Домашняя письменная работа №1
Культура научной речи
Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов
1. Выберите пункты, содержащие характеристику научного стиля речи:
1) объективность
2) безличность
3) эмоциональность
4) информативная насыщенность
5) абстрактность
2. Найдите лексические единицы, частотные в научном стиле:
1) фразеологизмы
2) термины
3) слова с оценочным значением
4) заимствованные слова
5) стилистические фигуры
3. Найдите основные структурные элементы научного произведения:
1) выбор методов исследования
2) указание на предмет (объект) исследования
3) рассмотрение результатов исследования
4) формулирование пожеланий новым исследователям
5) обоснование актуальности исследования
4. Найдите жанры, свойственные научному стилю:
1) монография
2) эссе
3) доклад
4) дипломный проект
5) учебно-методическое пособие
5. Выберите пункты, содержащие правила компрессии научного текста:
1) использование лексики с обобщенно-абстрактным значением
2) обязательное цитирование
3) выделение ключевых слов
4) выбор соответствующих клише
5) обязательное сохранение иллюстративного материала
6. Соотнесите номера правого и левого столбцов, выбрав правильное определение жанров вторичных учебно-научных текстов:
Название жанра вторичного научного текста | Определение жанра текста |
1) реферат | А) кратко сформулированные основные положения научного произведения |
2) аннотация | Б) изложение основного содержания первоисточника |
3) тезисы | В) сжатый, но связный и последовательный вариант научного первоисточника с максимальным сохранением его смысла |
4) рецензия | Г) официальный письменный отзыв, содержащий критический разбор научного первоисточника |
5) конспект | Д) краткий разъяснительный материал по содержанию и назначению научного первоисточника |
7. Прочитайте микротекст. Выберите наиболее точное название текста:
Два года назад на Земле произошло знаменательное событие. Численность населения Земли составила 6 000 000 000 человек. Много ли это или мало? Шесть миллиардов чего бы то ни было очень трудно представить. Можно лишь понять, что число людей на планете просто колоссально. А сколько нас было до сих пор?
По некоторым оценкам, за всю истории цивилизации на Земле успело прожить 100 миллиардов человек. В тысячном году до нашей эры на Земле было около 100 миллионов человек. Долгое время число жителей планеты росло очень медленно – чуть больше десяти человек в час. Во втором тысячелетии на Земле жило уже 500 миллионов человек, а примерно в 1804 году землян стало уже миллиард. К этой цифре цивилизация шла много тысячелетий. В ХХ веке рост населения значительно увеличился. Такой быстрый рост населения за короткий период называется демографическим взрывом. Резкое увеличение численности населения объясняется тем, что прогресс медицины и здравоохранения сократил детскую смертность и увеличил среднюю продолжительность жизни, а антибиотики вылечивали многие смертельные болезни.
В 70-е годы ХХ века демографический взрыв продолжался. Население мира росло очень быстро: 200 тысяч человек прибавлялось в мире ежедневно. Каждую неделю на Земле появлялся как бы новый город размером с Киев, а каждые три года – такая страна, как США, каждые пять лет - еще одна Африка.
1) Увеличение средней продолжительности жизни.
2) Демографический взрыв.
3) Прогресс медицины и здравоохранения.
8. Прочитайте микротекст. Выберите предложение, в котором наиболее точно сформулирована основная мысль текста.
Измерения, проводимые в течение ста пятидесяти лет, показывают, что магнитное поле Земли неуклонно ослабевает. В связи с этим возникают естественные вопросы: не исчезнет ли магнитное поле совсем и чем это может грозить землянам? Вспомним, что нашу планету непрерывно бомбардируют космические частицы, особенно интенсивно – протоны и электроны, излучаемые Солнцем, так называемый солнечный ветер. Магнитосфера Земли не пропускает заряженные частицы к поверхности планеты, а направляет их к полюсам, где в верхней атмосфере они салютуют фантастическими сияниями. Но если магнитного поля не будет, если растительный и животный мир окажется под таким непрерывным обстрелом, то можно предположить, что радиационное повреждение организмов губительным образом скажется на судьбе всей биосферы.
1) Измерения показывают, что магнитное поле Земли неуклонно ослабевает, что может губительно сказаться на судьбе планеты.
2) Исчезновение магнитного поля Земли грозит землянам радиационным повреждением организмов, которое губительно скажется на судьбе всей биосферы.
3) Нашу планету непрерывно бомбардируют космические частицы - протоны и электроны, излучаемые Солнцем.
9. Прочитайте вопрос и выберите самый точный ответ на него.
Что вызвало помутнение воды?
