Благотворительность: анализ и обобщение опыта в России


Балюк Е.П., Автономов Р.Б.

СО МАНПО при поддержке Фонда Евразия

Благотворительность – оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

Будем рассматривать под понятием «благотворительность» не абстрактные добрые дела, а конкретное юридическое понятие, т. е. «добровольную деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи» (см. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 г. №135-ФЗ).

На сегодняшний день во многих городах России проведены исследования взаимодействия местного бизнеса с некоммерческими организациями (НКО). Вот далеко не весь перечень городов, которые опубликовали результаты своих исследований в этой области: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Новокузнецк, Тверь, Барнаул, Тольятти, Тюмень, Архангельск, Воронеж, Краснодар, Нижний Тагил.

Исследования рассматривали проблемы взаимодействия бизнеса и НКО, в т.ч. и благотворительную деятельность бизнеса, под самыми различными углами зрения:

§ Существует ли благотворительность в нашей стране?

§ Кому и как помогают наши бизнесмены?

§ Каким образом некоммерческие организации способны заинтересовать бизнес в сотрудничестве?

§ Каковы возможные формы сотрудничества между бизнесом и НКО?

§ Какую роль играет пресса в распространении культуры благотворительности в нашем обществе?

Нами было проанализировано свыше 100 электронных документов различного рода, размещенных в сети Интернет. Анализировалась любая информация, начиная от статей электронных журналов, посвященных проблемам благотворительности (например, журнал “Пчела”, Санкт-Петербург), заканчивая материалами семинаров и конференций по данной тематике. Кроме того, мы опирались на научные данные, приведенные в опубликованных отчетах по социологическим исследованиям благотворительной деятельности бизнеса в различных городах страны.

Делая обобщение, мы можем выделить следующие тенденции, характерные для России в целом:

1. Оказывает ли благотворительную помощь российский бизнес? Кому, как и почему?

Сравнение данных по исследованиям коммерческого и некоммерческого секторов показало, что наиболее часто благотворительная поддержка оказывается организациям и учреждениям, работающим со слабо защищенными слоями населения. Это, в первую очередь, детские дома и приюты, дома престарелых и инвалидов, общественные организации ветеранов и инвалидов, молодежные и детские объединения, медицинские учреждения, которые имеют недостаточное финансирование со стороны местного бюджета и других источников ресурсов. Соответственно детские и медицинские учреждения получают самое большое число пожертвований.

Помощь, в основном, оказывается деньгами (средний процент по приведенным выше городам – 60,8%) и продуктами питания (36,7%). Связано это с тем, что данные формы благотворительности являются наиболее удобными для бизнес-структур, особенно тех из них, которые занимаются торгово-закупочной деятельностью (рынки, базы, магазины и т.п.). Такие формы благотворительной помощи, как предоставление услуг специалистов, автотранспорта, помещений, информационная поддержка оказываются большинством коммерческих организаций достаточно редко, т.к. во-первых, подобные услуги не являются востребованными, а во-вторых, коммерческим организациям более удобно оказывать поддержку непосредственно деньгами.

В основном, благотворительная деятельность оказывается бессистемно, не носит проектный характер, не преследует четко определенные цели. В большинстве случаев благотворительные средства выделяются на проведение конкретных мероприятий; имеется ряд организаций (в основном крупных), которые оказывают регулярную поддержку постоянным партнерам. При этом прямая, адресная поддержка, как правило, оказываемая личным знакомым, предпочитается сотрудничеству со специализированными благотворительными организациями, которые часто не внушают предпринимателям доверия.

С другой стороны, сами некоммерческие организации, испытывая финансовый дефицит, в большинстве случаев, не имеют собственных комплексных фандрайзинговых программ и не предлагают коммерческим организациям конкретных, детально проработанных социально-значимых проектов, направленных на достижение конкретных, реальных результатов. Представители НКО зачастую оказываются не готовыми к контактам с бизнесом, усматривая в этом либо что-то постыдное, либо просто испытывая робость, вызванную неверием в собственные силы, а подчас и нежеланием активно продвигать свои проекты. Кроме того, весьма сильны иждивенческие позиции среди некоторых руководителей НКО, считающих, что бизнес “обязан” помогать третьему сектору.

