателей ликвидности, платежеспособности и рентабельности, а в случае длительных изменений, со значительным отвлечением финансовых ресурсов – к банкротству организации.
Поэтому необходимо тщательное планирование структурных и качественных изменений в системе управления предприятия на основе системного подхода, с выделением ключевых проблем и способов их решения. Для этого обычно проводится комплексный экономический анализ, включающий декомпозицию системы управления и ее диагностику.
Таким образом, на первый план выходит проблема оперативного и адекватного реагирования информационный системы на изменяющиеся условия хозяйственной деятельности.
Экономисты предлагают два способа решения указанной проблемы:
1) Переход от функционального принципа управления к системному принципу.
В рамках функционального подхода каждый отдел организации создавал и использовал свою информационную подсистему, включающее собственные каналы связи, формы документов и отчетов, архивы, методы, средства и пункты связи. В этом случае возникают дублирование информации на всех уровнях управления, заполнение лишних документов, увеличение трудоемкости учетно-аналитических работ и другие проблемы. Системный подход предполагает создание информационной системы, ориентированной на все процессы хозяйственной деятельности. Вследствие реализации такого подхода к проектированию информационной системы она обособляется от других объектов логистического управления – материальных, финансовых и сервисных потоков, перемещающихся между отделами.
Использование такой структуры информационной системы позволяет создать горизонтальные связи, унифицировать технологии сбора, обработки информации, формы ее представления.
Такие информационные системы принято называть интегрированными, учитывая комплексный подход к информационному обеспечению управления. Применение интегрированной информационной системы дает синергетический эффект (взаимное усиление связей компонентов при их совместных действиях).
Важно знать! На практике различают положительный и отрицательный синергетический эффект.
Положительный синергетический эффект проявляется в том, что слаженная работа поставщиков, покупателей и организации обеспечивает стабильность хозяйственных процессов, повышает качество продукции и сервиса, снижает уровень затрат.
Однако интегрированная информационная система имеет существенный недостаток, выражающийся в возможности образования отрицательного синергетического эффекта.
Он проявляется в том, что при невыполнении двумя или более контрагентами (например, поставщиками) своих обязательств возникают сбои в производстве и продаже продукции, приводящие к потере клиентуры, и сокращению прибыли. В результате возникает подрыв имиджа, деловой репутации, потери от которых оказываются больше сумм недопоставок. В дальнейшем, при устранении сбоев производства, заменен контрагентов на более надежных партнеров, компания рискует не восстановить деловую репутацию и круг покупателей, что приведет к сокращению объема хозяйственной деятельности, или инициирует банкротство.
2) Применение компьютерной техники, программного обеспечения, локальных вычислительных сетей и Интернета.
В процессе внедрения компьютерной техники и программного обеспечения происходит интеграция информационных потоков в единую информационную сеть, на основе иерархического принципа. В рамках такой информационной системы выделяют локальные рабочие места, связанные общими информационными каналами и средствами обмена информацией.
В российских компаниях развитие информационных систем связано с распространением Интернет-технологий в 1990—2000-е годы. Применение виртуальных каналов связи в рамках мировой сети Интернета, возможностей электронной почты, связи через Скайп позволяет организациям, холдингам, корпорациям создавать единое информационное пространство, объединяя локальные информационные системы компаний, филиалов, дочерних организаций, расположенные в разных городах, регионах и странах.
СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ.Эффективность логистики предопределяется синхронностью перемещения материальных, финансовых, информационных и сервисных потоков, достоверной оценкой их объема, структуры и качества. Для координации этих потоков применяются электронные технологии, средства связи, автоматизация и компьютеризация хозяйственных процессов.
Проектирование логистической системы управления подразумевает формирование единого информационного обеспечения, объединяющего элементы системы управления на основе взаимосвязи логистических потоков.
Развитие и внедрение в 1980-1990- х годах в США и Европе, в 1990-х годах по настоящее время в России информационных и коммуникационных технологий, получивших название «интернет-технологии», обусловило формирование глобальной электронной среды деятельности организаций и предприятий.
В докладе, подготовленном Европейской Комиссией, глобальная сетевая экономика определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия».
Специалисты по информационным технологиям отмечают, что эволюция современной глобальной экономики во многом зависит от эффективности информационных технологий, формирования нерыночных механизмов, сетевых организационных структур.
