Структура финансовой системы страны
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных и взаимодействующих финансовых категорий, звеньев, сфер, в рамках которых формируются, распределяются и используются фонды денежных средств основных хозяйствующих субъектов экономики – государства, организаций, населения, специальных финансовых институтов.
Финансовая система России включает в свой состав 4 звена:
Финансы организаций представляют собой экономические отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств на уровне основного хозяйствующего звена экономики - предприятия.
Государственные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств в распоряжении государства и их целевым использованием. Государственные финансы как особая сфера финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья: Государственный бюджет, Внебюджетные фонды, Государственный кредит
Личные финансы (финансы домохозяйств) – это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств, создаваемых в результате индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности: В рыночной экономике за счет домашних хозяйств решается ряд задач. Во-первых, домашние хозяйства служат местом приложения труда. Во-вторых, на основе домашних хозяйств создается семейный бизнес, образуются малые предприятия, что позволяет формировать рыночные отношения и создает условия для развития конкуренции.
Экономическая категория страхования является составной частью финансов, однако если финансы связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, то страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений.
В процессе развития и усложнения финансовых отношений финансовые звенья объединяются в крупные финансовые сферы:
- централизованные финансы (макроуровень экономики)
- децентрализованные финансы (микроуровень экономики).
Централизованные финансы – главная часть финансовой системы страны. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом образуют бюджетную систему страны. Децентрализованные финансы образуют финансы организаций и финансы домохозяйств (личные финансы). Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы страны, поскольку именно на уровне материального производства происходит формирование и первичное распределение стоимости созданного продукта. Другие звенья финансовой системы обеспечивают лишь перераспределение созданной стоимости.
Эволюция финансовой системы России.
Становление в России науки о финансах. Ведущие ученые в сфере финансов. Финансовые реформы и развитие финансовой системы России до октября 1917 г. особенности финансовой системы СССР. Реформы в финансовой системе страны после распада СССР. Формирование и становление современной финансовой системы страны.
Наука финансового права в России как самостоятельная юридическая наука появилась в конце Х1Х века. Появлению этой науки в России, как, впрочем, и в других странах, предшествовало возникновение и развитие других наук: камералистики, финансовой науки . Наука финансового права постепенно выделилась из этих наук.
В ХУШ веке под влиянием потребностей эффективного ведения дворцового хозяйства в Германии появилась наука камералистика, корни которой уходят в ХУ1 век. Эта наука исследовала целый ряд взаимосвязанных проблем: государственное управление, государственные финансы, экономику, аграрное дело, горное дело, торговлю и т.д. Ее наиболее яркими представителями являлись ученые - Зонненфельс, Шредер, Юсти, Берс и др. Эти ученые исследовали государственные финансы под углом зрения проблем государственного управления или, что одно и то же, так называемого полицейского права.
Камералистика получила распространение и в России. Она преподавалась на юридических факультетах вузов России вплоть до 1863 года.
Из камералистики в Х1Х в. различных странах выделилась в качестве самостоятельной наука о финансах. Вместе с тем в ХУШ в. серьезное влияние на самостоятельное значение науки о финансах оказал английский политэконом А.Смит. В 1776 году он издал книгу ” Исследование о природе и причинах богатства народов”. Это сочинение состояло из пяти книг, последняя из которых была посвящена финансам - расходам и доходам государства. Некоторое внимание в работе уделялось и правовой регламентации финансов. Наибольшее влияние учение А.Смита имело в Англии и во Франции, т.е. тех странах, где промышленное развитие в конце ХУШ - начале Х1Х веков шло наиболее интенсивно.
Во всех странах в Х1Х веке наука о финансах включала в качестве составной части финансово - правовые вопросы. Однако в те годы они не носили характера системного исследования. Известны работы немецких государственных деятелей Л.Штейна, Г.Еллинека, посвященные проблемам финансовой науки, в которых заметное место отводилось финансовому праву. В конце Х1Х века Г.Еллинек написал работу “бюджетное право”. Проблемам бюджета и бюджетного права уделял внимание в учебнике по финансовой науке видный французский ученый конца Х1Х - начала ХХ веков Г.Жез.
В России в начале Х1Х века яркими представителями финансовой науки являлись Сперанский, Н.И.Тургенев, М.Ф.Орлов. Эти ученые, исследуя финансы России, в той или иной мере, затрагивали и вопросы финансового - правового регулирования.
Сперанский М.М. написал в 1810 году по заказу Александра 1 записку под названием “План финансов”. Будучи государственным деятелем, М.М.Сперанский предлагал конкретный план преобразования финансовой системы России и, в частности, уделял внимание развитию финансового законодательства. Он предлагал предоставить бюджету силу закона, законодательно регулировать пошлины, ввести новые налоги.