Причины, побуждающие русского бизнесмена заняться благотворительностью, на сегодняшний день, в основном, морального характера. Подавляющее большинство предпринимателей, склонны помогать из чувства сострадания и гуманизма. Вероятно, этим можно объяснить и разовый характер помощи, и ее адресность. Только такого вида благотворительность дает необходимое, на сегодняшний день, бизнесмену чувство душевного облегчения, после оказания помощи. К сожалению, в единичных случаях по всем городам страны, благотворительность рассматривается бизнесом, как средство рекламы собственной деятельности и как улучшающий имидж фирмы фактор.

Подводя итоги этого раздела отметим:

Во-первых, не смотря на тяжелое экономическое положение и все трудности, коммерческие структуры продолжают в меру своих возможностей заниматься благотворительной деятельностью, помогая, в первую очередь, организациям, работающим со слабо защищенными слоями населения. При этом бизнесмены руководствуются, в первую очередь, не соображениями выгоды, а гуманностью и финансовыми возможностями фирмы.

Во-вторых, и сами НКО все больше начинают осознавать потребность в сотрудничестве с бизнесом на партнерской основе, по-новому оценивать свои собственные возможности в этом взаимодействии.

2. Модели благотворительности в России и формы взаимодействия бизнеса и НКО.

Наиболее интересную и полную классификацию моделей благотворительности в России мы встретили на страницах журнала “ПЧЕЛА”. Эту модель представил аналитик Благотворительного фонда «Сопричастность» (г. Москва) Игорь Карлинский, по результатам социологического исследования «Бизнес и благотворительность» в Санкт-Петербурге.

Существует несколько типов оказания благотворительной помощи:

1. Неосознанная благотворительность.

2. Благотворительность для своих.

3. Притворная благотворительность.

4. Вынужденная благотворительность.

5. Латентная (скрытая) благотворительность.

1 ТИП:

Две фирмы за счет примерно одинаковых действий формируют свой рынок. Одна (назовем ее Y), торгующая специальной литературой, бесплатно предоставляет ее библиотекам вузов, формируя у потенциальных покупателей интерес к этой литературе, другая (назовем ее Z) бесплатно, либо всего за 10% стоимости предоставляет свои информационно-справочные компьютерные продукты учебным заведениям. Руководители фирмы Y знают, что их действия подпадают под определение понятия «благотворительная деятельность», данное в Законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», и сознательно используют благотворительность как инструмент маркетинга. Руководители фирмы Z считали описанные действия исключительно инструментом маркетинга. Это — неосознанная благотворительность.

2 ТИП:

Другой пример. Фирма помогает только своим сотрудникам, оказавшимся в сложной ситуации: предоставляет беспроцентные (но не безвозвратные) ссуды, оплачивает лечение от алкоголизма. Руководство фирмы считает это благотворительностью. Так сказать, «благотворительность для своих».

3 ТИП:

Некоторые предприниматели, определяя благотворительную политику своих фирм, на самом деле решают свои личные проблемы. Например, элитная частная гимназия существует на пожертвования крупных фирм и банков. Но если сравнить список учащихся со списком руководителей фирм-спонсоров, то оказывается, что в этой гимназии учатся дети и внуки директоров этих фирм. Фактически «предки» за счет средств своих фирм дают своим наследникам элитное образование, и все разговоры о благотворительности имеют привкус лицемерия. Несмотря на то, что в гимназии учатся и другие дети – это скорее притворная, чем чистая благотворительность.

4 ТИП:

Очень распространена вынужденная благотворительность. При таком роде благотворительности местная администрация направляет руководство фирмы, указывая на «возможность» благотворительного участия в социальных программах (акциях).

Надо отметить, что помощь властным структурам не всегда является вынужденной и может использоваться как маркетинговый ход. Например, в Санкт-Петербурге одна фирма бесплатно поставила налоговой инспекции информационно-правовую систему «Консультант-плюс», а затем запустила рекламу, предложив общаться «с налоговым инспектором – на одном языке».

5 ТИП:

Существует и латентная форма благотворительности. Фирмы, занимающиеся благотворительностью, часто это скрывают. Руководители фирм говорят: «Мы вам поможем, только никому об этом не говорите». Помощь оказывается «черным налом» и ни по каким финансовым документам не проходит.

Мы бы хотели добавить к этому списку еще один тип благотворительности, про который автор не упомянул, но к которому мы должны стремиться в гармонично развитом обществе – это благотворительность ЯВНАЯ, т.е. легальная.

Однако, это классификация моделей благотворительности по характеру оказания помощи. Хотелось бы еще выделить механизмы взаимодействия между бизнесом и некоммерческими организациями. Наиболее полный перечень механизмов взаимодействия был составлен в результате работы Второй конференции Ресурсных Центров России (материалы расположены на сайте Виртуального Ресурсного Центра www.trainet.org). Многообразие механизмов может служить основой для формирования культуры филантропии в нашей стране.