Успешное применение информационных технологий (в том числе возможностей Интернета) приводит к повышению эффективности использования ресурсной базы организации, гибкости и адаптивности к изменениям внешней и внутренней бизнес-среды, качества управленческих решений.
Это интересно! Современные исследования влияния информационных технологий на хозяйственную деятельности организаций свидетельствуют, что параметры географического расположения контрагентов («удаленность» и «доступ к ресурсам») следует заменить на параметры их подключения к сети (сетевой доступ).
При надежном сетевом доступе контакты коммерческих организаций отражают непрерывный обмен информационными массивами (данными). В этом случае связи теряют свою уникальность, так как в сетевую экономику уже встроены связи «всех со всеми».
Прежние коммуникационные связи (телефон, телефакс, почта) теряют свою привлекательность в условиях масштабного применения Интернета, локальных сетей. Поскольку Интернет является постоянно действующей глобальной сетью, поставщики, покупатели, клиенты и другие участники рынка могут общаться друг с другом как в асинхронном режиме (через E-mail, сетевые конференции), так и в режиме реального времени (on-line), учитывая разницу во временных поясах.
В России Интернет-технологии чаще всего используются транспортные компании (преимущественно крупные компании), оптовые организации, интернет-магазины.
Рассмотрим применение интернет-технологий на примере работы транспортных организаций и розничных интернет-магазинов, а также аукционов.
Поставщики, транспортные организации и покупатели объединяются в логистическую цепь поставок, что предполагает синхронизацию логистических потоков (материальных, информационных и других) в целях сокращения временных потерь и своевременного оформления грузопотока.
Поэтому информационный поток, сопровождающий материальный поток (доставка продукции или товаров, материалов), должен поступать в следующее логистическое звено раньше, чем фактическое поступление груза. На практике это требования реализуется с помощью использования протоколов электронного обмена информацией на внутреннем и международном рынках.
Европейские компании для обмена информацией посредством Интернета используют программу CargoFinder (Искатель грузов), разработанную и внедренную в работу в 1998 году в Нидерландах.
Программа представляет своеобразный центр обмена информацией, в котором поставщики и покупатели обмениваются информацией в режиме реального времени, выясняя временные границы, объемы поставок и другие аспекты. Продавцы логистических и экспедиторских услуг выигрывают от того, что представляют свои услуги глобальной аудитории (новых) покупателей, поставщики грузов могут использовать систему для поиска оптимального логистического решения с требуемыми условиями. Более подробная информация расположена на сайте компании www.cargofinder.com
Другой, не менее эффективной и распространенной, является система Freight-on-line.com, первая всемирная система, обеспечивающая оптимизацию транспортировки грузов на морском транспорте. Система связывает грузоотправителей (поставщиков) с транспортными компаниями, обменивающимися соответствующей информацией.
«Что делает Freight-on-line, com таким важным инструментом в логистике - это охват, скорость и ценность, предоставляемые практически по всему миру»- говорит Стивен Арон, исполнительный директор компании. «Теперь грузоотправители могут узнать и договориться с большим числом компаний, предлагающих услуги по транспортировке, а также получить больше информации быстрее, чем когда либо. Простая одноразовая сделка дает возможность выбрать путь и способ доставки грузов, связанный с наименьшими затратами. В бизнесе время - деньги, а система Freight-on-line.com экономит и то, и другое».
Важным аспектом является неангажированность системы, то есть в данной системе не рекламируются транспортные компании или поставщики, не формируются цены на продукцию.
В последние два десятилетия в России активно развивается электронная коммерция. Под электронной коммерцией понимают ведение дела с использованием передачи технологических данных и информации с помощью телекоммуникационных и электронных средств.
В электронную коммерцию включены элементы:
· факс;
· электронный обмен данными (EDI);
· электронная почта;
· голосовая почта;
· электронные каталоги;
· электронная передача фондов;
· технологический обмен данными;
· электронные формы;
· поток работ. Все эти компоненты поддерживаются электронными и телекоммуникационными средствами, включая Интернет.
Оптовые и розничные торговые компании занимаются реализацией продукции, товаров, работ или услуг посредством использования Интернета, в котором размещены их сайты. Например, покупатели могут приобретать товары и услуги, активировав покупки через функции сайта, и производить оплату через платежные терминалы; путем перечисления денег с пластиковой карточки; используя системы Яндекс-Деньги, PayPal и другие платежные системы.
