Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению

Основными задачами проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, правильность отражения в бухгалтерском учете этих операция и составления отчетности.

Исходя из вышеизложенного необходимо проверить:

1. правильность определения фонда оплаты труда для начисления страховых взносов;

2. правильность применения тарифов страховых взносов;

3. своевременность и обоснованность начисления пособий, пенсий и т.д., выплачиваемых из средств социального страхования;

4. правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению взносов и их перечислению;

5. соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению” записям в главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета);

6. правильность и своевременность составления форм отчетности по видам страховых взносов и своевременность их сдачи в соответствующие фонды.

Аудит расчетов по внебюджетным платежам

Общей задачей проверки по всем видам платежей во внебюджетные фонды является установление правильности начисления сумм платежей, своевременности взносов (перечислений) причитающихся сумм, выяснение причин просрочки платежей, правильности ведения бухгалтерского учета по этим операциям и составления отчетности.

Исходя из вышеперечисленных задач необходимо проверить:

1. правильность определения объекта налогообложения;

2. правильность применения ставок налогов;

3. законность и обоснованность применения льгот по уплате налогов;

4. своевременность и полноту перечисления взносов;

5. правильность отражения в бухгалтерском учете операций по начислению платежей и их перечислению;

6. соответствие записей аналитического и синтетического учета по счету 67 “Расчеты по внебюджетным платежам” записям в главной книге и балансе;

7. правильность и своевременность составления форм отчетности по видам внебюджетных платежей, представляемых в налоговую инспекцию;

8. правильность начисления платежей в фонд имущества, фонд НИОКР, фонд содействия конверсии военного производства и другие фонды, предусмотренные действующим законодательством.

Аудит расчетов с бюджетом

Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными.

Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции.

Совершенно естественно, что знать полностью все нормативные документы физически невозможно, однако аудитор обязательно должен знать, что имеется тот или иной нормативный документ, краткое содержание этого документа и где его можно прочитать в случае необходимости.

При наличии компьютера эта задача упрощается, т.к. можно приобрести программу с содержанием нормативных документов. Если же компьютера нет, то желательно иметь подшивку нормативных документов (раздельно по каждому виду налогов и платежей).

Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются:

1. полнота и правильность определения налогооблагаемой базы;

2. правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;

3. законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ;

4. полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет;

5. правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей;

6. правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей;

7. правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия.

Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается (Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64))

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования в данной работе является аудита правильности ведения операций по расчетному счету.

В ходе аудита необходимо установить, что бухгалтерский учет на предприятии ведется согласно учетной политики предприятия и обеспечивает: отражение всех без исключения факторов хозяйственной деятельности; однозначную идентификацию хозяйственных операций и фактов хозяйственной деятельности в первичных документах так, что нет расхождений в их толковании; стоимость активов, обязательств и хозяйственных операций правильно отражена в денежном выражении (рублях); факты хозяйственной деятельности отнесены к тем периодам, в которых они имели место.

В целом, при проверке правильности расчетных операций следует обратить особое внимание на следующее:

- на правильность оплаты или получения сумм за принятые или отгруженные материальные ценности;

- на наличие оправдательных документов при совершении этих операций и правильность их оформления;

- на полноту оприходования и правильность списания полученных ценностей.

62.Аудиторская проверка бухгалтерского учёта нематериальных активов

Бухгалтерский учёт нематериальных активов и операций с ними производится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету “Учет нематериальных активов” ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Министерства Финансов РФ № 91н от 16 октября 2000 года. Данный акт устанавливает целый ряд обязательных условий, при наличии которых актив может быть принят к учёту в качестве нематериального:

а) отсутствие материально - вещественной структуры;

б) возможность идентификации организацией от другого имущества;

в) использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;

е) способность приносить организации экономические выгоды в будущем;

ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.

Под нематериальными активами, подлежащими учёту, понимаются, прежде всего, объекты интеллектуальной собственности. Это права патентообладателей на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционные достижения, авторские права на базы данных, компьютерные программы, товарный знак, фирменное наименование и так далее. Помимо этого, согласно нормам ПБУ 14/2000 в числе нематериальных активов должны учитываться деловая репутация организации, а также расходы, понесённые учредителями при создании (регистрации) предприятия.

Перечень методов, используемых в ходе применения специальных процедур для аудита нематериальных активов, включает в свой состав анализ финансового состояния и суммарной величины чистых активов, инспектирование объективности оценки НМА, контроль расчётов по начислению амортизации НМА, проверка налогообложения по операциям с НМА и некоторые другие.

