Модели текущего учёта основных хозяйственных процессов

3.1. Модель учёта процесса снабжения (заготовления)

Для организации процесса производства необходимо обеспечение организации предметами и средствами труда.

Процесс заготовления с точки зрения бухгалтерского учёта представляет собой осуществление организацией текущих затрат, связанных с заготовлением и приобретением материальных ценностей.

Основными задачами учёта процесса заготовления являются:

а) определение фактической себестоимости приобретённых материалов;

б) выявление затрат по заготовлению материалов;

в) контроль выполнения плана снабжения и выявления результатов заготовительной работы организации.

Для изготовления продукции организация приобретает материалы у поставщиков. Организация уплачивает их стоимость по счёту-фактуре, а также расходы, связанные с доставкой (железнодорожный или авиатранспорт, погрузочно-разгрузочные работы и др.). Все расходы, связанные с заготовлением материалов учитываются на счёте 10 «Материалы», счёт активный.

10 «Материалы»

Дт Кт
Сн – наличие сырья и материалов на предприятии на начало периода 1. Расход материалов (отпуск материалов на нужды производства в течение месяца по учётным ценам, реализация, уценка материалов) 2. Списывается часть ТЗР на нужды производства в конце месяца
1. Поступление материалов (приход от поставщиков, возврат из производства) 2. ± отклонение в стоимости материалов или ТЗР
Обд – фактическая себестоимость материалов, поступивших за месяц Обк – фактическая себестоимость израсходованных материалов
Ск – наличие сырья и материалов на предприятии на конец периода  

По дебету счёта 10 «Материалы» собираются все расходы, которые формируют фактическую себестоимость материалов.

По кредиту отражается расход материалов (отпуск материалов на нужды производства в течение месяца, реализация, уценка материалов).

К транспортно-заготовительным расходам, связанным с приобретением материалов, относятся:

- расходы по транспортировке и хранению материалов;

- расходы по таре;

- затраты на оплату работникам командировочных расходов, непосредственно связанных с покупкой и доставкой материалов;

- затраты на оплату труда работников, непосредственно занятых приёмкой, хранением и отпуском материалов;

- недостачи и потери от порчи материалов в пути в пределах норм естественной убыли;

- прочие расходы, связанные с приобретением материалов и др.

Транспортно-заготовительные расходы можно учитывать одним из трёх способов:

1. Включать в фактическую себестоимость материалов (т.е. учитывать эти расходы на том же субсчёте счёта 10, что и сами материалы).

2. Отражать на отдельном субсчёте счёта 10 (например на субсчёте 10/1 «Транспортно-заготовительные расходы»).

3. Учитывать на счёте 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

1-й способ. Включение транспортно-заготовительных расходов в фактическую себестоимость материалов.

Этот способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов. При этом способе транспортно-заготовительные расходы списываются на счета по учёту затрат вместе со стоимостью материалов, переданных в производство и на другие цели.

2-й способ. Отражение транспортно-заготовительных расходов на отдельном субсчёте 10/ТЗР к счёту 10 «Материалы».

При этом способе используется счёт 10 «Материалы», по дебету которого учитывается стоимость материалов по покупным ценам. К счёту 10 «Материалы» открывается субсчёт «Транспортно-заготовительные расходы» или ТЗР, на котором по дебету собираются транспортно-заготовительные расходы (доставка, погрузо-разгрузочные работы и др.). Фактическая себестоимость заготовленных материалов будет равняться дебетовому обороту счёта «Материалы» и дебетовому обороту субсчёта 10/«Транспортно-заготовительные расходы» (ТЗР).

Отпуск материалов на производство отражается по кредиту счёта «Материалы» в дебет счетов 20, 25, 26, 23 по покупным ценам в течение месяца, а в конце месяца определяется процент ТЗР и дополнительно списывается в дебет тех же счетов. На какие производственные счета были отнесены материалы, на те же счета относятся суммы ТЗР.

Рассмотрим на практическом примере второй способ учёта материалов. Для этого откроем счета на основании остатков на 01 января 20__ г.