Это интересно! Исследования интернет-торговли в России выявили ряд факторов, препятствующих ее развитию:
- невозможность «пощупать» приобретенный товар;
- сомнения в надлежащем качестве приобретенного товара или услуги;
- сложность в возврате товара или услуги;
- другие причины (недоверие к интернет-технологиям, отсутствие банковской карты и пр.).
В практической деятельности логистические операции по закупке и продаже товаров, услуг могут быть реализованы через электронные аукционы. В нашей стране наиболее популярен американский интернет-аукцион E-bay. E -Bay – это крупнейший в мире торговый интернет-центр, в котором можно купить или продать практически любые товары. Владельцем этого торгового центра является компания eBay Inc.
Компания eBay Inc. была основана в 1995 году в Сан-Хосе (штат Калифорния). Компания предоставляет коммерческие услуги через eBay и PayPal, что позволяет частным лицам и организациям безопасно, легко и быстро отправлять и получать онлайн-платежи, а также через компанию GSI, предоставляющей услуги электронной коммерции, многоканальных розничных продаж и цифрового маркетинга для международных предприятий.
Розничная покупка и продажа товаров, услуг может осуществляться через сайт Slando.
МЕТОДИКА ИНЕНТИФИКАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В МИКРОЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ.В целях обеспечения рациональных горизонтальных связей между материальными и информационными потоками используется методика автоматического ввода данных и идентификации единиц товара (продукции). Для этого используется сканирование (считывание) ярлыков товаров, содержаших штриховые коды. Сканирование осуществляется посредством применения лазерных устройств (приборов).
Современное штрих-кодирование широко применяется в торговых организациях, в складской логистике.
Это интересно! Возникновение методика штрих-кодирования связано с Бернардом Сильвером (1924-1962 гг.).
В 1948 году аспирант Института технологии университета Дрекселя (Филадельфия, США) Бернард Сильвер узнал, что директор местной продовольственной сети просил одного из деканов Университета Дрекселя разработать систему, автоматически считывающую информацию о товаре при его контроле. Втроем – с друзьями Норманов Джозефом Вудландом и Джордином Джохэнсоном – они начали изучать разные системы маркировки. Первоначально Бернард Сильвер предложил использовать ультрафиолетовые чернила при маркировке, однако их недостатки заставили отказаться от этой идеи.
Норман Вудлэнд, убежденный в реализуемости идеи, переехал во Флориду и продолжил там свои исследования. В один из дней, когда он загорал на пляже, его осенила идея использовать азбуку морзе, и Норман Вудлэнд начертил первый штрих-код из песка на берегу пляжа. Как он сам сказал: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Для прочтения штрихов он использован саундтрек, а именно оптические саундтрек.
20 октября 1949 года стала датой рождения системы штрих-кодирование, поскольку в этот день Норман Джозеф Вудланд и Бернар Сильвер подали заявку на изобретение.
В 1951 году изобретатели штрих-кодирование пытались сотрудничать в развитии системы с компанией IBM. Однако руководство компании посчитало внедрение системы дорогостоящим бизнес-проектом отдаленного будущего. В 1952 году патент был продан компании Филко, которая в том же году перепродала его фирме RCA.
В практической деятельности применяются линейные и двухмерные штрихкоды.
Линейными (обычными) называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространённые линейные символики: EAN (EAN-8 состоит из 8 цифр, EAN-13 — используются 13 цифр), UPC (UPC-A, UPC-E), Code56, Code128 (UPC/EAN-128), Codabar, «Interleaved 2 of 5». Линейные символики позволяют кодировать небольшой объём информации (до 20—30 символов, обычно цифр).
Двухмерные штрихкоды читаются по горизонтали и вертикалы. Они выражены в многомерных и матричных штрихкодах.
Рисунок 20. Двухмерный штрих-код.
Итак, рассмотрим разновидности штрих-кодов, применяемых в различных сферах деятельности.
В торговле наиболее часто используется система кодировки EAN/UPC. Сначала была разработана система UPC в США, однако весь диапазон цифр (12 цифр) был занят для кодирования товаров США и Канады. Поэтому разработчики европейской системы кодирования информации о товарах создали свою систему, совместимую с системой UPC. В результате была введена 13 цифра для обозначения кодов товаров европейских стран; обычно она указывается слева от штрихкода.
Ниже приведен рисунок, отображающий штриховой код EAN-13.
Рисунок 21. Структура кода EAN-13.