Перед тем, как начать аудиторскую проверку по существу предполагаемой задачи, аудитору необходимо произвести анализ обоснованности отнесения объектов к нематериальным активам. В процессе проверки на данной стадии должны найти своё документарное подтверждение такие важнейшие показатели, как наименование НМА, наименование охранного документа, срок, территория действия, совокупный объём субъективных прав им установленный, наименование сторон по договорам, опосредующим передачу прав на НМА, календарные даты подписания и регистрации этих договоров. С этой целью аудитором должна быть проверена тождественность информационных данных, содержащихся в правоустанавливающей документации на объекты НМА и в документации, устанавливающей действительность существования НМА.

После того, как окончательно будет установлена правомерность отнесения активов организации к разряду нематериальных, аудитором производится проверка данных бухгалтерского учёта на предмет точного отражения итогов процедур инвентаризации НМА. Поскольку бухгалтерский учёт активов предприятия, в том числе и нематериальных, осуществляется на основе данных полученных в ходе инвентаризации, аудитору важно ознакомиться с внутренними актами, регламентирующими проведение и оформляющими её конечные результаты. Такими актами могут являться приказы о проведении инвентаризации и её сроках, протоколы и решения инвентаризационной комиссии, описи, акты инвентаризации и регистры бухгалтерского учёта. При этом аудиту подлежит корреспонденция счетов 04 “Нематериальные активы”, 05 “Амортизация нематериальных активов”, 08 “Вложения во внеоборотные активы”, субсчет 5 “Приобретение нематериальных активов”, 70 “Расчёты с персоналом по оплате труда”, 73 “Расчёты с персоналом по прочим операциям”, субсчёт 2 “Расчёты по возмещению материального ущерба”, 91 “Прочие доходы и расходы”, 94 “Недостачи и потери от порчи ценностей”, 98 “Доходы будущих периодов”, субсчёт 4 “Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей”.

Определение первоначальной стоимости объекта и определение срока его полезного использования для коммерческих нужд организации представляет собой важнейший этап учёта нематериального актива, влияющего как на величину амортизационных отчислений, так и на будущий порядок списания.

Как правило, первоначальная стоимость НМА формируется за счёт совокупного размера покупной цены, импортной пошлины, налогов, не подлежащих возмещению, стоимости услуг третьих лиц (юридических, консультационных, технических и т.д.) и расходов на подготовку НМА к использованию в коммерческой деятельности предприятия. Однако на конкретный порядок формирования первоначальной стоимости оказывает большое влияние то, каким именно образом был приобретён тот или иной актив.

Так, стоимость нематериальных активов, созданных аудируемым лицом самостоятельно или с привлечением услуг сторонних организаций, определяется как совокупность расходов на их изготовление. Сюда могут относиться стоимость расходных материалов, оплата труда сотрудников организации и привлеченных специалистов, государственная, то есть патентная пошлина. Не могут составлять первоначальную стоимость актива возмещаемые налоги, в том числе и НДС. Стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в складочный капитал предприятия, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями, НМА, приобретённых по договору дарения - исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Когда актив приобретается по возмездному договору, расходы организации могут включать в себя стоимость объекта по договору, регистрационный сбор, таможенную и патентную пошлину, комиссионные, сумму невозмещаемых налогов, стоимость информационных услуг и так далее. Данные расходы, в конечном счете, и формируют первоначальную стоимость приобретённого актива. Аудитору следует принимать во внимание тот факт, что не всякий приобретённый объект готов к практическому использованию на производстве. В этих случаях первоначальная стоимость актива может существенно разниться с фактическими затратами на его приобретения. В подавляющем большинстве случаев такую разность составляют суммы на зарплаты и социальное обеспечение (страховые взносы и т.д.) вновь привлечённых к работе с НМА специалистов.

Проверка правильности учёта операций по поступлению НМА производится посредством контроля корреспондирующих счетов 08 “Вложения во внеоборотные активы” - субсчёт 5 “Приобретение нематериальных активов”, 10 “Материалы”, 50 “Касса”, 51 “Расчётные счета”, 60 “Расчёты с поставщиками и подрядчиками”, 68 “Расчёты по налогам и сборам”, 69 “Расчёты по соцстрахованию и обеспечению”, 70 “Расчёты с персоналом по оплате труда”, 75 “Расчёты с учредителями” - субсчёт 1 “Расходы по вкладам в уставный капитал”, 76 “Расчёты с разными дебиторами и кредиторами”, 91 “Прочие доходы и расходы”, 98 “Доходы будущих периодов” – субсчёт 2 “Безвозмездные поступления”. Другим вариантом установления полноты и объективности отражения в бухгалтерском учёте фактов поступления НМА, которым может воспользоваться при определённых обстоятельствах аудитор, является сравнение данных об оприходованных объектах аудируемого лица с данными, полученными от лиц, осуществивших поставку объектов НМА. Основным правилом, которым руководствуется аудитор на этом этапе, является необходимость обязательного отражения всех поступающих в пользование организации нематериальных активов в бухгалтерской документации.

