Абсолютные и сравнительные преимущества специализации
Экономическую эффективность специализации можно оценивать в двух вариантах: по абсолютным и сравнительным преимуществам.
Абсолютные преимущества специализации проявляются тогда, когда тот или иной производитель (отдельный работник, фирма или целая страна) имеет явное превосходство над другими в мастерстве, производительности труда или издержках производства (если издержки производства хлопка ниже в Узбекистане, а льна – в России, то этим странам выгодны специализация и взаимообмен данными товарами).
Сравнительные преимущества специализации менее наглядны. Для их выявления необходимы более конкретная иллюстрация и некоторые расчеты: лучше это делать через расчет альтернативных издержек.
Таким образом, специализация может быть экономически эффективна в любой хозяйственной ситуации. Концентрация усилий на одном, ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННОМ направлении, и рациональное кооперирование (обмен) с другими производителями всегда обеспечивают или АБСОЛЮТНО, или ОТНОСИТЕЛЬНО больший экономический эффект.
1.9. Планирование деятельности организации: понятие, виды и методы планирования
1.9.1. Понятие плана. Основные задачи планирования.
Этапы планирования деятельности организации (предприятия).
Классификация планов организации (предприятия) по видам
Планирование – это процесс определения целей и выбора способов их достижения.
Алгоритм этого процесса в общем виде представляет собой три этапа:
1. Определение текущей ситуации (стратегии) и её анализ. Стандартный инструментарий этого этапа – это STEP и SWOT-анализ. Задача этапа – определить сильные и слабые стороны предприятия.
2. Выбор целей. Задача этапа – исследуя возможности и угрозы внешней среды – «определить главные задачи».
3. Определение способов достижения цели. Задача этапа – определить этапы достижения целей.
Планирование – это не одноразовое событие, это циклический процесс.
Необходимость в постоянном планировании объясняется постоянным изменением внешней среды. А это значит, что еще в процессе реализации плана необходимо корректировать его, уточнять цели и задачи.
Планирование можно классифицировать по следующим критериям :
· по степени охвата – общее планирование (планирование, охватывающее все относящиеся к данному вопросу области и величины) и частичное (планирование, охватывающее только определенные области и величины),
· по содержанию планирования в аспекте предпринимательский политики – стратегическое – приоритет высшего уровня управления (относится к поиску новых возможностей и продуктов производства), тактическое – приоритет среднего уровня управления (относится к созданию предпосылок для известных возможностей и продуктов) и оперативное – приоритет низшего уровня управления (относится к реализации данной возможности),
· по предмету планирования (объектам планирования) – целевое (относится к определению общих, стратегических и оперативных целей и ограничений), планирование средств (относится к планированию потенциалов, таких как персонал, оборудование, материалы, финансы, информация), программное планирование (планирование программ производства и сбыта) и планирование действий (например, специальных продаж и мероприятий по вербовке),
· по сферам функционирования – планирование сбыта (планирование цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта), планирование производства (планирование программы. подготовки и хода производства), планирование персоналa (планирование потребности в персонале, подготовки персонала), планирование заготовок (планирование потребностей, закупок), инвестиционное планирование, планирование финансов (планирование платежных средств, покрытий капиталов, вложений капиталов) и расширенное общее планирование,
· по срокам – краткосрочное (полугодичное, квартальное, месячное, недельное планирование), среднесрочное (планирование на сроки от 1 до 5 лет), долгосрочное планирование (на сроки более 5 лет),
· по учету изменения данных – жесткое и гибкое планирование (жесткое планирование применяется все реже, т.к. в этом случае план не может приспособиться к изменению условий. Гибкое планирование обладает эластичностью – предусматривает использование последовательности альтернативных планов, делающей возможным развитие плана с каждым новым шагом).
Основные принципы планирования:
1. Принцип обоснованности целей и задач предприятия. При этом выделяют цели:
· хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства;
· производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия;
· научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс;
· социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия;
· экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду.
2. Принцип системности. Он означает, что планирование представляет целую систему планов и охватывает все сферы деятельности предприятия.
3. Принцип научности. Требует учета перспектив научно-технического прогресса и применения научно обоснованных прогрессивных норм использования всех видов ресурсов.
4 Принцип непрерывности. Означает параллельное сочетание текущего и перспективного планирования.
5. Принцип сбалансированности плана. Указывает на количественное соответствие между взаимосвязанными разделами и показателями плана, между потребностями в ресурсах и их наличием.
6. Принцип директивности. В соответствии с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия.
Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке.
В планировании используются следующие основные методы:
· нормативный – на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
· балансовый – целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
· экстраполяции – выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
· интерполяции – предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
· факторный – на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
· матричный – путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
· экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
1.9.2. Бизнес-план: назначение, типы, структура
Составление бизнес-плана необходимо тогда, когда возникнет необходимость привлечения внешних источников финансирования, в случае необходимости четкого планирования нового бизнеса, либо подготовки нового продукта, либо услуги.