Код товара EAN – 13 включает набор элементов:
1) префикс национальной организации GS-1 (3 цифры);
2) Регистрационный номер производителя товара (4-6 цифр);
3) Код товара (3-5 цифр);
4) Контрольное число (1 цифра);
5) Дополнительное поле (необязательное штрихкодовое поле, иногда там ставится знак «>», «индикатор свободной зоны»).
Итак, префикс национальной организации означает код регионального представительства ассоциации GS1, в которой зарегистрировался производитель продукции. Важно знать! Это не значит, что продукция произведена в стране, в которой находится производитель. Ассоциация не запрещает регистрировать предприятие у регистраторы другой страны. Например, концерн «Фольксваген» производит продукцию в России, однако организация зарегистрирована в Германии.
Следующая группа цифр – от 4 до 6 – означает регистрационный номер компании-производителя товаров. Для каждого региона может быть зарегистрировано от десяти тысяч до миллиона предприятий. Длина этого поля зависит от политики регионального представительства. В ряде стран размер этого поля зависит от уровня оплаты членских взносов. Проблема связана с тем, что если длина этого поля больше, то можно зарегистрировать больше предприятий, но при этом каждому предприятию выделяется возможность регистрирования меньшего количества товара. То есть, если код предприятия составляет 6 цифр, то каждому предприятию выделяется пространство для регистрации 1000 единиц товара. Ранее Российское представительство выделяло в качестве кода предприятия 4 цифры, и тогда для кодировки товара предприятие обладало возможностью регистрации ста тысяч единиц товара. В 2000-x году российское представительство приняло решение о выделении вновь регистрируемым предприятиям 6 цифр под код предприятия и 3 цифр под код товара. Это было обусловлено тем, что большая часть предприятий выпускает менее 1000 наименований товара, и это было бы более разумным шагом к более экономному расходованию кодов[36].
Остальные цифры выделяются организациям для кодирования товаров. Сам цифровой код не несет смысловой нагрузки. Ассоциация рекомендует последовательное присвоение кодов по мере выпуска нового вида продукции без вложения в этот код какой-либо дополнительной смысловой нагрузки.
Последняя, 13-я цифра, является контрольной. Она рассчитывается определенным образом на основе 12 предшествующих цифр кода. Экономисты отмечают, что штрих – код представляет адрес памяти в компьютере, в котором хранятся сведения о товаре. Поэтому эти данный могут быть визуализированы, либо перемещаются по локальной информационной сети синхронно с движением материального потока (потока товаров).
Это интересно! В ряде стран (Японии, Китае и др.) используются дизайнерские штрихкоды, выглядящие весьма креативно (рис. ).
Рисунок 22. Дизайнерские штрихкоды.
Помимо систем EAN и UPC, в логистике используется система штрихового кодирования Interleaved, представляющая международный стандартный код для маркирования тары и упаковки единиц продукции. Эта система может применяться для идентификации билетов в аэропортах, ж/д вокзалах, пристанях; идентификации почтовых отправлений и др.
Рисунок 23. Структура штрихкода Interleaved.
Данный штрихкод имеет особенности, заключающиеся в представлении пар цифр в знаках штрихового кода при помощи пяти штрихов и пяти промежутков. На нечетных позициях (слева направо) цифры обозначаются штрихами, а на четных – промежутками (чередование). Впереди кода обычно записывается «0».
В настоящее время считывание штрихкодов обычно осуществляется посредством применения специальных сканеров, которые могут быть переносными и стационарными. В крупных торговых компаниях (АШАН, Реал и др.) сканеры входят в комплекс специальной техники, используемой для регистрации и оплаты приобретенных товаров. Кассир, производя расчеты с покупателем, сначала считывает штрихкод товара посредством ручного или стационарного сканера.
Конечно, кассиры и продавцы могут вручную вводить коды идентификации продукции с клавиатуры компьютера. При этом не требуется использование считывающих устройств типа сканера. Однако исследования эффективности ручного ввода информации о товарах показали, что человек совершает ошибки в 10 000 раз больше, нежели при автоматическом сканировании продукции.
Применение штрихкодирования носит сквозной характер, так как присвоение штрихкодов продукции происходит на стадиях производства или закупки продукции. Затем продукция проходит все этапы транспортировки и перемещения к посредникам, и впоследствии к покупателю.
Поэтому для обеспечения эффективного контроля над движением материальных потоков необходима идентификация и использование системы штрихкодирования во всей логистической цепи.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте сущность информационной логистики.
2. Назовите объекты и субъекты информационной логистики.
