Ii. финансовая модель анализа компании
СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ КОМПАНИИ.
I. МОДЕЛИ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
§ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ УЧЕТНОЙ И ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛЬЮ
II. ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ АНАЛИЗА КОМПАНИИ
§ КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Существуют две модели анализа компании:
§ Учетная, фиксирующая свершившившиеся события
Основана на:
· Изучении форм бухгалтерской отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств);
· Делает акцент на показателях прибыли;
· Предполагает анализ системы финансовых коэффициентов (коэффициенты ликвидности и платежеспособности; коэффициенты деловой активности; коэффициент финансовой устойчивости)
§ Финансовая, нацеленная на принятие управленческих решений в будущем:
· Позволяет мыслить в категориях риска, доходности, потоках денежных средств, стоимости бизнеса компании;
· Основана на оценке и управлении стоимостью компании;
· Ориентирует менеджмент на принятие решений, позволяющих получать экономическую прибыль (бух прибыль – предприятие получило выручку от продажи, из выручки – затраты > величина валовой прибыли – налоги > чистая прибыль; ЭКОНОМИЧЕСКАЯ прибыль – предполагает не только превышение выручки над расходами (бух прибыль), но и такую величину доходности, которая достаточна для обеспечения владельцев бизнеса требуемой отдачи на ВЛОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ)
Парамет- ры Модели | Учет риска | Основное (базовое понятие) | Трактовка денег | Понятие активов |
Учетная | Не анализируется | Прибыль (валовая, операционная, чистая) | Определенный инструмент измерения результата деятельности компании, корректируется только на величину инфляции | Материальные (здания, сооружения, оборудование, транспорт) Финансовые (ценные бумаги) Нематериальные (патенты, рецензии, ноу-хау) |
Финансовая | Риск трактуется, как неопределенность получения финансового результата | Свободный денежный поток (очищенный от обязательств) | Инвестиционный ресурс, т.е. вкладываются на определенное время и поэтому имеют стоимость ВО ВРЕМЕНИ, корректируется в зависимости от группы факторов | Помимо перечисленных, в учетной модели интеллектуальный капитал (не отражается в балансе, но имеет огромное значение при оценке стоимости бизнеса: инфраструктура, клиентская база, персонал) |
Для анализа РИСКА необходимо связать риск и доходность, в каждом конкретном случае риск всегда равен требуемой инвестором нормы доходности:
o Ставка прибыли на инвестиции в компании или в проект, отражающая сопоставимые по риску альтернативные вложения;
o Ставка РЕФИНАНСИРОВАНИЯ Центрального Банка1 или ставка доходности по государственным ценным бумагам2 (1 на депозит под проценты/ 2облигации государственного займа) –низший уровень риска;
o Аналитическая ставка определяемая компанией внутри САМОСТОЯТЕЛЬНО
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В АНАЛИЗЕ ТОЙ ИЛИ ИНОЙ МОДЕЛИ ЗАВИСИТ ОТ ЦЕЛИ АНАЛИЗА, если целью анализа является количественное выражение результата деятельности (рост прибыли, рентабельность), то следует использовать УЧЕТНУЮ МОДЕЛЬ, если целью анализа является увеличение инвестиционной привлекательности компании, то используют ФИНАСОВУЮ МОДЕЛЬ, при этом УЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ имеет следующие НЕДОСТАТКИ:
Ø отражение, только результатов прошлой деятельности;
Ø ориентация на внутреннюю среду компании;
Ø отсутствие показателей, оценивающих риск;
Ø недоучет значимости и стоимости интеллектуального капитала;
Ø затруднения, связанные со сравнением результатов различных компаний, использующих разную учетную политику.
Увеличение инвестиционной привлекательности, используя рост потоков денежных средств и удовлетворение требований инвесторов по доходности, определяет цель анализа компании с использованием финансовой модели, все это предполагает создание прироста стоимости компании. Процессом роста стоимости компании можно управлять – ЭТО ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ.
УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ:
· учитывает перспективы компании на длительный период;
· не зависит от используемых методов учета и всегда отражает только реальные события;
· позволяет учитывать и рассчитывать как финансовые, так и нефинансовые показатели;
· повышает привлекательность компании для инвестора;
· оптимизирует размещение ресурсов между структурными подразделениями компании;
· позволяет достигать компромисс между заинтересованными сторонами компании.