Принципиально возможные механизмы взаимодействия:

§ Фонды (комьюнити, корпоративные, частные);

§ АСР (агентство социальной рекламы);

§ Обучающие семинары для бизнеса;

§ Круглые столы, другие совместные мероприятия;

§ Программы;

§ Консультации;

§ Конкурсы (например на лучшего спонсора),

§ Совместные проекты с вложением средств (например, ярмарки, благотворительные сезоны, благотворительный бал и т.д.),

§ Издания для бизнеса;

§ Распространение изданий НКО среди бизнеса;

§ Программы взаимодействия, объединяющие НКО и бизнес (создание и развитие бизнес-ассоциаций и других НКО, объединяющих бизнес);

§ Ярмарки социальных проектов;

§ Организация рекламных кампаний для бизнеса;

§ Организация кампаний НКО в поддержку бизнеса и бизнеса в поддержку НКО;

§ Создание PR-материалов, содержащих «истории успеха";

§ Конкурс бизнес изданий;

§ Городские, региональные, местные попечительские советы

§ Общественные экспертные советы;

§ Привлечение бизнес-ассоциаций в качестве клиентов РЦ;

§ Конкурсы грантов от местного бизнеса;

§ Кадровое агентство;

§ Добровольческая служба (для социальных проектов);

§ Привлечение бизнеса к участию в ярмарках – вакансий;

§ Банк социальных идей и их продвижение для бизнеса;

§ Создание библиотек по предпринимательству;

§ Создание и оказание платных услуг для бизнеса;

§ Освещение благотворительности в СМИ (например, через АСИ)

В рамках этого раздела хотелось бы также заметить, что в настоящее время в Москве и ряде регионов проводится работа по внедрению принципиально новой для России модели благотворительной организации – Общественного Благотворительного Фонда. Созданы и действуют рабочие группы, которые объединили в своих рядах представителей всех секторов общества: властных структур, предпринимателей и общественных организаций.

Фонды являются эффективным инструментом привлечения внебюджетных средств для поддержки социальных, образовательных и культурных программ конкретного города. Модель Фонда строится по следующим основным принципам:

Фонд владеет капиталом, который формируется его учредителями.

Аккумулированный капитал инвестируется, а полученная прибыль на конкурсной основе в виде грантов направляется на финансирование общественно полезных городских проектов и программ. При том, что деятельность Фонда направлена на реализацию проектов и программ конкретного города или региона, он не является структурой местного бюджета, а контроль за его деятельностью осуществляется независимым Попечительским советом.

При этом обращают на себя внимание некоторые обстоятельства, говорящие в пользу данной модели:

Ныне существующие благотворительные организации вначале пытаются найти деньги, а найдя, полностью расходуют их на проекты, вновь оставаясь без ресурсов. Поскольку результаты поиска средств непредсказуемы, то и деятельность таких организаций нестабильна. Фонд же создается на долговременной основе и не требует поиска новых финансовых ресурсов для реализации текущих программ. Капитал Фонда инвестируется с учетом максимальной безопасности вложений и получения стабильного дохода. Грантовая схема деятельности Фонда предполагает конкурсный, на основе независимой экспертизы, отбор проектов, и исключает выделение средств случайным или профессиональным «ходокам», действующим по принципу «получает тот, кто лучше плачет». Экспертиза проектов и проектантов гарантирует реальность и актуальность выбранных проектов, а контроль на каждом этапе реализации проекта и поэтапность выделения средств (при достаточно больших объемах финансирования) – их результативность.

Деятельность Фонда предполагает максимальную прозрачность и законопослушность. Появляется реальная возможность избежать нарушений и злоупотреблений, характерных для некоторых действующих в России благотворительных организаций. Дополнительные гарантии безопасности дает механизм управления Фондом, в котором большие полномочия переданы Попечительскому совету, где будут представлены наиболее авторитетные и признанные общественные деятели города или региона, а текущая деятельность непосредственно контролируется и утверждается Правлением, формируемым на

широкой основе. Исполнительные органы Фонда утверждаются учредителями на конкурсной основе, и их деятельность должна быть абсолютно прозрачна. Фонд является одним из инструментов связей его учредителей и участников с общественностью, работающим на них в течение всего срока существования Фонда.

