Управленческие роли и уровни управления
Управленческие роли
Общая черта управленческой работы – выполнение руководителем роли, которая определяется его должностью. Менеджер, занимающий определённую должность в управленческой иерархии организации, не влияет на содержание этой роли, но как личность может влиять на характер ее исполнения. Выделяют 10 ролей, которые в зависимости от уровней управления принимают на себя руководители. Эти роли разбиты на 3 группы:
· межличностные роли;
· информационные роли;
· роли по принятию решений.
Они взаимосвязаны, взаимодействуют для создания единого целого. Они, взятые вместе, определяют объем и содержание работы менеджера в любой организации (см. таблицу 1).
Таблица 1
Роль | Описание | Характер деятельности | |
Межличностные роли | |||
Главный руководитель | Символический глава, в обязанности которого входит выполнение обычных обязанностей правового или социального характера | Церемониалы, действия, обязываемые положением | |
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, ответственный за набор, подготовку работников и связанные с этим обязанности | Фактически все управленческие действия с участием подчиненных | |
Связующее звено | Обеспечивает работу саморазвивающейся сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги | Переписка, участие в совещаниях на стороне, другая работа с внешними организациями и лицами | |
Информационные роли | |||
Приемник информации | Разыскивает и получает разнообразную информацию специализированного характера, которую, понимая организацию и внешние условия, успешно используют в интересах своего дела; выступает как нервный центр внешней и внутренней информации, поступающей в организацию | Обработка всей почты, осуществление контактов, связанных преимущественно с получением информации | |
Распространитель информации | Передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации; часть этой информации носит чисто фактический характер, другая требует интерпретации отдельных фактов для формирования взглядов организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации, вербальные контакты для передачи информации подчиненным | |
Представитель | Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли | Участие в заседаниях, обращение через почту, устные вступления, включая передачу информации во внешние организации и другим лицам | |
Роли, связанные с принятием решений | |||
Предприниматель | Изыскивает возможности внутри самой организации и за ее пределами, разрабатывает и запускает «проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определенных проектов | Участие в заседаниях с обсуждением стратегии, обзоры, ситуации, включающие инициирование или разработку проектов усовершенствования деятельности | |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировочные действия, когда организация оказывается перед необходимостью важных и неожиданных нарушений | Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы | |
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации – что фактически сводится к принятию или одобрению всех значительных решений в организации | Составление графиков, запросы полномочий, всякие действия, связанные с составлением и выполнением бюджетов, программирование работы подчиненных | |
Ведущий переговоры | Ответственный за представительство организации на всех значительных и важных переговорах | Ведение переговоров | |
Уровни управления
Социологии выделяют три уровня управления:
· технический;
· управленческий;
· институциональный.
Находящиеся на этих уровнях люди выполняют разные функции. На техническом уровне лица в основном занимаются ежедневными операциями и действиями; на управленческом уровне – согласовывают усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне вырабатывают цели организации, разрабатывают долгосрочные планы.
Руководители низового звена – это младшие начальники. Этот уровень находится непосредственно над неуправленческим персоналом предприятия и соприкасается с ним. Младшие начальники контролируют выполнение производственных заданий, отвечают за использование выделенных им ресурсов. Им приходится много общаться со своими подчиненными и совсем мало – со своим начальством. Типичной должностью на этом уровне является мастер, старший мастер, начальник участка, мастер смены.
Руководители среднего звена координирует, и контролируют работу руководителей низового звена. Характер работы вверенного ему подразделения или отдела. Например, на промышленном предприятии начальник производственного отдела координирует работу руководителей низового звена, анализирует данные о производительности труда, взаимодействует с другими подразделениями. Типичные должности на этом уровне: начальник цеха, начальник отдела, директор филиала. Руководители среднего звена «связывают» работу руководителей высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых на высшем уровне управления, и передают эти решения в трансформированной форме руководителям низовых звеньев. Большая часть времени затрачивается руководителями среднего звена на устное общение с другими руководителями среднего и низового звеньев.
Состав руководителей высшего уровня гораздо малочисленнее состава руководителей других уровней управления. Руководители высшего уровня принимают важнейшие для организации. Среди этих руководителей в сфере бизнеса можно назвать президента, вице-президента корпорации, генерального директора, в государстве – министров, в университете – ректора, проектора.
Руководители высшего уровня выполняют громадный объем работы, которая является органически составной частью их жизни, ибо рабочий день этих людей никогда не заканчивается. До 70% их времени занято запланированными заседаниями и всевозможными встречами, около 22% приходится на работу с бумагами, 6% занимают телефонные разговоры и 3% – поездки и осмотры.
Схема уровней управления
2 МЕТОДИКА ПРИНЯТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЦЫ «ТУРИСТ»