Государственных и муниципальных заимствований

Государственные и муниципальные заимствования, являю­щиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления средств, ко­торые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение до­полнительных финансовых средств, которые они могли бы нап­равить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социаль­ного развития.

Кредиторами органов власти и органов местного самоуправ­ления могут выступать многочисленные юридические и физичес­кие лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств, международные финансовые организации. Отношения между за­емщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и со­глашения.

В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государ­ственные заимствования субъектов Российской Федерации и муни­ципальные заимствования.

Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования про­водятся на национальном рынке и в национальной валюте, внеш­ние — осуществляются на внешних рынках и в иностранных ва­лютах. При этом в России право внешних заимствований закреп­лено за Российской Федерацией и субъектами РФ, имевшими внешний долг к августу 2000 г. Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного са­моуправления.

Заимствования проводятся в двух формах: государственных и муниципальных займов и прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы — передача в распоря­жение заемщика средств путем приобретения заимодателями госу­дарственных и муниципальных ценных бумаг. В России займы осу­ществляются Российской Федерацией, ее субъектами, муници­пальными образованиями. Государственные займы могут быть внутренними и внешними, а муниципальные — только внутрен­ними.

Самым распространенным видом государственных и муни­ципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государ­ственного или муниципального займа— это эмиссионная ценная бу­мага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и за­фиксированного в ней процента или иного имущественного эквива­лента.

Орган государственной власти или орган местного самоуп­равления устанавливает нарицательную стоимость (номиналь­ную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу обли­гации, выражает номинальную доходность займа. Однако реаль­ная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обуслов­лено тем, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в силу це­лого ряда факторов, складывающихся на рынке.

Займы классифицируются по нескольким признакам. В зави­симости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на государственные займы РФ, государственные займы субъекта Федерации (региональные) и муниципальные (местные).

По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные распространяются как среди физических, так и юридических лиц, специальные реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физи­ческих лиц, то соответствующие меры препятствуют поглоще­нию его организациями. Выпуск же универсальных займов спо­собствует более успешному проведению заемных операций, пос­кольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупате­лей ценных бумаг.

В зависимости от источника заимствований, места реализации займов (национальный или внешний финансовый рынок), валю­ты займа государственные долговые обязательства делятся на внутренние и внешние.

По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на вторичном рынке, таких займов - большинство. Они играют решающую роль в обеспечении государства допол­нительными финансовыми средствами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов опреде­ленных инвесторов — негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроцен­тные (целевые), беспроигрышные, дисконтные, процентно-дисконтные, твердодоходные. Владельцы облигаций процентного займа получают доход (ежегодно, раз в полугодие или квартал) путем оплаты купонов или при погашении займа путем начисления процентов к номиналу без промежуточных выплат. По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получают в форме выигрышей в момент погашения облигаций, доход выпла­чивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попа­ли в тиражи выигрышей.

Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предус­матривается выплата части дохода по купонам, а другой части — в форме выигрышей. Беспроцентные выпуски займов гарантируют получение соответствующего товара, строительство в определен­ной местности моста, дороги, социально-культурного объекта, но не предусматривают выплаты доходов инвесторам. Беспроиг­рышные займы предполагают выплату выигрыша по каждой об­лигации в течение срока их обращения. По дисконтному займу доход составляет разницу между ценой погашения (продажи) и ценой покупки облигаций. Процентно-дисконтный заем предпо­лагает получение и. дисконта, и процентного дохода. По твердо-доходному займу доход устанавливается в абсолютной сумме на каждую облигацию.

По методу определения купонного дохода займы могут быть с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным купонным доходом получаемый доход устанавливается заранее условиями выпуска займа. Займы с фиксированным купоном являются разновидностью предыду­щих с той лишь разницей, что купонный доход дифференциру­ется по годам. Процентный доход по займам с переменным ку­понным доходом привязывается к заранее установленной базе, ею может быть уровень доходности другого займа, средняя до­ходность всех государственных ценных бумаг и т.п. Государство во избежание потерь использует оба метода определения купон­ного дохода: фиксирование его величины в условиях выпуска

займов и отказ от предварительной его фиксации. Второй метод находит большее применение в условиях нестабильного рынка, когда установление твердого или фиксированного купонного дохода может привести к повышенным выплатам процентов из бюджета (при тенденции к снижению доходности заимствова­ний) или отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения доход­ности облигаций.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Второй формой государственных и муниципальных заим­ствований являются кредиты, привлекаемые органами государ­ственной власти и органами местного самоуправления для увели­чения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены госу­дарственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только феде­ральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.

Кредиты Банка России федеральное правительство активно использовало для финансирования дефицита федерального бюд­жета до 1995 г. Они предоставлялись на длительные сроки под низкие проценты. Кредитование сопровождалось масштабной эмиссией денежных знаков и провоцировало укрепление инфля­ционных тенденций. Поэтому со II квартала 1995 г. прямое кре­дитование Банком России потребностей федерального бюджета было прекращено. В 1995—1998 гг. Центральный банк РФ про­должал финансировать дефицит федерального бюджета, но дела­лось это на рыночной основе посредством покупки государствен­ных ценных бумаг. В конце 1998 г. был восстановлен механизм нерыночного участия Центрального банка РФ в финансирова­нии потребностей федерального правительства. Оно оформля­лось покупкой долгосрочных низкопроцентных государственных облигаций. С 1 января 2000 г. такая практика была запрещена.

Коммерческие банки и другие кредитные организации креди­туют органы государственной власти и органы местного самоуп­равления как обычных заемщиков на условиях, складывающихся под воздействием закона спроса и предложения. За счет кредитов формируются 2/3 региональных и муниципальных заимствова­ний.

Правительства иностранных государств оказывают финансо­вую поддержку Российской Федерации и субъектам РФ в двух формах: форме межправительственных кредитов и путем предос­тавления гарантий по кредитам иностранных банков и фирм. За­долженность, формируемая за счет межправительственных кре­дитов, гарантированных правительствами стран-кредиторов, называется официальной. Официальные кредиты являются преи­мущественно связанными, т.е. предоставляются на осуществление конкретных программ и мероприятий и не могут быть использо­ваны на финансирование других потребностей.

Международные финансовые организации предоставляют не­финансовые (связанные) и финансовые (несвязанные) кредиты (ст. 6БК РФ). По срокам заимствований и взимаемой процентной ставке кредиты международных финансовых организаций явля­ются самой выгодной формой внешних заимствований.

По методам проведения государственные и муниципальные заимствования подразделяются на добровольные и принудитель­ные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные и му­ниципальные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке.

К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают централь­ные органы власти, которые в силу закона размещают государ­ственные займы среди подписчиков в обязательном порядке. Так, в восстановительный период 1921—1925 гг. правительства РСФСР и СССР проводили принудительные займы среди насе­ления и государственных предприятий. Использовала принуди­тельные займы и Германия в послевоенный период.

Государственные и муниципальные заимствования, осущест­вляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления дополнительных средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеиз­ложенного государственные и муниципальные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения вре­менно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в ре­зультате которых в распоряжении органа государственной власти либо органа местного самоуправления (заемщика) формируются до­полнительные финансовые ресурсы.

Государственные и муниципальные заимствования проводят­ся в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделе­нием на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные за­имствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заим­ствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заим­ствований - конечный получатель, цели заимствования и нап­равления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в фе­деральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до начала финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Рос­сийской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований представляет собой перечень внутренних государ­ственных и муниципальных заимствований на очередной финан­совый год по видам заимствований, с указанием общего объема заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обяза­тельств (ст. 110 БК РФ).

Наши рекомендации