Контрольная работа должна быть сдана на проверку не позднее, чем за один месяц до начала сессии.

В тех случаях, когда работа не зачтена, направляя ее после доработки на рецензирование, необходимо приложить рецензию.

Оценка «зачтено» по контрольной работе является основанием допуска студента к сдаче зачёта или экзамена.

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Юридическая ответственность за нарушение прав потребителей.

2. Дербенева обратилась в ювелирную мастерскую с целью произвести ремонт браслета, изготовленного из золота и драгоценных камней. При заключении договора предусматривался срок выполнения работы – две недели. По окончании установленного договором срока заказчица обратилась в мастерскую, но готовое изделие ей выдано не было по причине болезни мастера. По прошествии еще двух недель Дербеневой сообщили, что ее браслет утерян.

Как Дербенева может защитить свои права?

3. В апреле Зверева купила в ООО «Зимняя сказка» норковую шубу. В ноябре, когда наступил зимний сезон, она обнаружила, что мех на шубе выпадает. Зверева обратилась в магазин с требованием возвратить деньги, уплаченные за некачественный товар. ООО «Зимняя сказка» обосновал отказ тем, что покупательница не представила соответствующий чек, срок предъявления претензии истек, а недостатки в изделии возникли вследствие его ненадлежащего хранения самой Зверевой. Та подала в суд иск о расторжении договора купли-продажи и возврате денег, о компенсации морального вреда в размере стоимости приобретенного товара.

Какое решение должен вынести суд?

Вариант 2.

1. Компенсация морального вреда в практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей.

2. Словцов купил сотовый телефон. Через два дня в нем обнаружились недостатки: западание двух кнопок клавиатуры. Словцов обратился к продавцу с просьбой произвести обмен телефона на новое изделие такой же модели. Продавец в удовлетворении данного требования отказал, мотивируя отказ тем, что сотовый телефон относится к технически сложным товарам, поэтому обмен может быть произведен только при наличии в товаре существенных недостатков, к которым обозначенный покупателем дефект не относится. Словцову было предложено произвести ремонт изделия, который не займет более двух дней.

Какую консультацию в данной ситуации можно дать потребителю?

3. Готовясь к бракосочетанию, Белов купил в торговом центре костюм и ботинки.

Примеряя покупки дома, Белов натер ноги, и желание носить ботинки у него пропало, костюм же разочаровал его невесту расцветкой.

Через 5 дней он обратился в торговый центр с просьбой поменять костюм на другой, подходящий по расцветке, а ботинки - на большую по размеру пару той же модели. Ему ответили, что обмен товаров магазин производит в течение 3 дней и только при наличии чека (а покупатель его не представил), кроме того, костюмов другой расцветки в наличии нет. Покупатель должен обдуманно делать покупки и не приобретать вещи, которые ему не подходят. Белов подал исковое заявление в суд.

Какое решение должен вынести суд?

Вариант 3.

1. Право потребителей на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

2. Петров приобрел автомобиль марки «Рено». В первую же неделю эксплуатации у автомобиля перестал включаться указатель правого поворота (лампы исправны) и появилась течь масла.

Возможен ли обмен данного автомобиля на новый в связи с наличием в нем недостатков?

3. Во время семейной прогулки в парке им. Маяковского супруги Скворцовы приобрели для своего ребенка пять билетов на детские аттракционы. Реализовав три из них, ребенок почувствовал себя плохо. Скворцовы решили вернуть неиспользованные билеты и получить уплаченные за них деньги, однако сделать это не удалось: на кассе им указали на объявление «билеты возврату и обмену не подлежат».

Дайте правовую оценку данной ситуации.

Вариант 4.

1. Ответственность изготовителей (исполнителей, продавцов) при продаже товаров.

2. Искорцева приобрела в сети магазинов бытовой техники электромассажер. Поняв, что ожидаемого эффекта для здоровья применение данного прибора не даст, Искорцева обратилась к продавцу с просьбой поменять массажер на другую, более мощную и усовершенствованную модель изделия с учетом того, что с момента покупки прошло всего 10 дней. Продавец отказался произвести обмен товара, указав на то, что данное изделие обмену не подлежит.