3. Перечислите характеристики информационного потока.
4. Раскройте структуру информационного потока.
5. Как классифицируются информационные потоки ?
6. Перечислите требования к информационным системам в логистике.
7. Охарактеризуйте этапы проектирования информационной системы.
8. Обоснуйте необходимость развития интернет-технологий в логистике.
9. Какие интернет-технологии применяются в современной логистике ?
10. Раскройте методы идентификации и штрихкодирования, виды штрихкодов.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Диверсификация– расширение ассортимента продукции (услуг) на основе одновременного развития других, не связанных друг с другом, направлений деятельности.
Дистрибьюция – функциональная область логистики, заключающаяся в интегрированном управлении логистическими функциями и операциями по продвижению готовой продукции и сопутствующего логистического сервиса от производителей и (или) оптовых (оптово-розничных) торговых компаний к конечным (или промежуточным) потребителям.
Жизненный цикл товара – время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.
Издержки обращения – затраты, связанные с процессом реализации товаров.
Издержки производства - расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли: затраты на зарплату, сырье и материалы, амортизация средств труда и т.д.
Информационный поток – поток сообщений и данных, сопутствующий материальному потоку и (или) процессу предоставления услуг в рассматриваемой логистической системе предназначенный для реализации управленческих функций.
Логистика – наука об управлении материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками в определенной экономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов.
Логистическая концепция – обоснованная последовательность приемов и операций для достижения логистических целей организации.
Логистика-микс (правило «7R»)– обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с оптимальными затратами.
«Толкающая система» - представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются.
«Точно в срок» (just in time) – концепция построения логистической системы в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: в производстве, снабжении и дистрибьюции, основанная на синхронизации процессов доставки продукции в необходимых количествах к тому времени, когда элементы логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных со страховыми запасами.
«Тянущая система» -представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости.
Управление цепями поставок – интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц.
Финансовый поток – направленное движение финансовых ресурсов (денежных средств), связанных с материальными и (или) информационными потоками в рамках логистической системы компании или цепи поставок в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1.Александров О. А., Егоров Ю. Н. Экономический анализ. –М.: ИНФРА-М, 2011.
2.Баурсокс Д. Дж., Клосс Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок. –М.: ОЛИМП-БИЗНЕС, 2001.
3.Егоров Ю. Н. Основы маркетинга. –М.: Риалтекс, 2010.
4.Егоров Ю. Н. Взаимодействие логистики и маркетинга в стратегии диверсификации. –М.: Риалтекс, 2012.
5.Еськин Б.С., Крылова М.Д. Логистика в книжном деле. – М., МГУП, 2010.
6.Дыбская В. В., Зайцев Е. И., Сергеев В. И., Стерлигова А. Н. Логистика. Полный курс МВА. –М.: Эксмо, 2009.
7.Канке А. А., Кошевая И. П. Логистика. –М.:ИНФРА-М., 2011.
8.Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М., Проспект, 2010.
9.Коно Т.Структура и стратегия японских предприятий. – М.: Прогресс, 1987.
10.Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. –М.: Питер, 2001.
11.Леготина Ю.В., Бутрин А.Г. Проблемы финансовой логистики. //Логистика: современные тенденции развития, 2008.
12.Моисеева К.Н. Экономические основы логистики. Учебное пособие. //Москва. ИНФРА-М. 2008.
13.Павеллек Г. и др. Бюллетень Национального совета США по материальному распределению / Пер. с англ. – М., Мир, 2002.
14.Родников А.Н. Логистика. Терминологический словарь. – М., Экономика, 1995.
15.Савенкова Т.И. Логистика: учебное пособие. – М., Омега-Л, 2010.
16.Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. –М.: ИНФРА-М, 2001.
17.Тимошенко О.А. Базовые принципы логистики финансов. //Логистика: современные тенденции развития, 2008.
18.Ферна Дж, Спаркса Л. Логистика и управление розничными продажами = Logistics and retail management. -Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007.
19.Чудаков А.Д. Логистика: учебник. – М., РДЛ, 2001.
20.D.M. Lambert. Measuring and Selling the Value of Logistics.- "Internat. Journal of Logistics Management", 2002.
21.J.D. Martin. Value Based Management - Value Based Management - Harvard Business School Press, Boston, 2003.
22.http://www.easylogistic.org.
Учебное издание
Егоров Юрий Николаевич
Доктор экономических наук, профессор МРСЭИ