Практика показывает, что Фонд, осуществляющий свою деятельность по предлагаемой схеме, имеет серьезные перспективы роста. Например, созданный в США в 20-е годы Фонд Форда имел первоначальный капитал всего $25 тыс., сегодня же его капитал составляет $9,5 млрд. Всего же с момента создания этого фонда им было выделено на благотворительные цели $9 млрд.

3. Отношения государства и бизнеса.

При обобщении опыта благотворительности в России мы решили осветить этот раздел. Не смотря на то, что непосредственными участниками процесса оказания благотворительной помощи является бизнес и нуждающиеся в финансовой поддержке группы общества (частные лица, НКО и пр.), государство напрямую влияет на ход этого процесса, как управляющий и законодательный орган.

К сожалению, у нас государство благотворительность не стимулирует. Поэтому благотворительная деятельность и социальные программы воспринимаются представителями бизнеса, как камень на шее.

Отношения государства и бизнеса даже отдаленно не напоминают добровольный союз, когда люди договорились о разделении труда. То есть одни зарабатывают деньги и отдают их на общее благо, а другие им за это обеспечивают то-то и то-то. Союз государства и налогоплательщиков у нас не сложился. Наоборот – все больше усиливается антагонизм. Потому что государство не желает идти навстречу предпринимателю. Хотя им взаимные интересы очевидны. На Западе в рамках общественного договора помимо помощи социально обездоленным государство берет на себя обязательство не допустить социального взрыва в стране. А предприниматели, как люди наиболее заинтересованные в стабильности, обещают делиться с ним немалой частью своих доходов. Эта естественная форма взаимопонимания у нас не получила развития. Коррумпированность чиновников, нерациональность государственных расходов пугает налогоплательщика. И ведь попытки уйти от налогов морально обоснованы.

Существует и вторая часть общественного договора – государство соглашается не брать у предпринимателя часть налогов, то есть предоставляет льготы, если тот берется сам решать часть социальных задач и обязуется реализовать их лучше, чем это сделало бы государство. Это элемент цивилизованных отношений между государством, обществом и бизнесом. У нас, конечно, идет сейчас «просветление мозгов». Пора выходить за рамки своего предприятия и вносить вклад в то, чтобы не допустить социального взрыва в масштабе государства. Эта функция предпринимательством еще не осознана.

Главное, чтобы отношение к благотворительности изменилось на государственном уровне. Совершенно очевидно, что не помогать социально обездоленным слоям населения нельзя. И здесь бизнес может помочь государству. Строго говоря, ничего не мешает этому проекту стать коммерческим. Но даже если он не может стать коммерческим, но помогает населению – эта деятельность должна стимулироваться государством с точки зрения льготного налогообложения. Бизнес объективно заинтересован, чтобы коррупции в стране было меньше, чтобы было сильное государство, которое бы защищало его интересы, в том числе и на международной арене.

4. Законодательная и налоговая база благотворительности.

Наше налоговое законодательство, как уже сказано выше остается недостаточно внимательным к проблемам поддержки благотворительности предпринимателей. Правительство внесло в Государственную Думу пакет, состоящий из 19 законов по изменению налогового законодательства. Были среди них и законы, касающиеся благотворительной деятельности коммерческих структур. Это законы «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и «О налоге на добавленную стоимость» (НДС).

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ. Во многих странах такого налога вообще нет. В нашей стране он есть, к тому же он интерпретируется как один из видов налога с оборота. Например, добавление стоимости при пересечении таможенной границы, не возникает, а налог на добавленную стоимость – возникает. НДС взимается при пересечении таможенной границы почти с любых товаров и услуг, часто даже если речь идет о гуманитарной помощи. Закон «О гуманитарной и технической помощи», который прошел уже согласительную комиссию Совета Федерации и Думы, во многом усложняет поступление благотворительной помощи из-за рубежа. В этом документе вообще не предусмотрена благотворительная помощь от частных лиц или корпораций. То есть корпоративная благотворительность зарубежных компаний не поощряется нашим законодательством.

Возможны только поступления по межправительственным соглашениям или через отдельные благотворительные фонды. Причем, те фонды через которые можно работать, должны быть включены в специальные перечни, утверждаемые правительством, и контролироваться специальными комиссиями и т. п. Пробиваться через эти барьеры очень сложно и мало кому захочется.