1) Одни виды животных исчезли, а численность других увеличилась.
2) Исчезновение одних видов животных и увеличение численности других объясняется существованием у некоторых обитателей водоемов механизма приспособления к недостатку кислорода.
3) Помутнение воды вызвало исчезновение одних видов животных и увеличение численности других, что объясняется существованием у некоторых обитателей водоемов механизма приспособления к недостатку кислорода.
10. В данном микротексте изменено место первого предложения. Выберите предложение, которое должно стоять первым.
1) Но языковые барьеры мешают свободно общаться и жителям Земли, а потому уже давно делались попытки автоматизировать перевод устной речи.
2) В научно-фантастических произведениях прошлых лет не раз описывался разговор людей с обитателями иных миров с помощью электронного переводчика.
3) Сейчас же эта проблема близка к разрешению.
Определите жанр вторичного научного текста.
11. 1) тезисы; 2) конспект; 3) реферат
В статье Петрова И.А. «Комплекс мер по повышению эффективности научно-технических достижений» рассматривается проблема разработки концепции государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности. Предлагается ряд организационно-методических мероприятий по использованию научно-технических достижений.
В начале статьи говорится о необходимости коренного изменения отношения государства к ИС и намечены пути реализации этой программы.
Концепция государственной политики должна основываться, утверждается в статье, на принципах приоритета и поддержки наиболее важных технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
В статье перечислены требования по выбору приоритетных технологий. Кроме того, должны быть оценены коммерческие показатели, в частности, уровень эффективности с учетом срока окупаемости вложенных затрат.
По мнению авторов статьи, в концепции должна быть предусмотрена правовая охрана объектов ИС, которая в настоящее время обеспечивается на основе патентного законодательства по защите от недобросовестной конкуренции, законодательства об авторских правах. Подчеркивается, что необходимо введение комплекса мер по защите прав авторов-правообладателей ИС.
12. 1) аннотация; 2) реферат; 3) рецензия
Предложенная вниманию читателей статья Александра Портнова «Мольберт или Painter?» знакомит читателя с новыми достижениями в области компьютерной графики.
Вызывает интерес композиция данной работы. В начале статьи автор делает ряд философских замечаний о том, что же такое компьютерное изображение не с точки зрения техники и электроники, а с позиции творчества: как идея, рожденная художником, воплощается на мониторе, из неосязаемой мечты превращается в нечто существующее, доступное для прочтения. Таким образом автор доказательно подводит нас к выводу, что компьютер – это мощный, полноценный помощник художника, но не его заменитель (…).
Заслуживает внимания тот факт, что Алексей Портнов подробно рассказывает о программе для художников Painter, понимая, что она не сможет не заинтересовать специалистов (…).
Несомненно, что статья вызовет интерес у широкого круга читателей, так как автор компетентно и доступно говорит об интересующем его вопросе, последовательно излагает материал.
13. Прочитайте текст аннотации на статью И.В. Савелова «Рассеивание света. Эффект Вавилова-Черенкова».
В статье «Рассеивание света. Эффект Вавилова-Черенкова автора И.В. Савельева рассматривается одно из свойств электромагнитного излучения – рассеивание света и его частный случай – эффект Вавилова-Черенкова. Она состоит из двух частей. В первой части раскрывается понимание процесса рассеивания с классической точки зрения. Обращается внимание на дифракцию световых волн на неоднородностях среды. Во второй части статьи автор освещает историю открытия эффекта Вавилова-Черенкова: рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны; описывает наиболее характерные свойства излучения Вавилова-Черенкова. Для доказательства автор ссылается на проведенные эксперименты.
Чтобы устранить ошибки в тексте аннотации, нужно:
1) Включить информацию о выходных данных источника.
2) Добавить оценочные элементы.
3) Устранить избыточную информацию.
4) Указать адресат работы.
14. Какие пункты плана статьи «Космос служит человеку» сформулированы неправильно?
1) Космическая техника на службе науки и народного хозяйства.
2) Области применения орбитальной космической техники.
3) Спутники связи «Молния» широко используются в народном хозяйстве.
4) Значение спутников связи в мореплавании и самолетовождении.
5) Использование искусственных спутников Земли для метеорологических наблюдений.
6) Космические фотографии помогают совершенствовать инженерно-геологические разыскания.
15. Оформите библиографическое описание следующих источников:
1) Монографии О.А. Лаптевой “Теория современного русского литературного языка», изданной в 2003 году в издательстве «Высшая школа», объемом 351 страница.