В обязательном порядке аудитору следует убедиться в том, что в отношении принятых к учёту НМА, установлены сроки полезного использования. Срок полезного использования нематериальных активов определяется в соответствии со сроком действия патента и свидетельства либо с ожидаемым сроком использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды. Многие объекты интеллектуальной собственности, а в особенности программное обеспечение для ЭВМ склонны к быстрому моральному износу, поэтому в отношении этих объектов срок полезного использования определяется организациями самостоятельно. Исходя из особенностей конкретной группы НМА, срок их полезного использования определяется согласно количеству продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования таких объектов.

Стоимость нематериальных активов погашается посредством амортизации. Поэтому далее следует проверка правильности и своевременности начисления амортизации по НМА. Принято различать три способа начисления амортизации. Организация может избрать любой из них - линейный, способ уменьшаемого остатка или способ списания стоимости пропорционально объему продукции или работ. Выбранный способ начисления амортизации производится в течение всего срока полезного использования объектов группы однородных НМА. Данное правило распространяется и на те отчётные периоды, когда предприятие несло убытки. Изменение способа начисления амортизационных отчислений в любом случае влечёт за собой обязанность аудитора узнать у руководства аудируемого лица о причинах такого изменения. На практике организации чаще всего прибегают к линейному способу, при котором сумма амортизационных отчислений за год определяется исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта НМА.

При проведении проверки на данном этапе перед аудитором встаёт задача установления соответствия расчётов по начислению амортизационных отчислений требованиям законодательства и принципам, закреплённым в учётной политике аудируемого лица.

В этих целях данные по счёту 05 “Амортизация нематериальных активов” сопоставляются и сравниваются с данными корреспондирующих счетов 08 “Вложения во внеоборотные активы”, 20 “Основное производство”, 23 “Вспомогательные производства”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 29 “Обслуживающие производства и хозяйства”, 44 “Расходы на продажу” и 97 “Расходы будущих периодов”.

Вслед за проведением контроля амортизационных отчислений, происходит проверка правильности отражения выбытия объектов НМА и операций, опосредующих такое выбытие. Как известно, выбытие объекта НМА возможно по нескольким основаниям – в результате морального износа, прекращения срока полезного действия, уступки исключительных прав вследствие совершения договоров купли-продажи, а также при передаче объекта в качестве вклада в уставный капитал какой-либо организации. Конкретное основание выбытия влечёт за собой обязанность аудитора по проверке конкретного перечня документации. Например, в том случае если нематериальный актив был списан в результате окончания срока полезного использования, аудитором должен быть установлен факт наличия распоряжения руководства аудируемого лица о списании рассматриваемого объекта, а также акт комиссии об оценке остаточной стоимости и списании НМА.

Проверка учёта операций по списанию НМА производится при помощи взаимного контроля корреспондирующих счетов 04 “Нематериальные активы”, 05 “Амортизация нематериальных активов”, 50 “Касса”, 51 “Расчётные счета”, 52 “Валютные счета”, 58 “Финансовые вложения”, 62 “Расчёты с покупателями и заказчиками”, 68 “Расчёты по налогам и сборам”, 76 “Расчёты с разными дебиторами и кредиторами” и 91 “Прочие доходы и расходы”. Своевременность списания активов устанавливается путём сравнения между собой регистров бухгалтерского учёта, где указывается дата выбытия актива и первичной документации, которая даёт представление о времени приобретения актива. Применительно к объектам интеллектуальной собственности, то аудитору имеет смысл обратиться за информацией о дате передачи прав на НМА в орган государственной власти, регистрирующий договора уступки эксклюзивных прав.

Полнота раскрытия в финансовой отчётности проверяемого лица информации о НМА подтверждается данными пояснительной записки, где должна содержаться информация о доходах и расходах в связи с приобретением (отчуждением) и использованием объектов НМА, о конкретных способах оценки НМА, об использовании объектов НМА в хозяйственной деятельности предприятия и операциях с ними. Кроме того, о полноте раскрытия информации могут сказать такие показатели, как, например, первоначальная стоимость объекта на начало и на конец отчётного периода, суммарный размер амортизационных начислений на начало и конец года, величина прироста, а также стоимость списания объекта НМА.

63. Аудиторская проверка операций с основными средствами.