Кроме того НДС – это большая проблема и для внутрироссийских отношений, потому что налогом на добавленную стоимость облагаются имущественные пожертвования. Сегодня коммерческой организации выгоднее разбить устаревшие компьютеры, чем передать их в благотворительную организацию. Это так потому, что возникает обязанность платить НДС. Такую позицию правительства абсолютно нельзя понять. Ведь имущественные пожертвования имеют более целевой характер, чем деньги. Последние можно истратить и не по назначению. А если ты, как благотворитель, покупаешь конкретно то, что нужно организации, сегодня приходится платить дороже. Правда, поправки к правительственному пакету, которые были внесены депутатами по просьбе некоммерческих организаций, все-таки были приняты бюджетным Комитетом. Сейчас он над ними работает. Основные возражения со стороны правительства против отмены НДС с имущественных пожертвований были связаны с тем, что плохо осуществляется контроль за благотворительной деятельностью. Хотя, на самом деле, это -собственная вина правительства. Кроме того, этот аргумент становится все менее состоятельным, потому что в бухгалтерской отчетности за 1998 год уже есть форма отчета о целевом использовании средств, поступающих на 96-й счет (целевое финансирование). То есть организации, получающие благотворительную помощь, обязаны отчитываться перед налоговой инспекцией о целевом использовании пожертвований, а раньше этого не было.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ. В основном льготы на благотворительные пожертвования высчитываются как проценты от прибыли. Кроме того, можно делать пожертвования из чистой прибыли. Но если говорить, какая часть будет сниматься с налогооблагаемой базы, то для отдельных видов целевых пожертвований это 5%, а для абсолютного большинства – 3%. Если вспомнить, что у большинства коммерческих организаций сегодня прибыли просто нет и есть огромное количество банкротов, а там, где все-таки есть прибыль, она очень маленькая, то 3% от нее – величина символическая. Этой суммы не хватит и на тарелку супа в благотворительной столовой. Так что проблема за счет чего решать вопросы финансирования благотворительности становится все более актуальной, учитывая, что местные органы власти постоянно обращаются к предпринимателям с просьбой о содействии в решении социальных проблем. И здесь предпринимателя зачастую толкают на нарушение налогового законодательства. Это происходит сплошь и рядом. Есть такой документ -"Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, работ и услуг, включаемых в себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов». В нем нигде не указано, что благотворительные пожертвования можно проводить через статьи затрат. Кое-что по линии НИОКР, кое-что по обеспечению собственных сотрудников можно с краешку «привязать» к затратам. А благотворительность, к сожалению, идет очень широко черным «налом».

Люди не понимают, о чем идет речь, пока идут разговоры о размерах налогов, чистой прибыли. Но если человеку конкретно показать, что есть инвалидная коляска. Спонсор приобретает эту коляску и должен еще за нее государству отдать такую же сумму, да еще показать все это в финансовых документах, когда идет налогообложение. Вот тогда-то люди начинают включать свое сознание через эмоции. «А действительно, – думают, – как же можно легально оказывать благотворительную помощь, если надо еще такую же сумму отдать государству? Которое, к тому же, не только тебе ничего не обеспечивает, а на эти деньги, скажем, в Чечне что-нибудь там начинает».

Закон «О благотворительности и благотворительной деятельности» у нас принят. Он то и является основой для заявления фирмами права на льготы при перечислении средств в порядке благотворительности предприятиям, входящим в категорию так называемых некоммерческих. В законе прямо сказано, что перечисление средств коммерческим организациям – это не благотворительность. Там совсем другой порядок налогообложения. Льготы в переделах 3% или 5% от налогооблагаемой прибыли положены только тем, кто перечисляет средства организациям, имеющим цели и задачи, определенные законом «О благотворительности» от 11 августа 1995 года N 135.

И еще. Помимо того, что определено законом «О благотворительности», есть у нас еще так называемая категория государственных учреждений, которые могут получать средства в порядке благотворительности. Это государственные учреждения культуры, искусства, творческие союзы, организации лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы. Им установлены льготы в пределах 5%.

Благотворительность не оформляется никакими договорами. Просто некоммерческая организация просит коммерческую перечислить средства на осуществление какой-то программы в области оказания помощи, скажем, детям или инвалидам. На основании личных писем коммерческие организации перечисляют деньги. В некоторых случаях налоговая инспекция отказывается дать льготу, если нет такого обращения в письменном виде с просьбой. Это тоже не верно. Поскольку должна учитываться добрая воля юридического лица.

5. Проблема социальной вовлеченности предпринимателей: факторы, сдерживающие бизнес.

Подводя итоги сложившейся в стране обстановки с законами о благотворительности и результатов исследования, можно сказать, что только человеческое милосердие оказывается самым устойчивым основанием для благотворительной деятельности сегодня.