Остатки по счетам на 01 января 20__ г.

Наименование счетов, субсчетов Сумма, руб.
дебет кредит
1. Материалы:    
- цена поставщика 80 000  
- транспортно-заготовительные расходы 10 000  
2. Расчёты с поставщиками и подрядчиками   60 000
3. Расчётный счёт 60 000  
4. Расчёты с подотчётными лицами 10 000  
5. Уставный капитал   100 000

Журнал хозяйственных операций за январь 20__ г.

Содержание хозяйственных операций Корреспонденция Сумма, руб.
дебет кредит
1. Поступили на склад материалы от поставщика - стоимость материалов по покупной цене             150 000
- стоимость перевозки материалов 10/тзр 30 000
- НДС, выделенный в счёте поставщика (18%) 32 400
3. Оплачены из подотчётных сумм расходы по разгрузке материалов 10/тзр 10 000
4. Принят к вычету из бюджета НДС по приобретённым ценностям 32 400
5. Отпущены материалы :      
а) на нужды основного производства 100 000
б) общепроизводственные расходы 20 000
в) общехозяйственные расходы 10 000
Всего:     130 000
6. Списываются ТЗР, относящиеся к израсходованным материалам на:      
а) нужды основного производства 10/тзр 21 739
б) общепроизводственные расходы 10/тзр 4 348
в) общехозяйственные расходы 10/тзр 2 174
Всего:     28 261
ИТОГО:     380 661

Чтобы выполнить операцию № 6, необходимо определить средний процент транспортно-заготовительных расходов, подлежащих списанию. Процент ТЗР рассчитываем по формуле

Процент ТЗР, подлежащих списанию = Остаток ТЗР на начало месяца + Общая сумма ТЗР по материалам, поступившим за отчётный месяц : Стоимость материалов на начало месяца + Стоимость материалов, поступивших за месяц ´ 100.

В нашем примере:

% ТЗР = (10 000 + 40 000) : (80 000 + 150 000) ´ 100 = 21,7391 %

Затем определяются и списываются суммы ТЗР на нужды основного производства, на общепроизводственные и общехозяйственные нужды.

Сумма ТЗР, которая должна быть списана, рассчитывается так:

Сумма ТЗР, которая должна быть списана = Стоимость отпущенных материалов ´ Процент ТЗР, подлежащих списанию

В нашем примере:

а) на нужды основного производства (100 000 ´ 21,739а) : 100 = 21 739 руб.

б) на общепроизводственные нужды (20 000 ´ 21,739а) : 100 = 4 348 руб.

в) на общехозяйственные нужды (10 000 ´ 21,739а) : 100 = 2 174 руб.

Записи на счетах бухгалтерского учёта при втором способе учёта материалов будут следующие:

10 «Материалы»   10 «Материалы» субсчёт «ТЗР»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
Сн - 80 000     Сн - 10 000  
1а) 150 000 5) 130 000   1б 30 000 б) 10 000 6) 28 261
Обд - 150 000 Обк - 130 000   Обд - 40 000 Обк – 28 261
Ск - 100 000       Ск – 21 739  
19 «НДС по приобретённым ценностям»   68 «Расчёты по налогам и сборам»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
Сн - 0       Сн - 0
1в) 32 400 г) 32 400   г) 32 400  
Обд – 32 400 Обк – 32 400   Обд – 32 400 Обк - 0
Ск - 0       Ск – 32 400  
20 «Основное производство»   71 «Расчёты с подотчётными лицами»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
Сн - 0     Сн - 10 000  
5а) 100 000 6а) 21 739       б) 10 000
Обд – 121 739 Обк - 0   Обд - 0 Обк - 10 000
Ск – 121 739       Ск - 0  
25 «Общепроизводственные расходы»   26 «Общехозяйственные расходы»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
5б) 20 000 6б) 4 348     5в) 10 000 6в) 2 174  
Обд – 24 348 Обк - 0   Обд – 12 174 Обк - 0
         