Титульный лист бизнес-плана – важный элемент документа, создающий первое визуальное впечатление о вашей организации и вашем предложении. Часто на титульном листе бизнес-плана размещают логотип и эмблему структуры. На титульном листе указывают:
· наименование организации;
· юридический адрес, фактическое месторасположение организации, а также контактные данные (телефоны руководителей и ответственных лиц);
· полные данные создателей бизнес плана, а также руководителя (учредителя) организации;
· конкретная дата составления бизнес-плана.
Важный элемент любого нового начинания – запоминающееся и яркое название. Правильно подобранное наименование нового бизнеса или новой торговой марки должно вызывать положительные ассоциации у потенциальных потребителей нового продукта или услуги. Кроме того, название должно характеризовать сам бизнес, привлекать к нему внимание и стимулировать спрос на новый продукт либо услугу.
1. Раздел: резюме
Данный раздел нацелен на руководящий состав организации-инвестора. Прежде всего, цель резюме состоит привлечь внимание тех, кто должен финансировать проект. Учитывая, что инвесторы работают с самыми разнообразными бизнес-планами, задача состоит в том, чтобы выделиться на общем фоне, четко и ясно изложить общие моменты проекта. В данном разделе необходимо изложить предполагаемые объемы необходимого внешнего финансирования.
В резюме отражают следующие моменты:
· обеспечение нового проекта ресурсами;
· какими средствами и механизмами будет реализовываться новый бизнес-проект;
· расчет суммы, которую необходимо привлечь от стороннего инвестора;
· расчеты, показывающие предполагаемые продажи нового продукта (услуги), а также размер будущей прибыли; сроки и механизм погашения кредитной задолженности.
Данная часть должна быть составлена простым и ясным языком, без применения специальной технической терминологии. Рекомендуемый размер резюме – одна или две страницы.
Раздел бизнес-плана, отражающий общие сведения о положении дел в организации, а также обзор рынка
Данная часть бизнес-плана нацелена на то, чтобы обосновать реальность представляемого проекта. Описывается механизм работы по осуществлению проекта, а также общая ситуация на смежных рынках. В этой части бизнес-плана нужно отразить следующие положения:
· представить организацию в разрезе потенциальной прибыльности;
· привести доказательство того, как и с помощью чего будет успешно реализовано новое начинание в бизнесе.
Раздел бизнес-плана, посвященный характеристикам нового продукта
Бизнес-план должен основываться на новом продукте, который выводится на рынок и должен найти своего потребителя, принося прибыль предприятию, которое предложило новику. Необходимо чтобы новая продукция, либо услуга была в состоянии успешно конкурировать с уже существующими предложениями на рынке.
В данном разделе бизнес-плана отражают:
· название нового продукта;
· сферу применения и предназначение нового изделия (услуги);
· краткие технические характеристики и описание;
· сравнение с уже существующими продуктами на рынке, желательно по различным параметрам. При этом результаты сравнения могут быть изложены в виде таблицы;
· параметры, раскрывающие экологические характеристики нового продукта и степень его безопасности.
Раздел бизнес-плана, посвященный мероприятиям в сфере маркетинга и сбытовой политики
В этом разделе представляемого бизнес-плана необходимо отразить сведения о рынке сбыта новой продукции или услуги. Кроме того, претендент на получение внешнего финансирования должен раскрыть свои навыки и умения в сфере продвижения и продаж нового продукта. Дается характеристика предполагаемых потребителей, включая розничных потребителей, торговой сети и оптовых покупателей нового продукта. Приводятся результаты исследования потребительского рынка, отражающие конкретные особенности, интересные и важные для продвижения нового продукта. Дается детальное описание нового товара - внешние характеристики, особенности упаковки, гарантированный срок службы, стоимость нового продукта и ряд других параметров.
Раздел бизнес-плана, посвященный плану производства
В данной части бизнес-плана особое внимание уделяется производственным моментам. Раздел нацелен на то, чтобы обосновать реальность предоставления новой услуги или производства нового товара. В данном сегменте бизнес-плана рассматриваются производственные характеристики, дается расчет прямых и непрямых производственных затрат, приводится расчет себестоимости нового продукта, калькулируется смета производственных затрат и т.п.
Кроме того, в этом разделе бизнес-плана, должны отражаться вопросы, раскрывающие способы достижения запланированных производственных объемов по выпуску нового продукта, а также затраты, связанные с трудовыми ресурсами.
Организационный раздел бизнес-плана
Указываются законодательные акты, имеющие отношение к началу реализации нового проекта, а также темпы и сроки, в течение которых планируется реализовать представляемый проект.
Раздел бизнес-плана, отражающий финансовые планы
Раздел посвящен различным затратам, связанным с приобретением необходимого для начала реализации проекта оборудования, налоговым выплатам и другим затратам, на первоначальном этапе работы по осуществлению проекта. Детально расписывается схема погашения внешнего финансирования. Указываются проведенные расчеты, связанные с прибыльностью нового проекта, а также сообщаются все источники, которые будут использованы для финансирования данного проекта.