Предпринимательство – одна из важнейших составляющих цивилизованного гражданского общества, так как именно этот вид человеческой активности до настоящего времени наиболее существенно обеспечивает общество ресурсами.

Успех бизнеса зависит от того, насколько предприниматель живет своим бизнесом. Хороший предприниматель, всегда думает о своей личной материальной выгоде, как о выгоде своего дела.

В силу этого, для нормального предпринимателя, вопрос о социальной вовлеченности предпринимательства является вопросом создания правовых и других социальных условий для разворота бизнеса к решению социальных проблем. То есть предприниматель будет активно заниматься решением социальных проблем (и решит их быстрее государственных бюрократических структур), если это будет выгодно, или хотя бы престижно с точки зрения его бизнеса.

Опыт большинства стран мира показывает, что только в случае активной роли государства и общественности, только тогда, когда идет поощрение предпринимателей решать социальные проблемы, это явление становится массовым. В свою очередь вовлеченность предпринимательства в решение социальных проблем сама представляет собой один из путей решения особой социальной проблемы – проблемы «дикого рынка» и низкого уровня культуры среднего предпринимателя.

Методами стимулирования и поощрения со стороны государства предпринимателей к решению социальных проблем традиционно являются налоговые льготы и режим «наибольшего благоприятствования» для бизнесменов, которые включились в этот процесс. К сожалению, для России, в особенности для федерального законодательства свойственна прямо противоположная тенденция: пока еще сами благотворительные и некоммерческие организации пытаются получить налоговый режим, позволяющий им дышать. Кроме того тот факт, что предприниматель занимается благотворительностью, часто служит толчком для подозрений со стороны государственных органов и «самостийных» дополнительных проверок.

Некоторый прогресс в отношениях между государственными органами и предпринимателями, решающими социальные проблемы, можно в настоящее время отметить, по сути, только на местном уровне. Хотя чаще всего указанные явления имеют стихийный, полуподпольный характер и происходят в формах, воспринимаемых обывателем, как коррупция.

Единственным ручейком социальной вовлеченности российского предпринимательства сегодня, пожалуй, остается участие крупных и сверхкрупных предприятий и их руководства в поддержке отдельных видов благотворительности на основе личных склонностей руководителей или по просьбам чиновников, от которых зависит положение предприятия.

Такая непрочная основа взаимодействия бизнеса и некоммерческого сектора приводит к тому, что предпринимательство как источник ресурсов для решения социальных проблем в России все-таки остается невостребованным.

Начинают появляться в России и типичные для многих стран мира такие формы участия предпринимательства в решении социальных проблем, как решение за счет бизнеса некоторых вопросов потенциальных покупателей. К примеру, производители или продавцы товаров для детей финансируют проведение детских праздников или концертов детского творчества. Однако пока еще и такие формы социальной вовлеченности предпринимательства нельзя назвать распространенными.

Учитывая изложенное, нужно констатировать, что социальная вовлеченность российских предпринимателей в настоящее время очень низка, и участие в решении социальных проблем не является действительно престижным в предпринимательской сфере. Общественность и государство также практически не создают условий и необходимой психологической атмосферы, побуждающей предпринимательство к изысканию ресурсов для решения социальных проблем. В силу этого роль просвещения и активности организаций, способных влиять на изменение российского законодательства и общественного мнения, очень велика для превращения предпринимательского интеллектуального и материального потенциала в полноценный и действенный ресурс социального прогресса.

6. Отражение благотворительной деятельности в СМИ.

Как уже прозвучало, предприниматели придерживаются такой политики: «мы благотворительностью не занимаемся, мы занимаемся бизнесом». Они платят налоги, насколько не могут от них уйти, а все остальное вкладывают в развитие своих фирм. Все, что не дает коммерческого эффекта – игнорируется. Реальной пользы от этого нет, значит, нечего тратить время. «Время – деньги».

Многие руководители фирм не знают о так называемых налоговых льготах (если это можно назвать льготами) и том, как можно помогать благотворительным организациям и частным лицам не в убыток фирме, да и не очень-то интересуются. Зачастую предприниматели просто не хотят усложнять отчетность и создавать «лишнюю работу» своим бухгалтерам.

С другой стороны, не смотря на довольно большое количество программ и проектов НКО, как уже осуществляемых, так и запланированных в ближайшем будущем, успешность их реализации сковывается целым рядом факторов, главным из которых была и остается хроническая нехватка средств.

