Особенности управления товародвижением в логистической системе

В последние годы в сфере логистики проявляется ярко выраженная тенденция интеграции участников сферы обращения. Основными факторами этого процесса являются: динамичность рынка, развитие научно-технического прогресса, изменение приоритетов государствен­ной социально-экономической политики. Предприятиям в обстановке неопределенности внешней среды с целью: 1)адаптации своей производственно-коммерческой деятельности к требованиям текущего момента на рынке и 2)повышения вероятности прогноза рыночных перспектив, приходится все актив­нее распространять свои функциональные воздействия за собственные системные рамки.

Продуценты товара, генерируя материальные и информационные по­токи, стремятся установить и расширить контроль не только оптовой сети (посредников), но и процесса реализации продукции непосредственно потребите­лям. В этом стремлении продуценты сталкиваются с аналогичными дей­ствиями со стороны потребителей, желающих контролировать всю ло­гистическую цепь на стадии закупок, а также со стороны посреднических структур, пытающихся регулировать логистические процессы во всех трех сферах (в сфере обращения, в сфе­ре производства и в сфере потребления).

Таким образом, можно констатировать, что три основные влиятель­ные силы (продуценты, посреднические структуры, потребите­ли) заинтересованы в создании распределительных систем логистического характера, оптимизирующих управление материальны­ми (товарными) потоками.

Многие предприятия стараются установить непосредствен­ную связь со структурами всех уровней товародвижения для получения точной и актуальной информации:

об уровне запасов в каналах распре­деления,

объемах и характере продаж,

рациональности логистических операций,

уровне логистических издержек (затрат) и т.д.

Рост эффективности логистики обусловлен ростом инвестиций в инфраструктуру сферы распределения. Поэтому в силу предназначения логистики – оптимизация затрат во всей логистической цепи поставок – особое внимание уделяется вопросу управления затратами.Стратегии производства, маркетинга и логистики должны быть тесно взаимосвязаны, так как логистикаоказывает существенное воздействие на большую часть производственно-коммерческих функций предприятия через затраты.

В традиционных организационных структурах в процессе учета затраты, связанные с логистикой, в значительной мере растворяются в других элементах затрат. Например, затраты на обработку заказов часто вклю­чаются в затраты на маркетинг. В связи с этим осложняется объедине­ние логистических затрат с целью их анализа и принятия соответствую­щих решений. Разнообразие логистических затрат и учет их по различным смежным функциям затрудняет их комплексное регу­лирование. Проблема осложняется, если по неко­торым компонентам логистических затрат учет не ведется или ведется нерегулярно.

Основная часть логистических затрат связана с выполнением ключе­вых логистических операций: складированием продукции, ее переработкой, транс­портировкой, экспедированием, подготовкой к производ­ственному потреблению; сбором, хранением, обработкой и выдачей информации о заказах, запасах, поставках и т. д.

По своему экономическому содержанию логистические затраты (из­держки) частично совпадают с издержками производства, но в большей мере -- с транспортно-складскими издержками, расходами на тару, по завозу товаров и их отправке потребителям, издержками хра­нения и другими составляющими издержек обращения.

Как правило, совокупные логистические издержки в микрологистических системах

( на уровне предприятия)определяются (и планируются), исходя из сумм продаж, в сто­имостном выражении в расчете на единицу массы готовой продукции, предназначенной к реализации (например руб/кг, м3), или в процентах от стоимости продукции.

В макрологистических системах (на общенациональном уровне) совокуп­ные логистические издержки определяются (планируются) в процен­тах от валового национального продукта.

Наши рекомендации