51 «Расчётные счета»   60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
Сн - 60 000       Сн - 60 000
          1а) 150 000 1б) 30 000 1в) 32 400
Обд - 0 Обк - 0   Обд - 0 Обк – 210 400
Ск - 60 000         Ск – 270 400

Модель учёта процесса заготовления вторым способом можно представить в следующем виде:

Сч. «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»   Сч. «Материалы»   Сч. «Основное производство»
Дт Кт   Дт Кт   Дт Кт
                       
               
                       
Сч. «Расчётный счёт»   Сч. «Материалы» субсчёт «ТЗР»        
Дт Кт   Дт Кт        
                       
               
                       
Сч. «Расчёты с подотчётными лицами»         Сч. «Общехозяйствен-ные расходы»
Дт Кт           Дт Кт
                       
                   
                       
            Сч. «Общепроизводственные расходы»
              Дт Кт
                   
                   
                 
                         

3-й способ. При третьем способе организации учёта заготовления материалов используются счета:

10 «Материалы», на котором отражается твёрдая оценка материалов;

15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», на котором собираются все затраты по приобретению материалов;

16 «Отклонения в стоимости материалов» – на этом счёте показывается разница между фактической себестоимостью приобретённых материалов и твёрдой оценкой, по которой материалы отпускаются в течение месяца.

Счёт 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» активный. По дебету счёта 15 учитываются фактические затраты по приобретению материалов. По кредиту счёта 15 учитывается стоимость поступивших в организацию материалов по твёрдым ценам. Разница между дебетовым и кредитовым оборотами по счёту 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» показывает отклонение фактической себестоимости материалов от их учётной оценки, которое списывается на счёт «Отклонения в стоимости материалов» двумя способами.

При превышении фактической себестоимости над учётной оценкой делается запись по дебету счёта «Отклонения» и кредиту счёта «Заготовление и приобретение материальных ценностей». При превышении учётной (твёрдой) оценки над фактической заготовительной себестоимостью по счетам делается такая же запись, но способом «Красного сторно» (при подсчёте итогов сумма превышения твердой оценки, записанная красным, будет вычитаться).

Рассмотрим на практическом примере, используя исходные данные предыдущего примера, третий способ учёта материалов. Для этого откроем счета на основании остатков на 31 декабря 20__ г.

Остатки по счетам на 01 января 20__ г.

Наименование счетов, субсчетов Сумма, руб.
дебет кредит
1. Материалы по учётным ценам 80 000  
2. Отклонения в стоимости материалов 10 000  
3. Расчёты с поставщиками и подрядчиками   60 000
4. Расчётный счёт 60 000  
5. Расчёты с подотчётными лицами 10 000  
6. Уставный капитал   100 000

Журнал хозяйственных операций за январь 20__ г.

Содержание хозяйственных операций Корреспонденция Сумма, руб.
дебет кредит
1. Поступили на склад материалы от поставщика - стоимость материалов по покупной цене             150 000
- стоимость перевозки материалов 30 000
- НДС, выделенный в счёте поставщика (18%) 32 400
2. Оплачены из подотчётных сумм расходы по разгрузке материалов 10 000
3. Принят к вычету из бюджета НДС по приобретённым ценностям 32 400
4. Оприходованы материалы по твёрдым учётным ценам 150 000
5. Списываются отклонения в стоимости материалов 40 000
6. Отпущены материалы :      
а) на нужды основного производства 100 000
б) общепроизводственные расходы 20 000
в) общехозяйственные расходы 10 000
Всего:     130 000
7. Списываются ТЗР, относящиеся к израсходованным материалам :      
а) на нужды основного производства 21 739
б) общепроизводственные расходы 4 348
в) общехозяйственные расходы 2 174
Всего:     28 261
ИТОГО:     380 661

Чтобы определить суммы по операции № 8, необходимо рассчитать средний процент отклонений фактической себестоимости материалов от учётной оценки. Он рассчитывается аналогично предыдущему примеру, по формуле

Процент отклонений = Сн0 сч. «Отклонения в стоимости материалов» + Обд сч. «Отклонения в стоимости материалов» : Сн0 сч. «Материалы» + Обд сч. «Материалы» ´ 100.

