Комитет государственного контроля как орган финансового контроля
Финансовый контроль можно классифицировать по разным основаниям – по органам его осуществляющим, в зависимости от времени проведения, от объекта контроля. Финансовый контроль может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным и т.д.
Финансовый контроль по органам его осуществляющим подразделяется на 1) государственный вневедомственный, 2) ведомственный и 3) независимый финансовый контроль. Причем для субъектов, осуществляющих названные виды финансового контроля, функция контроля является основной либо занимает значительное место в их компетенции.
Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется специально уполномоченными органами от имени государства на объектах, не находящихся в подчинении контролирующего органа. В систему специальных контролирующих органов, осуществляющих данный вид финансового контроля, входят:
· Комитет государственного контроля и его органы на местах;
· Министерство по налогам и сборам и его инспекции на местах;
· Министерство финансов и его органы на местах;
· Национальный банк и банки второго уровня;
· Органы управления государственными внебюджетными фондами;
· Таможенные органы.
В соответствии со статьей 129 Конституции Республики Беларусь Комитет государственного контроля осуществляет государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Важнейшие направления деятельности Комитета государственного контроля (далее – КГК) сводятся к контролю за исполнением республиканского бюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных бюджетных и внебюджетных фондов; расходованием средств республиканского и местных бюджетов на содержание государственных органов, сохранностью и использованием государственного имущества; законностью использования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями государственных ресурсов; соблюдением государственными органами, банками законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств; состоянием контрольно-ревизионной работы в государственных органах, а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками, страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующего отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности КГК определены в Законе «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Для реализации основных направлений деятельности КГК и его территориальные органы правомочны:
получать от государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию;
получать от Национального банка Республики Беларусь и иных банков необходимую для проведения проверок отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, а также справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов;
безвозмездно пользоваться информационными банками данных государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности;
проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
запрашивать от должностных лиц государственных органов, иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей объяснения причин нарушений, выявленных проверками (ревизиями);
привлекать в установленном законодательством порядке к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих органов, а также специалистов других государственных органов, иных юридических лиц Республики Беларусь независимо от их подчиненности и форм собственности;
выносить в пределах своей компетенции обязательные для исполнения должностными лицами государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальными предпринимателями решения: о взыскании в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизиями), а также экономических санкций, в том числе штрафов; об устранении в установленные сроки выявленных нарушений; о приостановлении действия договора аренды, о запрещении аренды, а также разгосударствления, приватизации и иного отчуждения государственного имущества в случае обнаружения фактов нарушения законодательства; о приостановлении финансирования строительства и непосредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательную государственную экспертизу и не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии требуемых документов на выполнение строительных работ или договоров подряда; о приостановлении операций по расчетным и иным счетам в банках в случаях: необходимости обеспечения взыскания экономических санкций; непредставления КГК или его территориальным органам деклараций о доходах и имуществе, лицензий и других документов либо представления документов, содержащих недостоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности, начислении и уплате платежей в бюджет, осуществлении внешнеэкономической деятельности; отказа в допуске сотрудников КГК или его территориальных органов к проверке (ревизии); установления фактов сокрытия прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения; отсутствия документов о государственной регистрации (перерегистрации), предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
направлять материалы проверок (ревизий) в государственные органы для рассмотрения и принятия по ним необходимых мер;
при установлении оснований обращаться в компетентные органы с представлением о возбуждении дела о ликвидации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей либо об аннулировании соответствующих разрешений (лицензий);
осуществлять контроль за проведением валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг), куплей-продажей и использованием иностранной валюты;
вносить в соответствующие государственные органы, руководителям юридических лиц предложения об отмене (изменении) принятых ими актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, в случае несоответствия этих актов законодательству;
по требованию Президента Республики Беларусь либо при необходимости по собственной инициативе информировать Президента Республики Беларусь о несвоевременном или ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в декретах, указах, распоряжениях и других решениях Президента Республики Беларусь.
Основные методы финансового контроля, которые применяют КГК и его территориальные органы, являются проверка и ревизия. Должностные лица КГК и его территориальных органов при проведении проверок (ревизий) имеют право:
по предъявлении предписания на проведение проверки (ревизии) и документа, удостоверяющего личность сотрудника КГК, форма которых определяется законодательством, беспрепятственно:
входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
иметь доступ на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения (кроме жилых) и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных, иных ценностей и порядка их хранения.
Доступ на предприятия, в учреждения, организации, посещение которых ограничено в соответствии с актами законодательства, и допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
требовать от руководителей государственных органов, иных должностных лиц: представления издаваемых ими приказов, инструкций, решений, распоряжений и иных актов, необходимых документов и материалов, статистических и других сведений, проведения проверок по поступившим в КГК и его территориальные органы обращениям граждан и отчета о результатах проведения этих проверок; проведения проверок (ревизий) деятельности подконтрольных или подчиненных им юридических лиц, обеспечения консультациями специалистов для выяснения возникших вопросов; представления руководителями проверяемых объектов необходимых справок, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий);
в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, а также изымать соответствующие документы, в том числе подлинники;
вызывать должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства;
требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях декларации о доходах и имуществе;
указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, обязывать устранить нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение трудовых коллективов, на рассмотрение государственных органов.
КГК и его территориальные органы вправе применять предусмотренные законодательством экономические санкции, а также меры административного воздействия за выявленные нарушения в сфере финансовых и налоговых отношений в порядке, установленном законодательством.