Финансовый аппарат и его место в финансовой системе

Финансовый аппарат – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами. К финансовому аппарату относятся: высший законодательный и представительный орган Респуб­лики Беларусь – Национальное собрание, состоящее их двух палат – Палаты представителей и Совета Рес­публики; правительство; ряд специальных органов (Национальный банк, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, финансовые управле­ния (отделы) министерств и ведомств, финансовые службы организаций).

Национальное собрание об­суждает и утверждает республиканский бюджет, принимает за­коны о бюджете, налогах и других сборах в пределах, определен­ных Конституцией Республики Беларусь. Следует отметить, что регламентация деятельности финансо­вой системы осуществляется также Президентом Республики Беларусь в форме зако­нов, указов, декретов. Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту страны для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении, обеспечивает проведение финан­совой, кредитной и денежной политики, занимается другими фи­нансовыми вопросами государства, изучает постановления и рас­поряжения по вопросам финансов.

Национальный банк Республики Беларусь выполняет следующие функции:

- разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- осуществляет валютное регулирование и контроль;

- создает золотовалютные резервы и формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь; и выполняет другие функции, предусмотренные Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Подробная информация о его функциях размещена на сайте Национального Банка Республики Беларусь по адресу http://www.nbrb.by/today/general.asp.

Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Бе­ларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, нало­говую, валютную политику, утвержденную парламентом, Пре­зидентом и Правительством Республики Беларусь.

Основными задачами Министерства финансов яв­ляются:

- проведение единой финансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовой сфере деятельности и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

- обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

- участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;

- проведение государственной политики в области страховой деятельности, государственный надзор за страховой деятельностью на территории Республики Беларусь;

- государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;

- государственное регулирование аудиторской деятельности;

- государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, а также профессиональной и биржевой деятельностью по ценным бумагам и др.

Минфин в соответствии с возложенными на него задачами:

- осуществляет разработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики государства;

- осуществляет методическое руководство, разработку проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь;

- участвует в работе по составлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса;

- определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;

- осуществляет исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов, источников покрытия дефицита и устанавливает с участием соответствующих республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядке осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;

- анализирует и обобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов;

- составляет отчет об исполнении республиканского бюджета за истекший год и представляет его в Совет Министров Республики Беларусь в установленные сроки, обеспечивает составление сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь;

- в сфере лотерейной деятельности: координирует деятельность по учреждению и проведению лотерей; вносит предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего лотерейную деятельность; устанавливает обязательные для субъектов лотерейной деятельности требования по проведению лотерей (для электронных лотерей – по согласованию с Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь); согласовывает условия проведения республиканских лотерей; осуществляет регистрацию лотереи и выдает организатору лотереи свидетельство о ее регистрации и др.

- устанавливает цены: на драгоценные металлы и драгоценные камни (кроме драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций), принимаемые в Госфонд и отпускаемые из него; на услуги по организации скупки драгоценных металлов и драгоценных камней у физических лиц для республиканских государственных нужд; на драгоценные металлы и драгоценные камни в изделиях и ломе, скупаемых у физических лиц (кроме купли-продажи банковскими и небанковскими финансовыми организациями драгоценных металлов в виде мерных слитков и монет у физических лиц);

- определяет условия осуществления страховой деятельности страховыми организациями и их обособленными подразделениями и осуществляет надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании и др.

Подробная информация о его функциях размещена на сайте Министерства финансов Республики Беларусь по адресу http://www.minfin.gov.by/state.

К финансовому аппарату относится также Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь. Основными задачами министерства являются:

· осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды;

· осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;

· разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации;

· и др.

Министерство по налогам и сборам в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

· осуществляет контроль за:

- соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;

- соблюдением установленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;

- полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на которое обращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;

- соблюдением законодательства:

- регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;

- регулирующего действия с простыми и (или) переводными векселями;

- по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учета предпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения;

- устанавливающего особые режимы налогообложения;

- о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;

- о ведении кассовых операций;

- об осуществлении посреднической деятельности при продаже товаров;

- об обращении нефтяного жидкого топлива;

- осуществляет валютный контроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежного средства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажей иностранной валюты);

- организует деятельность инспекций МНС по:

- обеспечению взыскания неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет;

- ведению Государственного реестра плательщиков; Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачных изделий, оптовую и розничную торговлю ими; Государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и оборот алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта;

- регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин и таксометров, применяемых для приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и т. д.;

- ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;

- проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства;

- осуществляет в пределах своей компетенции подготовку предложений об упрощении налоговой системы;

- и др.

Подробная информация о его функциях размещена на сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по адресу http://nalog.by/institution/structure/provision.

Управление финансами в отраслевых министерствах, госу­дарственных комитетах осуществляют финансовые управле­ния (отделы) этих ведомств. На них возложено выполнение та­ких функций, как: составление финансовых планов и прогнозов по ведомству и контроль за их реализацией; проведение мероприятий по улучшению финансового состояния подведомственных предприятий; контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях; контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и слу­жащими; финансирование подведомственных предприятий и уч­реждений, руководство их финансовой деятельностью и т. д.

В низовых звеньях хозяйственного управления, т. е. на пред­приятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсут­ствии – другие экономические службы (в частности, бухгалте­рии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансо­вые управления (отделы) министерств и ведомств, но в преде­лах конкретного предприятия.

Следует отметить, что особенностью финансового аппарата является то, что он – часть государственного аппарата, поэтому его нельзя включать в состав финансовых отношений.

Наши рекомендации