Банки как участники налоговых правоотношений
Особым субъектом налогового правоотношения выступают банки и другие кредитные организации. Несмотря на то, что банки и другие кредитные организации признаются плательщиками налогов и сборов, налоговое законодательство возлагает на них ряд обязанностей в сфере налогообложения, носящих публично-правовой характер. Банки в налоговых отношениях представляют государственный интерес, который заключается в заинтересованности государства в полном и своевременном поступлении налоговых платежей в бюджет.
Налоговым кодексом Республики Беларусь на банки возлагается определенный спектр налоговых обязанностей, закрепленных в ст. 48, 53, 68.
Так, банки и иные уполномоченные организации обязаны в очередности, установленной законодательством, исполнять платежное поручение плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налогов, сборов (пошлин), пеней, а также решение налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица).
Исполнение банками и иными уполномоченными организациями платежных поручений плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица), если иное не установлено налоговым законодательством, производится в той последовательности, в которой эти платежные поручения поступают в банк или иную уполномоченную организацию.
Перечислением налога, сбора (пошлины), пени признается зачисление указанных сумм налога, сбора (пошлины), пени на счет соответствующего бюджета.
Платежное поручение на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решение налогового органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени исполняются банком в течение одного банковского дня:
- после получения такого платежного поручения или решения;
- после поступления денежных средств на счета плательщика (иного обязанного лица) в случае их отсутствия или недостаточности на момент получения такого платежного поручения или решения.
Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
Не допускается взимание платы за прием банками и иными уполномоченными организациями наличных денежных средств от физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при уплате налогов, сборов, иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения банком или иной уполномоченной организацией в установленный срок платежного поручения плательщика (иного обязанного лица) на перечисление налога, сбора (пошлины), пени либо решения налогового или таможенного органа о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет денежных средств плательщика (иного обязанного лица) банк или иная уполномоченная организация уплачивают пени, а также несут ответственность в соответствии с законодательством.
Налоговым кодексом на банки как участников налоговых отношений возлагаются обязанности по представлению сведений о плательщиках (иных обязанных лиц).
Банки открывают текущий (расчетный) и иные счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении ими документов, подтверждающих их постановку на учет в налоговом органе.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации или индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту постановки на учет этих лиц в течение одного банковского дня после соответственно открытия или закрытия такого счета.
В рамках обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пеней посредством приостановления операций по счетам в банке, решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком.