Управленческие роли и уровни управления

Управленческие роли

Общая черта управленческой работы – выполнение руководителем роли, которая определяется его должностью. Менеджер, занимающий определённую должность в управленческой иерархии организации, не влияет на содержание этой роли, но как личность может влиять на характер ее исполнения. Выделяют 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 группы:

· межличностные роли;

· информационные роли;

· роли по принятию решений.

Они взаимосвязаны, взаимодействуют для создания единого целого. Они, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации (см. таблицу 1).

Таблица 1

Роль Описание Характер деятельности
Межличностные роли
Главный руководитель Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера Церемониалы, действия, обязываемые положением
Лидер Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности Фактически все управленческие действия с участием подчиненных
Связующее звено Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами
Информационные роли
Приемник информации Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно используют в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации
Распространитель информации Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным
Представитель Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли Участие в заседаниях, обращение через почту, устные вступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам
Роли, связанные с принятием решений
Предприниматель Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры, ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности
Устраняющий нарушения Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы
Распределитель ресурсов Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации – что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных
Ведущий переговоры Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах Ведение переговоров
       

Уровни управления

Социологии выделяют три уровня управления:

· технический;

· управленческий;

· институциональный.

Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. На техническом уровне лица в основном занимаются ежедневными операциями и действиями; на управленческом уровне – согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.

Руководители низового звена – это младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится много общаться со своими подчиненными и совсем мало – со своим начальством. Типичной должностью на этом уровне является мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.

Руководители среднего звена координирует, и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями. Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме руководителям низовых звеньев. Большая часть времени затрачивается руководителями среднего звена на устное общение с другими руководителями среднего и низового звеньев.

Состав руководителей высшего уровня гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней управления. Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации. Среди этих руководителей в сфере бизнеса можно назвать президента, вице-президента корпорации, генерального директора, в государстве – министров, в университете – ректора, проектора.

Руководители высшего уровня выполняют громадный объем работы, которая является органически составной частью их жизни, ибо рабочий день этих людей никогда не заканчивается. До 70% их времени занято запланированными заседаниями и всевозможными встречами, около 22% приходится на работу с бумагами, 6% занимают телефонные разговоры и 3% – поездки и осмотры.

Схема уровней управления

 
  Управленческие роли и уровни управления - student2.ru

2 МЕТОДИКА ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «ТУРИСТ»

Наши рекомендации