Оцените правомерность отказа продавца.

3. Вешкурцев приобрел в магазине телевизор. Спустя 1,5 года в телевизоре, находившемся в рабочем состоянии, произошло возгорание. Начался пожар, во время которого было полностью уничтожено имущество Вешкурцева и его соседей.

Вешкурцев обратился в суд с требованием о возмещении магазином стоимости телевизора, компенсации морального вреда и возмещении причиненного пожаром ущерба. Иск о возмещении причиненного вреда подали и его соседи.

Могут ли в данной ситуации потерпевшие обратиться в суд? К кому должны предъявляться требования и в какой срок? Подлежат ли указанные требования удовлетворению? Как определяется размер компенсации морального вреда?

Вариант 5.

1. Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг.

2. Елизаров, купив в магазине упаковку пельменей, в тот же день употребил их в пищу. На следующий день у Елизарова было диагностировано острое пищевое отравление, в связи с чем период нетрудоспособности составил 7 дней. При анализе состава употребленных в пищу продуктов пострадавший обнаружил, что пельмени реализовывались в торговой сети с просроченным сроком годности, о чем покупателей не информировали.

Какие права имеет Елизаров в данной ситуации?

3. Купив в магазине электрощипцы для завивки волос, Смирнова, придя домой, обнаружила неисправность в переключателе температур нагревания. В тот же день она обратилась в магазин с просьбой заменить товар, но электрощипцы такой модели уже закончились. Магазин предложил Смирновой произвести доплату и приобрести усовершенствованную модель электрощипцов, однако покупательница потребовала, чтобы ей либо без доплаты предоставили более дорогую модель, либо заменили щипцы на доброкачественные, а на период замены дали ей в безвозмездное временное пользование любую другую модель прибора.

При этом Смирнова предупредила магазин, что если в течение 5 дней недоброкачественный товар не будет заменен, продавец будет обязан выплатить ей неустойку в размере 5 % цены товара за каждый день просрочки замены, а если ей немедленно не предоставят электрощипцы в безвозмездное пользование, то продавец обязан будет выплатить неустойку - 3 % от цены товара за каждый день просрочки.

Подготовьте по указанной ситуации юридическую консультацию.

Вариант 6.

1. Государственные и общественные организации по защите прав потребителей.

2. Ищенко приобрел в магазине «Пеплос» два мужских костюма в период проведения временной акции «При покупке костюма из коллекции прошлого сезона второй костюм – всего за 990 рублей!». В момент заключения договора продавец предупредил покупателя о том, что в связи с приобретением товара в период распродажи по сниженной цене покупатель в отношении товара, приобретаемого со скидкой, не может обратиться к продавцу с требованием об обмене товара, не подошедшего по форме, расцветке, размеру, фасону.

Ищенко, оказавшись через неделю после покупки в сложном финансовом положении, решил вернуть второй костюм продавцу и потребовать возврата денег, уплаченных за него.

Правомерен ли будет в данной ситуации отказ продавца от удовлетворения требования покупателя?

3. Гаврилов обратился в суд с иском к магазину бытовой техники о замене холодильника, имеющего недостатки (дверь закрывается неплотно, температура в камере выше нормы), оплате неустойки и возмещении морального вреда. Магазин просил суд в иске отказать, мотивируя тем, что покупатель должен был обратится к продавцу для проведения ремонта и устранения неисправностей. При рассмотрении дела выяснилось, что покупатель сначала согласился на такой ремонт, но магазин не взял на себя оплату расходов по перевозке и погрузочно-разгрузочным работам, а потому Гаврилов потребовал замены холодильника на доброкачественный. Получив отказ в удовлетворении требования о замене, Гаврилов подал исковое заявление.

Суд в удовлетворении иска отказал, сославшись на то, что холодильник не имеет существенных недостатков, сложного ремонта не требует, эксплуатировался истцом 1,5 года, следовательно, и морального вреда ему не причинено. Не согласившись с таким решением, Гаврилов обратился в вышестоящий суд.