Аудит учета нематериальных активов (НМА)

1.1 Аудит операций с основными средствами (ОС)

Программа аудиторской проверки:

Проверка правильности отнесения объекта к ОС (стоимость объекта, срок использования);

Проверка правильности классификации объектов ОС;

по назначению (производственные, непроизводственные);

по принадлежности (собственные, арендованные, переданные в аренду);

по характеру участия в производственном процессе (действующие, не действующие, на консервации);

по натурально-вещественному составу (по видам) /здания, сооружения, машины/;

Проверка правильности оценки (влияет: на стоимость имущества ⇒ на налог на имущество; на сумму амортизационных отчислений ⇒ величина затрат ⇒ финансовый результат ⇒ налог на прибыль);

Проверка правильности и законности проведения переоценки объектов ОС. При применении коэффициентов применяются таблицы пересчета стоимости ОС. При экспертной оценке - проверяется наличие и правильность составления заключения эксперта (лицензия на право экспертной оценки). Проверка соответствующего пункта учетной политики организации о проведении переоценки (есть ли пункт вообще, установлена переоценка раз в год и на начало года). Если есть отклонения - то проведение переоценки не правомерно. Проверка правильности составления корреспонденции счетов по переоценке (стоимость переоценки производственных объектов относится на счет 83, а непроизводственных на 84)

Проверка наличия и сохранности ОС (при необходимости проводится инвентаризация). При установлении фактов недостачи, необходимо требовать письменное объяснение от материально-ответственного лица и требовать возмещения недостачи в соответствии с действующим законодательством (возмещение, списание на финансовый результат (сч. № 99) и т.п.); излишек - необходимо оприходовать с отнесением на финансовый результат (сч. № 99). Проверяется периодичность и правильность проведения инвентаризации самой организацией (приказ об учетной политике) можно устанавливать более частые сроки проведения инвентаризаций, более редкие (1 раз в отчетном финансовом году) - нельзя.

Проверка инвентаризационных описей:

полнота отражения в них всех объектов ОС;

при проверке сохранности нужно смотреть не только на наличие объекта, но и на степень пригодности.

Инвентаризация основных средств в большинстве случаев проводится поверхностно, а в обязательных случаях, определенных Положением о бухгалтерском учете и отчетности, часто не проводится вообще.

Обо всех этих недостатках аудитор должен обязательно информировать руководителей проверяемой организации.

Проверка правильности начисления износа.

Проверка правильности определений нормативных сроков службы (по документации производителя, в случае ее отсутствия приглашают эксперта). В особых случаях нормативный срок службы устанавливается учетной политикой (не менее года ). Проверка правомерности применения различных методов начисления амортизации (4 метода по ПБУ6). Метод должен быть отражен в учетной политике. В случае применения методов, отличного от линейного - проверяется, производится ли корректировка налогооблагаемой прибыли.

Проверяется правильность составления корреспонденции счетов по наличию амортизации.

Износ ОС, который использовался при приобретении материалов, необходимо относить на счет 10, то есть на увеличении стоимости материалов. Износ по объектам, сданным в аренду относится на убытки (счет 99), причем это снижает налогооблагаемую прибыль.

Проверка правильности составления расчета амортизационных отчислений. Проверка своевременности начисления амортизации (поступившие, выбывшие в следующем месяце).

Аудит операций движения ОС.

Проверка правильности отражения операций по поступлению ОС.

Проверка капитальных вложений в ОС:

правильность отнесения затрат по приобретению на соответствующие счета;

разграничение расходов по приобретению оборудованию, требующего и не требующего монтажа;

правильность отнесения процентов по кредиту, полученному по осуществлению капитальных вложений. Если кредиты не просрочены, то затраты идут в дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", если кредит просрочен, то проценты по нему платятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Если это займ (не кредит), полученный от другой организации, то в любом случае на счет 84 "Нераспределенная прибыль" . При формировании начальной стоимости объектов, в нее включается сумма процентов по кредиту в пределах ставки ЦБ, а сумма превышения относится с К08 в Д84 счета. При проверке учета капитальных вложений в ОС, проверяется ведомость № 18 /ведомость учета затрат по капитальным вложениям/, журнал-ордер № 16 /по кредиту сч. 07, 08/.

Проверка учета операций по выбытию объектов ОС.

Основание (акт на списание; договор о реализации или передачи в аренду; накладная внутреннего перемещения и др.)

Правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета (применяется счет 90 и 91).

Проверить, производилась ли корректировка налогооблагаемой прибыли на сумму убытка от выбытия ОС. Проверить полноту оприходования материалов, полученных от демонтажа (разборки, ликвидации) ОС.

Проверка правильности учета по лизингу. Проверка условий договора, правильность составления корреспонденции счетов (у лизингодателя - через капитальные вложения; а лизинговые платежи идут как выручка от основной деятельности; у лизингополучателя - затраты по перечислению платежей относятся на себестоимость продукции).

Наши рекомендации