Раздел 2. Финансирование обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности
Фонд социального страхования российской федерации (ФСС РФ) - кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляет средствами государственного социального страхования РФ.
Фонд представляет собой специализированную многоуровневую структуру, в которую входят региональные отделения во всех субъектах РФ.
Осуществляемое Фондом обязательное социальное страхование распространяется на граждан, работающих по найму. Не подлежат обязательному социальному страхованию военнослужащие и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой. С 2000 года Фонд является страховщиком по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[1].
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей с использованием зачетного принципа. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.
Рассмотрение спорных вопросов между работниками и работодателями по обеспечению пособиями по социальному страхованию осуществляется отделением Фонда или его филиалом, зарегистрировавшим страхователя, либо в ином порядке, предусмотренном законодательством.
Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом. Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда. Порядок регистрации страхователей определяется инструкцией. Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Начисление, уплата, расходование и учет средств государственного социального страхования осуществляются в соответствии с инструкцией. Работодатели и банки обязаны представлять работникам Фонда необходимые документы и сведения, относящиеся к деятельности Фонда, в соответствии с законодательством. Плательщики (работодатели и граждане) и банки, их должностные лица несут ответственность за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов (платежей) в соответствии с законодательством.
При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными, отраслевыми органами Фонда по вопросам начисления страховых взносов и пеней, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций решаются вышестоящим органом Фонда либо в ином порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Финансовая база Фонда формируется за счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования поступающих в бюджет и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Бюджет Фонда социального страхования РФ разрабатывается и утверждается на ближайший финансовый год посредством принятия федерального закона с последующим планированием доходов и расходов на последующие два года[2].
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 579 558 428,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 417 675 491,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22510000,0 тыс. рублей и на покрытие дефицита бюджета Фонда в сумме 84 498 085,0 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 72148772,6 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 70704164,8 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей[3].
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2014 год в сумме 618853062,9 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 667509058,6 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 444878731,5 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 481 659 220,6 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 5600000,0 тыс. рублей и на покрытие дефицита бюджета Фонда на 2014 год в сумме 75169616,1 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 78610367,9 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в сумме 80465216,6 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 88983878,0 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета на 2014 год в сумме 74479114,8 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 77 835 960,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.[4]
При утверждении бюджета были учтены изменения порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которыми пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя за первые три дня, а не два, как это было до 1 января 2011 г., что приведет к уменьшению расходов бюджета Фонда социального страхования.
Таблица 1 - Доля средств на оплату дней нетрудоспособности
Годы | Сумма бюджетных средств (тыс. руб.) | Расходы бюджетных средств (тыс. руб.) | Сумма на оплату дней временной нетрудоспособности и в связи с материнством (тыс. руб.) | Доля в % |
579 558 428,6 | 577 218 425,6 | 417 675 491, 2 | 72, 07% | |
618 853 062,9 | 613 353 141,6 | 444 878 731, 5 | 71, 88% | |
667 509 058, 6 | 658 623 998,0 | 481 659 220, 6 | 72, 16% |
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый год сумма бюджетных средств в Фонд социального страхования выделяемая государством увеличивается, что говорит о благоприятном финансировании и развитии государственной политики в этом направлении.
В ходе развития правоотношений, связанных с социальным страхованием, порядок назначения и финансирования пособий по временной нетрудоспособности неоднократно изменялся и усовершенствовался.
Так, ранее, в соответствии с первоначальной редакцией, финансирование пособий по временной нетрудоспособности осуществлялось за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период - за счет средств Фонда социального страхования, тогда как теперь период финансирования пособия за счет средств работодателя продлен на один день и составляет три дня.
Также, по ранее действовавшему законодательству, несколько иначе решался вопрос с пособием по временной нетрудоспособности, связанной с операцией по искусственному прерыванию беременности, а также с пособием по временной нетрудоспособности, связанной с травмами.
Застрахованным лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ с 1-го дня временной нетрудоспособности. Основным условием возникновения права на получение пособия по нетрудоспособности у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой и добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности, является уплата страховых взносов за календарный год, предшествующий году наступления страхового случая. Размер страховых взносов рассчитывается исходя из стоимости страхового года.
В случаях необходимости: осуществления ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории РФ, непосредственно после стационарного лечения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ с 1-го дня временной нетрудоспособности[5].
При исчислении страхового стажа для определения размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также засчитываются периоды прохождения военной службы.
Действие данного положения распространяется на следующие категории лиц[6]:
- на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;
- на лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР;
- на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- на лиц, проходящих военную службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах;
- на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях РФ и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел РФ и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств.
Финансовое обеспечение дополнительных расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, связанных с зачетом в страховой стаж лиц, относящихся к вышеуказанным категориям, периодов службы, в течение которых гражданин не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которые являются целевыми средствами, и предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования РФ.
Определение объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Фонда социального страхования РФ на финансирование дополнительных расходов, в части периодов указанной службы, имевших место до 1 января 2007 г., не производится, если данные периоды учтены при определении продолжительности страхового стажа, устанавливающей порядок сохранения ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа.