Немаловажную роль в отсутствии понимания играет крайне несовершенное информационное обеспечение деятельности как НКО, так и бизнеса. Оба сектора практически ничего не знают или имеют крайне искаженное представление друг о друге.

Исследования в области участия СМИ в формировании культуры филантропии были проведены в различных городах. Наглядные материалы по данному исследованию, например, можно найти на сервере “Молодых журналистов Алтая” (www.infohome.alt.ru).

Более глубокое исследование было проделано корреспондентом Независимая правовая библиотека – Дмитрием Бродским, который поставил перед собой цель: проанализировать, как, в каком контексте и под каким углом отражается в периодических печатных изданиях России благотворительная деятельность предпринимателей, какие мысли все это навевает.

Приведем основные выводы:

Во-первых, что может, и в первую очередь должна, разъяснить и сформировать пресса для общества, по мнению журналиста:

1. Благотворительность хотя и является неотъемлемым атрибутом гражданского общества, однако служит только ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ мерой в решении социальных проблем и не может заменить государственные усилия;

2. Государство, а именно законодательная и исполнительная власть, обладает РЕШАЮЩИМ влиянием на благотворительное участие отечественного и зарубежного сообществ в решении социальных проблем. Иными словами надо чаще обращать внимание народа на то, насколько дальновидно и рачительно распоряжается государство, те или иные его ветви колоссальным ресурсом решения социальных проблем – БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ народа вообще и предпринимательских структур в частности.

3. Идею БЛАГОТВОРНОСТИ самой предпринимательской деятельности для России. При этом нужно иметь в виду, что есть такие сферы рыночной экономики, которые наиболее трудны для восприятия широкими народными массами, десятки лет существовавшими в условиях не рыночных, а плановых форм распределения потребительских ценностей. К примеру, рынок услуг и ценных бумаг.

4. Причины утечки из страны валютных средств, заработанных на её территории отечественными предпринимателями. К примеру объяснить большинству наших сограждан, кто виноват в том, что около ТРЁХ СОТЕН миллиардов долларов, заработанных на территории России, оказались вложенными в зарубежные банки, а российская экономика при этом осталась обескровленной И ГОСУДАРСТВО, задолжав около 100 млрд. долларов (по оценке Г. Явлинского), опять обращается к международным держателям финансовых средств за займами в несколько ДЕСЯТКОВ миллиардов долларов. Если всё это НЕ ОБЪЯСНЯТЬ широким массам России, то трудно рассчитывать на понимание и поддержку с их стороны благотворительной деятельности вообще и тем более благотворительной деятельности предпринимательских структур.

Какие факторы, формируют отношение к предпринимателям – благотворителям? Нужно оговориться сразу, что благоприятное отношение к благотворительности в целом складывается из ВСЕЙ совокупности соответствующих объективных фактов и их освещения в СМИ. Для того, чтобы этот процесс успешно осуществлялся, необходимо создание режима сотрудничества СМИ и бизнеса.

Но что же мешает сотрудничеству СМИ и бизнеса в освещении этой благородной деятельности? Как это ни печально, причина не лежит на поверхности. Нельзя, конечно, отрицать некоторую недальновидность предпринимателей. Ведь обнародованная благотворительная деятельность бизнеса в идеале должна создавать благоприятную среду для самого его существования. Но, как известно, «скромность» благотворителей от бизнеса имеет и свои существенные объективные причины. Не случайно в Государственной Думе РФ идет напряженная борьба за введение поправок в Налоговый кодекс, а именно «не считать реализацией (то есть продажей) поступления в некоммерческие организации (пожертвования, гранты, членские взносы и т.п.) и их безвозмездные услуги».

Поэтому в настоящее время обнародование в СМИ благотворительной деятельности может иметь неприятные последствия как для жертвователей, так и для «просителей": «Себе дороже будет!».

Существуют разные способы умолчания:

1. Умолчание СМИ о самих ФАКТАХ благотворительной деятельности. В этом случае формируется следующее мнение: «Ничего ни от кого не допросишься!»

2. Умолчание СМИ о СУБЪЕКТАХ благотворительности. Создается вакуум информации: «А что ОН (ОНИ), собственно, такого хорошего сделал(ли)?

3. Уход от обнародования РАЗВЕРНУТЫХ, обобщающих материалов о субъектах благотворительности, в частности: об источниках их прибыли, об образе их личности, о мотивах их благотворительной деятельности, о её направлениях и результатах. Возникает почва для сомнений и домыслов: « А что это за птица?», «А чего он так раздобрился? « ."Может от чего откупиться хочет?» и т.п.

