Расчет суммы покрытия
Сумма покрытия в целом воспринимается как достигнутый результат, т.е. превышение выручки над переменными издержками. Однако концепция контроллинга предполагает, что все показатели, в том числе прибыль и сумма покрытия, должны быть определены в виде целевых показателей. Целевое покрытие – это величина, характеризующая требования, которые предъявляются к еще не достигнутым вкладам в покрытие. Целевые значения – это плановые показатели. Их рассчитывают на определенный период для предприятия в целом. Затем они рассчитываются для отдельных продуктовых групп и заказов и принимаются во внимание при калькулировании стоимости продукции. Таким образом, соединяются метод калькулирования по полным затратам и целевое планирование затрат.
Наиболее информативным является не показатель валовой суммы покрытия, а удельные показатели суммы покрытия. Их можно назвать стратегическими. Удельные стратегические показатели могут быть рассчитаны на основе данных годового бюджета (бюджетная величина годовой суммы покрытия делится на плановое количество единиц реализации за год, это дает плановую сумму покрытия на единицу продукции, что соответствует расчетам на основе данных нормативной калькуляции по изделию).
Помимо суммы покрытия в стоимостном выражении на единицу продукции, высоко информативным является показатель суммы покрытия в процентах от выручки. Показатель суммы покрытия в процентах от выручки является вспомогательным инструментом принятия решений, ориентированным на рынок. Если увеличивать продажу продуктов с более высокими значениями удельных сумм покрытия в процентах от выручки, то предприятие получит более высокие значения совокупной накопленной суммы покрытия, а т.к. постоянные затраты в краткосрочном периоде неизменны, то и большую прибыль. Поэтому удельный показатель суммы покрытия, выраженный в процентах – важный регулирующий параметр на предприятии. Планирование производства и сбыта должно ориентироваться на этот критерий, для достижения оптимального производственного результата.
Не менее важным параметром является показатель суммы покрытия на единицу узкого места. Если на предприятии имеется параметр, ограничивающий производство, то решение об объеме и структуре выпуска будет приниматься в зависимости от значения суммы покрытия на единицу загрузки узкого места
Т.о., в производственную программу в первую очередь будут включаться продукты с наибольшей относительной суммой покрытия. Содержание экономической категории суммы покрытия позволяет сделать вывод, что суммы покрытия являются информационными критериям регулирования деятельности по достижению целей по прибыли. На основе этой информации должны приниматься решения, приводящие к изменениям.
Для выбора подходящего в каждом конкретном случае показателя суммы покрытия можно воспользоваться схемой принятия решений, представленной на рисунке 18