Функции Федеральной таможенной службы
Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении возлагаемых на них государством функций.
Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов.
Классификация функций управления в научной и учебной литературе проводится различными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и субъект управления.
Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую входят:
· Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России).
· Региональные таможенные управления Российской Федерации.
· Таможни Российской Федерации.
· Таможенные посты Российской Федерации.
Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по осуществлению единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.
Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).
Основные функции таможенных органов России:
1. Участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую границу.
2. Защита экономических интересов и обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности государства, являющейся экономической основой суверенитета России.
3. Содействие осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров.
4. Применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, обеспечение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
5. Осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота.
6. Ведение таможенной статистики внешней торговли, специальной таможенной статистики.
7. Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
8. Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.
9. Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу России.
10. Пресечение незаконного оборота наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений.
11. Содействие в борьбе с международным терроризмом.
12. Выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела.
13. Участие в разработке международных договоров, затрагивающих таможенное дело.
14. Осуществление сотрудничества с иными органами, занимающимися вопросами таможенного дела.
К обеспечивающим функциям таможенных органов относятся кадровая, финансово-плановая, материально-техническая и другие функции организационного характера.
Возложенные на них функции таможенные органы выполняют как самостоятельно, так и во взаимодействии с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами.
Заключение
Особое место среди субъектов таможенного права занимают государственные таможенные служащие, работающих как в таможенных органах, так и в иных подведомственных ГТК России организациях, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела в стране.
Понятие "таможенная служба" как и многие другие правовые категории можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова под таможенной службой следует понимать совокупность таможенных органов и иных организаций системы ГТК России, непосредственно участвующих в осуществлении таможенного дела, правовой статус должностных лиц таможенных органов, а также порядок и условия прохождения государственной службы в таможенных органах и организациях таможенной службы. Таможенная служба в узком смысле - это вид профессиональной деятельности по обеспечению полномочий таможенных органов.
Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по занимаемой им должности в таможенных органах и организациях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и которому в порядке, предусмотренном законом, присвоено специальное звание.
Под должностью следует понимать обособленную и закреплённую в официальных документах часть организационной структуры таможенного органа с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа, предоставленной лицу - государственному служащему в целях её практического осуществления. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного таможенного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой таможенным служащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы.
Содержание деятельности таможенных органов составляют выполнение ими функций по осуществлению задач таможенного дела в стране. Способов реализации этих функций много, поэтому форму деятельности нужно характеризовать, прежде всего, как часть, точнее сказать - одну из частей, на которые можно разделить деятельность таможенных органов по реализации возложенных на них функций. Причём эта часть деятельности, во-первых, каким-нибудь образом должна быть объективно выражена, а во-вторых, она должна отличаться от других форм аналогичной деятельности.
Законность является одним из основных принципов государственной таможенной службы. Он имеет под собой конституционную основу и означает, что вся деятельность таможенных органов и их должностных лиц должна осуществляться на основе строго и неуклонного соблюдения требований действующего российского законодательства. Также должна соблюдаться строгая служебная дисциплина в каждом таможенном органе или в организации таможенной службы.
Осуществление общего надзора за деятельностью таможенных органов и их должностных лиц входит в компетенцию прокуратуры, деятельностью которой регламентируется законом РФ. В случае выявления нарушений в деятельности таможенных органов и их должностных лиц прокурор обязан реагировать соответствующим образом: принесение протеста, внесение представления и вынесение соответствующего постановления.
Список используемой литературы:
· Агапова, А.В. Контроль таможенной стоимости в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: ("Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 1, январь 2008)
· Бератор, М.П. Этапы таможенного оформления:("Практическая энциклопедия бухгалтера. Валюта. Экспорт. Импорт") (в редакции изменений за ноябрь 2007)
· Габричидзе, Б.Н. Таможенное право.: 2-е изд., исправл. и доп. - Л.: Закон и право, 2007. - 500 с.
· Халипов, С.В. Таможенное право: (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности).2-е изд., исправл. и доп. - М.: ИКД Зерцало, 2008. - 276 с.
· Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года N 61-ФЗ