Какое решение должен вынести вышестоящий суд?

Рекомендуемая литература:

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – М.: Статут, 2002.

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. – М., 2000.

Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. – М., 1999.

Защита прав потребитеелй / Под ред. Т.А. Стяжкиной – М.: Экзамен, 2003.

Денисова И.Н. Розничная торговля непродовольственными товарами : учеб. пособие для студентов сред. проф. заведений, обучающихся по специальностям 0612 "Товароведение" и 0602 "Менеджмент" / И. Н. Денисова [И. Н. Зубкова]. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 223 с.

Ждан-ПушкинаД.А. Новая судебная практика по спорам о компенсации морального вреда и защите деловой репутации / сост. Д. А. Ждан-Пушкина. - М.: Проспект, 2007. - 207 с.

Защита прав потребителей. Законодательно-нормативная база. Правила работы, торговли, обслуживания. Качество и безопасность продукции... : практ. пособие / [cост. Т. А. Стяжкина, под ред. Т. А. Стяжкиной]. - Изд. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Экзамен, 2006. - 703 с.

Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. – М., 1972.

Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг / Российска юстиция. – 1998. № 3.

Кабалкин А.Ю., Санникова Л.В. Договор проката / Российская юстиция. – 2000.№ 6.

Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» / Под ред. М.Ю. Челышева. – М.: Юрайт, 2003.

Лебедев К.К. О некоторых вопросах формирования законодательства о торговле // Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Вып. 6 // Под ред. В.Ф. Попондопуло и Д.В. Нефедова. М., 2007.

Меликян О.М. Поведение потребителей : учеб. пособие / О. М. Меликян. - М.: Дашков и К, 2006. - 257 с. : схемы.

ОсетроваО.И. Место действия- магазин: как стать квалифицир. покупателем / [Сост. О. И. Осетрова]. - М.: Изд-во стандартов, [1991]. - 31 с.

Пиляева В.В. Федеральный закон "О защите прав потребителей" в схемах и определениях : учеб. пособие / В. В. Пиляева. - М. Кнорус, 2006. - 172 с.

Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: проблемы правового регулирования. – Владивосток, 1999.

Петровский С. Правовое регулирование оказания Интернет-услуги. // Рос. юстиция. 2001г. № 5.

Порций Я.Е. Постатейный комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей». М., 2001.

Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. – М., 2007.

Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дисс… докт. юрид. наук. – Екатеринбург, 2002.

Шерстобитова А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей. – М., 1993.

Нормативно-правовые акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.

О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7 февраля 1992г. № 2300-1(с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1996 № 3. Ст.140; ИПС Консультант-Плюс.

О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ" // ИПС Консультант-Плюс.

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.

Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 15. Ст. 1446.

Правила продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55 (с последующими изменениями). // ИПС Консультант-Плюс.

Правила продажи товаров по образцам. Утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.97 № 918 (с последующими изменениями) // ИПС Консультант-Плюс.

Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению. Утв. постановлением Правительства РФ от 16.06.97 № 720 (с последующими изменениями) // ИПС Консультант-Плюс.

Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.97. № 575 // ИПС Консультант-Плюс.

Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Утв. постановлением Правительства РФ от 06.06.98 № 569 (с изм.). // ИПС Консультант-Плюс.

Об утверждении положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании и уничтожении: Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1263 // Российская газета 1997. № 196.

Судебная практика

О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 № 7 (в ред. от 11.05.2007 № 24) // СПС «КонсультантПлюс».

Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 (ред. от 06.02.2007) // Российская газета. 1995. № 29.

Интернет-источники:

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – http://www.gsen.ru/

Информационно-правовой сервер «Гарант» –http://www.garant.ru/

Информационно-правовой сервер «КАДИС» – http://www.kadis.net/

Информационно-правовой сервер «Кодекс» – http://www.kodeks.net/

Информационно-правовой сервер «КонсультантПлюс» – http://www.consultant.ru/

Наши рекомендации