ТЕМА №3 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА №1 - ВВЕДЕНИЕ В ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Финансовый менеджмент – наука об эффективном управлении финансовыми ресурсами предприятий и корпораций, активном использовании финансовых отношений в целях достижения ими своих тактических и стратегических целей.

Финансовый менеджмент – это также вид профессиональной деятельности, направленный на достижение целей предприятия или фирмы путем эффективного использования всей системы финансовых взаимосвязей, фондов и резервов, формирующих механизм деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

Финансовый менеджмент – это самостоятельное научное направление, с одной стороны, и сугубо практическая деятельность, с другой.

ТЕМА №2 - ОПИСАНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ РАССМАТРИВАЕМОЙ НАУКИ

Финансовое управление – совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений.

Управление финансами любого объекта подразумевает оценку производственных и финансовых направлений его деятельности в контексте окружающей среды, поиск и мобилизацию источников средств для обеспечения этой деятельности и финансирование расчетов со всеми контрагентами, имеющими интересы к данному объекту.

Предмет финансового менеджмента – финансовые отношения, финансовые ресурсы и их потоки.

Цель финансового менеджмента – это ориентация на более эффективное использование ресурсов в интересах роста дохода собственников капитала.

Метод финансового менеджмента – это система:

1. теоретико-познавательных категорий (фактор, процент, модель, дисконт, риск);

2. базовых фундаментальных концепций (денежного потока, компромисса денежного потока и доходности, агентских отношений, затрат упущенных возможностей);

3. научных инструментариев (акции, облигации);

4. регулятивных принципов управления финансовой деятельностью.

Теоретико-познавательные категории и научный инструментарий – статистическая компонента метода финансового менеджмента, регулятивные принципы управления характеризуют динамику метода, базовые фундаментальные концепции – промежуточный метод.

ТЕМА №3 - ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА И ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Конъюнктура финансового рынка – это система факторов или условий, характеризующих текущее состояние спроса, предложения, цены и уровня конкуренции на финансовом рынке в целом и на отдельных его сегментах.

Сегмент рынка – особым образом выделенная часть рынка, группа потребителей продукции или предприятий, обладающих определенными общими признаками.

Стратегия – рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающих достижение конкретных, намеченных предприятием целей.

Сущность выработки и реализации стратегии заключается в выборе нужного направления развития из множества альтернатив и в обеспечении движения производственно-хозяйственной деятельности по избранному пути.

Прогнозирование – это метод вероятного планирования, где предсказание будущего опирается на конкретный опыт и текущее предположение относительно будущего.

Применительно к финансовому рынку, прогнозирование – это оценка перспектив развития рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Цель прогнозирования рынка – это определение тенденций изменения факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

Прогнозирование рынка основывается на системе прогнозов – соотношения предложения и спроса, уровня цен, ограничений по защите окружающей среды, прогнозы о международной торговле.

Стадии конъюнктуры финансового рынка:

1. Подъем конъюнктуры – связан с ростом активности рыночных процессов в связи с оживлением экономики в целом и отраслей в частности. Проявление подъема характеризуется ростом объемов спроса на отдельные финансовые инструменты, увеличением уровня цен, ростом процентов по финансовым инструментам, повышением конкуренции операторов финансового рынка. Финансовый рынок при увеличении конъюнктуры характеризуется как бычий.

2. Конъюнктурный бум – характеризуется резким возрастанием спроса на основные финансовые инструменты, особенно объекты инвестирования, которое предложение полностью не удовлетворяет. В этот период увеличиваются цены на объекты инвестирования, растут дивиденды инвесторов, доходы финансовых посредников и операторов финансового рынка. Это так называемый пик бычьего рынка.

3. Ослабление конъюнктуры финансового рынка – связано со снижением инвестиционной активности в связи с началом спада в экономике. Характеризуется высоким предложением различных финансовых инструментов при снижающемся спросе на них. Происходит начало стабилизации, а затем и падение цен на большинство финансовых инструментов. Фондовый рынок характеризуется как медвежий.

4. Конъюнктурный спад – является неблагоприятным периодом финансового рынка с позиций:

· инвестиционной активности;

· объема продаж финансовых инструментов;

· уровня их доходности (кроме долговых ценных бумаг и депозитных вкладов). Очень сильно снижаются цены на объекты инвестирования. Медвежий рынок достигает своего пика.

Эти 4 стадии характеризуют конъюнктурный цикл финансового рынка. Характер всех форм колебаний конъюнктуры отражают индикаторы финансового рынка, которые являются агрегированными индексами динамики текущих рыночных цен, отражающими состояние конъюнктуры рынка в разрезе отдельных его видов и сегментов. В связи с цикличным развитием и постоянной изменчивостью финансового рынка необходимо систематически изучать состояние конъюнктуры для формирования эффективной финансовой стратегии и корректировки финансовой политики отдельных аспектов принятия экономически обоснованных решений.

Этапы изучения конъюнктуры:

1. текущее наблюдение за состоянием финансового рынка;

2. анализ тенденций конъюнктуры финансового рынка и выявление современных направлений ее развития;

3. прогнозирование конъюнктуры финансового рынка для выбора основных направлений стратегии финансовой деятельности и формирования инвестиционного портфеля.

Этапы прогнозирования конъюнктуры финансового рынка:

1. Краткосрочный прогноз – выработка текущих финансовых решений в области формирования капитала, портфеля краткосрочных финансовых вложений и т. д. Он разрабатывается с учетом влияния краткосрочных факторов, выявленных в процессе анализа краткосрочных колебаний конъюнктуры на отдельных сегментах.

2. Среднесрочный прогноз служит для корректировки финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности, формирования портфеля долгосрочных финансовых вложений и не капиталоемких объектов реального инвестирования.

3. Долгосрочный прогноз связан с выработкой финансовой стратегии и формированием инвестиционных решений по реализации капиталоемких реальных проектов.

На каждом из этих этапов производится выбор периода прогнозирования, глубина прогнозных расчетов и метод прогнозирования.

Существует 2 группы методов для прогнозирования конъюнктуры финансового рынка:

1. технический прогноз (прикладной, трендовый);

2. функциональный прогноз (факторный).

Наши рекомендации