Таким образом, очевидно, что реакционеры от власти до сих пор блокируют и благотворительность в России, и совершенствование работы бедных, но полных энтузиазма общественных организаций, препятствуют как созданию благоприятной моральной среды для бизнеса в районе его осуществления, так и позитивному отношению к предпринимательству в целом.

Какие же причины формирования негативного отношения общества к благотворительности предпринимателей?

1. Прежде всего, это скрытность самих благотворителей, некоторые причины которой указаны выше;

2. Нежелание СМИ публиковать материалы о благотворительности предпринимателей;

В свою очередь причинами умолчания могут быть:

· Безразличное отношение к благотворительности вообще как незначительному фактору решения социальных проблем. Объясняется отсутствием гражданского сознания и недальновидностью.

· Негативное ОТНОШЕНИЕ к предпринимательству, рационализирующее инфантильные или психопатические мотивы;

· В некоторых случаях преобладает мнение, что за такой материал бизнесмен – благотворитель должен платить, так как у него есть деньги, и такие материалы могут иметь для него значение рекламы.

· Опасение ПОСЛЕДСТВИЙ написания материалов хвалебного характера в адрес бизнесмена (опасения за свою работу и карьеру, опасения за свою жизнь).

Помимо умолчания, фактором, формирующим негативное отношение граждан к благотворительности предпринимателей, служит бессознательная или сознательная дискредитация предпринимателя – благотворителя.

Первая – по причине низкого профессионализма, а вторая – по причине беспринципности (выполнение заказа) или идеологической ангажированности.

(«С жиру бесятся буржуи, нас за быдло почитают?» «Все они такие ... «благотворители»?» и т.п.).

Такие публикации вызывают дезориентацию общества в отношении конструктивных общественных сил («Кто есть кто?»), в отношении этических критериев («Что есть добро и что есть зло ?»).

Периодические печатные издания могут внести свою лепту как в оздоровление общественного сознания, так и, напротив, способствовать усугублению негативных тенденций в этом процессе. Какие факторы напротив благоприятствуют созданию доброжелательного общественного мнения в отношении благотворительной деятельности предпринимателей? Каково в этом смысле влияние печати?

Это можно выяснить, если ответить на ряд вопросов:

1. Разъясняют ли печатные СМИ отличие благотворительности от псевдо-благотворительности?

2. Пропагандируют ли они организации, являющиеся подлинно благотворительными?

3. Готовы ли они к открытости в освещении проблем, стоящих на пути к совершенствованию института благотворительности?

Вопросы остаются открытыми и по сей день.

ИТОГИ АНАЛИЗА ОПЫТА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ.

Межсекторное взаимодействие сегодня сталкивается с целым рядом объективных и субъективных трудностей. Во-первых, несовершенство сегодняшнего законодательства как на федеральном, так и на местном уровне приводит к тому, что многие коммерческие структуры находятся под жестким, мешающим полноценному развитию налоговым прессингом, что отнюдь не способствует развитию благотворительной деятельности в широких масштабах. Налоговые льготы, которые могла бы приносить филантропия, практически отсутствуют или остаются крайне условными.

Во-вторых, слабое освещение благотворительной деятельности средствами массовой информации, создает информационный вакуум в этой сфере. Помимо того, формируя общественное мнение, СМИ не уделяет внимание формированию положительного имиджа Благотворителя. Отсюда возникает ощущение, что и общественность и государство не заинтересованы в распространении благотворительности в нашей стране.

Однако, есть и положительные моменты:

§ Благотворительная деятельность, несмотря на экономический, социальный и культурный кризис, осуществляется и в перспективе примет еще более широкие рамки. Отечественные бизнесмены гуманно относится к просителям, и в большинстве случаев не отказывают им в помощи. Подавляющее большинство опрошенных руководителей коммерческих организаций во всех исследованных городах России занимались и занимаются благотворительной деятельностью, не смотря на тяжелое налоговое бремя, отсутствие реальных льгот благотворителям и поддержки со стороны государства.

§ Отечественный бизнес с пониманием относится к проблемам некоммерческого сектора. Местные коммерсанты поддерживают и готовы поддерживать организации третьего сектора.

§ Становление «социально ответственного» бизнеса в регионах проходит в довольно-таки сложных условиях, но многие бизнесмены понимают всю общественную значимость благотворительной деятельности и ее роль в формировании положительного имиджа своей организации.

Наши рекомендации