В некоторых случаях законодательством установлен повышенный размер страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Например, в соответствии с законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрены повышенные размеры страхового обеспечения и дополнительные льготы при назначении страховых выплат.
Так, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС (получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, получившим инвалидность вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, лицам, занятым на работах в зоне отчуждения, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение и т.д.) выплата пособия по временной нетрудоспособности производится в размере 100% среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт.
Женщинам, постоянно проживающим или работающим на территории зоны проживания с правом на отселение, дородовый отпуск предоставляется продолжительностью 90 дней с проведением оздоровительных мероприятий за пределами территории радиоактивного загрязнения. Единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается в повышенном размере.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком гражданам, пострадавшим от воздействия радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение; постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом; постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы выплачивается до достижения ребенком возраста 3 лет и в двойном размере. В случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется[7].
Лицам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) в результате проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выплата пособия по временной нетрудоспособности производится в размере 100 процентов среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт.
Также, одному из родителей либо бабушке, дедушке, опекуну (попечителю) детей в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающих заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируется выплата пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении в размере 100% среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ, независимо от продолжительности страхового стажа[8].
Таблица 2 - Бюджет ФСС на 2012-2014 гг.
Наименование | 2012г. | 2013г. | 2014г. |
Доходы | 425,488 млрд. руб. | 493,58 млрд. руб. | 543,751 млрд. руб. |
Межбюджетные трансферты | 61,58 млрд. руб. | 74,43 млрд. руб. | 79,38 млрд. руб. |
Расходы | 453,818 млрд. руб. | 489,141 млрд. руб. | 535,214 млрд. руб. |
Финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения в размерах сверх установленных законом норм, то есть во всех вышеуказанных и других случаях, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых на указанные цели бюджету Фонда социального страхования РФ.
Межбюджетные трансферты - это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.
Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.
Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:
нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
целевые трансферты;
компенсационные выплаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Я, Авагимов Эдуард Александрович, проходил преддипломную практику в Управлении пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону, в период с 20 апреля 2015 года по 14 мая 2015 года.
За время прохождения преддипломной практики я работал в качестве помощника специалиста в отделе персонифицированного учета, который осуществляет:
- регистрацию и снятие с учета страхователей;
- проведение камеральных проверок при обращении страхователей за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- проводит камеральные проверки страхователей в целях осуществления контроля за правильностью начисления, уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- принимает меры по снижению задолженности страхователей по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- принимает меры к страхователям, не представившим в установленный срок расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (Форма-4 ФСС РФ);
- осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных, излишне взысканных страховых взносов страхователям;
- документальные выездные проверки страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств;
- документальные выездные проверки страхователей по обязательному страхованию по вопросам правильности расходования средств на цели обязательного социального страхования.
Благодаря преддипломной практике я закрепил знания, полученные мной в процессе теоретического обучения, а также узнал и понял сущность моей будущей профессии.
Хочется отметить, что на протяжении всей практики руководство УПФР помогало адаптироваться в новых условиях, подробно всё объясняли и старались поддержать при решении конкретных вопросов. По результатам преддипломной практики получена положительная характеристика.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 01.12.2014)// "Российская газета", N 247, 20.12.2001
3. "О страховых пенсиях" Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ//Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
4. "О накопительной пенсии" Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ//"Российская газета", N 295, 30.12.2013
5. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014)// "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4831
6. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 01.12.2014)// "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 04.03.1993, N 9, ст. 328
7. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014)// "Российская газета", N 68, 10.04.1996
8. "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 31.12.2014)// "Российская газета", N 168, 30.07.2010
9. "О негосударственных пенсионных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014)// "Российская газета", N 90, 13.05.1998
10. "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884н г. Москва
Quot;О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 г. Москва//Российская газета, 20.07.2011
12. Тучкова, Э.Г. Социальное обеспечение в России на рубеже третьего тысячелетия и теоретические проблемы права социального обеспечения. - В кн.: Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции) Институт государства и права РАН. - М., 2011. – С.201
[1] Бескоровайная, С.А. Об уточнениях порядка исчисления пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2011. N 5. С.89
[2] Бескоровайная, С.А. Об уточнениях порядка исчисления пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2011. N 5. С.97
[3] Микушина, М.Н. Правила назначения, исчисления и выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством// Больничный лист 2014. С.14-17
[4]"О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Федеральный закон от 02.12.2013 N 320-ФЗ//"Собрание законодательства РФ", 09.12.2013, N 49 (часть I), ст. 6321
[5] Микушина, М.Н. Правила назначения, исчисления и выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством// Больничный лист 2014. С. 78-80
[6] Киселев, И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. М.: Дело, 2013.С 134
[7] Шайхатдинов В. Ш. "Право социального обеспечения". Учебник. "Юрайт-Издат", 2014, - С. 45
[8] Микушина, М.Н. Правила назначения, исчисления и выплаты работникам пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством// Больничный лист 2012. С.112