Тургеневу Н.И. принадлежит работа “Опыт теории налогов”, написанная в 1815 году. Она представляет собой учение о налогах, содержащее информацию о происхождении налогов, классификации источников и способов налогообложения и т.д. Однако учитывая, что налоги всегда устанавливались не иначе как в правовой форме, многие выводы автора в какой - то мере вносят вклад в правовую науку.
Орлов М.Ф. написал в 1832году работу под названием “О государственном кредите”. М.Ф.Орлов связывал вопросы государственного кредита в России с разрешением проблемы уменьшения налогов. Как и Н.И.Тургенев М.Ф.Орлов не уделял специального внимания правовым вопросам государственного кредита. Однако его работа представляет интерес для финансово - правовой науки, так как определяет пределы государственного кредита, а значит, пределы финансово - правового регулирования в сфере государственного кредита.
Рассмотрим подробнее этапы развития финансов в СССР и России.
Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской войны. Экономические условия в данный период были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные предприятия промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923/24 г. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Этот период характеризовался неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в это время были, с одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политические условия диктовали необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
В связи с этим государство создает три основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием. Основным общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений — налоги..
Налоговая система данного периода характеризовалась особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток — не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления в бюджет, необходимо было найти такой объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. И такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т. д.
Особое место в налоговой системе занимал промысловый налог, которым облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла и промысловые занятия. Налог состоял из двух самостоятельных платежей — патентного и уравнительного сборов. Первый взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.
Вторую группу налогов составляли косвенные налоги в виде акцизов на товары народного потребления.
Широко использовалась система доходов от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.
Вся налоговая система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки дифференцировали по группам плательщиков.
Максимальная ставка для капиталистических элементов была повышена до 67,5%, а с 1927 г. — до 81%. Кроме того, в 1931 г. введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200%, т. е. фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.
Вторым по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
Основным производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства уже другие задачи: реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения системы финансовых отношений. А так как основной группой финансовых отношений выступают денежные отношения между юридическими лицами и бюджетом, то, естественно, изменения коснулись прежде всего их.
Налоговая реформа 1930/31 г. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых мероприятий.
Доля налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета всегда была очень высока. Например, в 1940 г.— 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. — 40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4, в 1980 г. — 31,1%.
Вторым по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в 1975 г. — 31,9%. Этот доход, наоборот, претерпел существенные изменения.
Итак, в результате налоговой реформы 1930/31 г. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок распределения прибыли. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 8% — на прирост норматива собственных оборотных средств, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. В бюджет вносилось 72% прибыли.
В сельским хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще жестче воздействовали на не обобществленный сектор сельскохозяйственного производства.
Данная организация финансов позволила государству даже в условиях Отечественной войны 1941—1945 гг. выполнить поставленные задачи и к 1960-м годам страна по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств в промышленности возросло с 81—87 в 1925—1927 гг. более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении, химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.
Масштабы производства обусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям, социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимость формирования фондов денежных средств не только на уровне государства но и на уровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.
Экономическая реформа 1965 г. утвердила новую систему распределения и использования прибыли, в основу которой положены следующие принципы:
• повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников были поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности;
• создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет их прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники и расширению производства;
• введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использовании фондов;
• повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередности отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.
После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков и др.
Так как затраты второго и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т. д.) уровней планировались и утверждались министерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались ниже планируемой и утверждаемой прибыли, т. е. в централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет.
Анализ данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство очень неохотно выпускало из своих рук финансовые ресурсы, хотя условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983 г., провозгласив политику децентрализации системы управления экономикой — в среднем 60%. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и второй модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.
К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
Рыночная экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью.
Рассмотрим, какие изменения произошли в системе общегосударственных финансов с переходом на рыночные отношения. При планово-директивной экономике на государственном уровне формировались три фонда: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования. Все они имели фиктивную обособленность, на практике средства переливались из одного фонда в другой по решению правительства. В настоящее время кроме бюджета формируются: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонды развития НИОКР и др. Каждый фонд имеет специфические задачи и соответствующую организацию финансовых отношений. Бюджет, хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как ранее, когда через бюджет государство централизовало свыше 50% национального дохода.
Переход страны на новые экономические отношения чреват большими трудностями. Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. Финансовые отношения по поводу формирования бюджета на современном этапе такие же сложные, противоречивые, во многом не отвечающие даже интересам новых хозяйствующих субъектов, как ив период становления социалистических финансов.
Характерной чертой современной налоговой системы по-прежнему является ее сложность, связанная с множественностью налогов и сборов. Введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог с пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и ряд других. Налог на прибыль претерпел коренные изменения; в настоящее время в качестве объекта обложения выступает валовая прибыль, учитывающая прибыль от всех видов деятельности. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доходы от продажи государственной и муниципальной собственности.