2) Статьи В.И. Конькова «Нужно ли реформировать русское правописание?», опубликованной в четвертом номере журнала «Мир русского слова» в 2000 году на стр.33-34.
16. Познакомьтесь с библиографическим описанием монографии А.Н. Васильевой:
Васильева, А.Н. Основы культуры речи [Текст]. М.: 1990
Чтобы исправить ошибки в библиографическом описании данной монографии, нужно:
1) Поставить название работы в кавычки.
2) Поставить знак «тире» перед указанием места издания.
3) Указать издательство, в котором выпущена книга.
4) Поставить инициалы перед фамилией автора.
5) Убрать запятую после фамилии автора.
6) Поставить точку в конце библиографического описания источника.
17. Познакомьтесь с цитатой из работы Ф.А. Кузина «Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты».
Ф.А. Кузин пишет, что «Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов…
Чтобы исправить ошибки в оформлении данной цитаты, нужно:
1) Поставить заключительные кавычки после многоточия.
2) Убрать запятую после слова «пишет».
3) В первом слове цитаты («любое») поставить строчную букву.
4) Поставить двоеточие после слова «что».
5) Инициалы автора поставить после фамилии.
Выберите правильный вариант управления:
18. оперировать | 1) фактами; 2) с фактами |
19. говорить | 1) за верность результатов; 2) о верности результатов |
20. свидетельствовать | 1) о разрыве экономических связей; 2) разрыву экономических связей |
21. рассмотрена задача | 1) о построении новой модели… 2) построения новой модели … |
22. обоснована тема | 1) автоматизации процессов управления…; 2) 2) об автоматизации процессов управления… |
Найдите в предложениях лексические и грамматические ошибки и исправьте только их.
Образец: Согласно полученных данных в работе уделяется большое внимание решению экологических проблем современности. – Согласно полученным данным…
23. В 2001 году из-за развития микропроцессорной техники даже 700-долларовые компьютеры были более мощными, чем лучшие машины 1998 года.
24. Ввиду квантовых устройств можно будет решать такие математические задачи, как разложение на множители тысячезначных чисел.
25. В России в данный исторический период с быстрыми темпами стали развиваться города.
26. Чтобы успешно работать с Интернетом, нужно знать правила поведения в сети и умение ориентироваться в множестве доступных вам информационных сервисов.
27. На конференции рассматривалась проблема загрязнения окружающей среды от традиционных источников получения энергии.
28. Процессы проводились в горизонтальном реакторе с индуктивным нагревом в токе водорода.
29. Большую роль в изучении поверхности и атмосферы планет имеют астрофизические методы.
30. Большое значение в этом процессе играют электромагнитные поля гидродинамических источников.
Устраните нанизывание родительного падежа в предложениях.
31. Для повышения точности измерения давления из коробки манометра выкачивается часть воздуха.
32. Рынок ценных бумаг возникает как средство объединения капиталов предпринимателей для реализации тех или иных проектов организации производства конкурентоспособных товаров.
33. Для создания базы данных рефератов статей журналов какой-либо предметной области и даже самих текстов этих статей требуются большие ЭВМ.
Сделайте высказывания более лаконичными, объединяя три простых предложения в одно сложное и используя деепричастный оборот.
34. Наша группа разработчиков протестировала реальную систему. Система содержала все вышеописанные техники. Группа разработчиков была весьма удовлетворена достигнутыми результатами.
35. Вместо обычной операции по обмену валюты банк проводит безналичную конвертацию. Банк открывает клиенту рублевый и валютный счета. Эти счета впоследствии закрываются
Культура научной речи.
Составление и оформление вторичных учебно-научных текстов
Рабочая матрица к домашней работе №1
Фамилия, имя____________________________________________№ группы __________
Вариант ____
Выберите вариант ответа и отметьте его в матрице.
Вставьте в клетки буквы (А, Б, В, Г, Д), соответствующие правильным ответам.
Выберите вариант ответа и отметьте его в матрице.
15 Оформите библиографическое описание источников
1) ………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………..
2)…………………………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………….……….
……………………………………………………………………………………………………………..
Выберите вариант ответа и отметьте его в матрице
Выберите вариант ответа и отметьте его в матрице
Найдите в предложениях лексические и грамматические ошибки и исправьте только их.
23 …………………………………………………………………………………………………
24 ………………………………………………………………………………………………….
25 …………………………………………………………………………………………………
26 …………………………………………………………………………………………………
27 …………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
28 …………………………………………………………………………………………………
29 …………………………………………………………………………………………………
30 …………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………….
Устраните нанизывание родительного падежа в предложениях.
31 …………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
32 …………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
33 …………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………