В нашем примере:

% ТЗР = (10 000 + 40 000) : (80 000 + 150 000) ´ 100 = 21,7391 %.

Затем определяются и списываются суммы ТЗР на нужды основного производства, на общепроизводственные и общехозяйственные нужды.

Сумма ТЗР, которая должна быть списана, рассчитывается так:

Сумма отклонений, которая должна быть списана = Стоимость материалов, потреблённых отпущенных в производство ´ Процент отклонений : 100.

В нашем примере:

а) на нужды основного производства (100 000 ´ 21,739а) : 100 = 21 739 руб.

б) на общепроизводственные нужды (20 000 ´ 21,739а) : 100 = 4 348 руб.

в) на общехозяйственные нужды (10 000 ´ 21,739а) : 100 = 2 174 руб.

При решении задания записи на счетах будут следующие:

10 «Материалы»   15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»
Дебет Кредит   Дебет Дебет
Сн - 80 000     Сн – 0 Сн – 0
г) 150 000 6) 130 000   1а) 150 000 1б) 30 000 б) 10 000 г) 150 000 5) 40 000
Обд - 150 000 Обк - 130 000   Обд - 950 000 Обд - 950 000
Ск - 100 000     Ск - 0  
16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей»   19 «НДС по приобретённым ценностям»
Дебет     Дебет Кредит
Сн - 10 000     Сн - 0  
5) 40 000 6) 28 261   1в) 32 400 в) 32 400
Обд - 40 000 Обк – 28 261   Обд – 32 400 Обк – 32 400
Ск – 21 739     Ск – 0  
20 «Основное производство»   68 «Расчёты по налогам и сборам»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
Сн - 0       Сн - 0
6а) 100 000 7а) 21 739     в) 32 400  
Обд – 121 739 Обк - 0   Обд – 32 400 Обк - 0
Ск – 121 739     Ск – 32 400  
26 «Общехозяйственные расходы»   25 «Общепроизводственные расходы»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
6в) 10 000 7в) 2 174     6б) 20 000 7б) 4 348  
Обд – 12 174 Обк - 0   Обд – 24 348 Обк - 0
71 «Расчёты с подотчётными лицами»   60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками»
Дебет Кредит   Дебет Кредит
Сн - 10 000       Сн - 60 000
  б) 10 000     1а) 150 000 1б) 30 000 1в) 32 400
Обд - 0 Обк - 10 000   Обд - 0 Обк – 210 400
Ск - 0       Ск – 270 400
  51 «Расчётные счета»     80 «Уставный капитал»
Дебет Кредит      
Сн - 60 000       Сн - 100 000
           
Обд - 0 Обк - 0      
Ск - 60 000         Ск - 100 000  

Модель учёта процесса заготовления третьим способом можно представить в следующем виде:

Сч. «Заготовление и приобретение материалов»  
Дт   Кт    
         
Сч. «Поставщики»   Сч. «Материалы»   Сч. «Основное производство»
Дт Кт   Дт Кт   Дт Кт
                       
                   
                       
                       
Сч. «Расчётный счёт»   Сч. «Отклонения в стоимости материалов»        
Дт Кт   Дт Кт        
                         
                     
                           
                           
Сч. «Подотчётные лица»               Сч. «Общепроизвод-ственные расходы»
Дт Кт               Дт Кт
                       
                       
                Сч. «Общехозяй-ственные расходы»
                Дт Кт
                   
                   
                   
                                         

Упражнение 1

Цель – усвоение порядка отражения операций по заготовлению материально-производственных запасов на счетах бухгалтерского учёта без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Задание

1. По данным ведомости остатков на 31 декабря 20__ г. откройте счета бухгалтерского учёта.

2. Отразите хозяйственные операции за январь 20__ г. в журнале регистрации и на счетах. Произведите дополнительные расчёты там, где это необходимо.

3. Подсчитайте обороты и сальдо по счетам аналитического и синтетического учёта.

4. По данным группировки экономических ресурсов организации на начало и конец периода составьте бухгалтерский баланс.

Наши рекомендации