Анализ положения дел в отрасли. Бизнес-планирование как инструмент планирования экономической деятельности предприятия
Бизнес-планирование как инструмент планирования экономической деятельности предприятия
1.1. Бизнес – план: основные понятия и сущность
Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.
Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития[1].
Основная цель бизнес-плана — достижение разумного и выполнимого компромисса между тем, что фирма хочет и что может делать.
В общем случае бизнес-план должен ответить на 3 ключевых вопроса:
– где сейчас находимся (текущее положение фирмы) Этап «познай себя»;
– куда движемся (желаемое состояние)
– как мы придем туда (наиболее эффективный путь).
Рис.1.1. Контуры бизнес-плана
В современных российских условиях бизнес-план осуществляет ещё одну важную функцию- он является инструментом приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации.
Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному применению бизнес-планов в процессе приватизации.
Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:
- в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
- стратегические планы- это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом цели и задачи должны быть выполнены(например, должен быть построен и достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;
- в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.[2]
По своей сущности бизнес-план представляет собой программу предпринимательской деятельности. Он описывает предприятие (настоящее или будущее); планируемую продукцию или услуги (особенно важно преимущество по сравнению с конкурентами); рынок, на который это продукция (услуги) нацелены; ресурсы и квалификацию персонала; финансовые потребности и планируемые финансовые результаты [4].
По своей форме - это официальный документ, который является одним из основных инструментов предпринимателя по привлечению внешней финансовой поддержки. Этот документ предоставляет владельцу финансовых ресурсов информацию для соответствующих переговоров и демонстрирует основательность предпринимательского начинания. Возможная внешняя финансовая поддержка реализуется следующим образом:
- Участием партнера (с его финансами или опытом) в совместной деятельности,
- Привлечением инвестиций,
- Получением кредита,
- Взятием оборудования в лизинг,
- Пользованием налоговыми льготами в соответствии с постановлением областной Думы.
Следует иметь в виду, что организации, предоставляющие финансовую поддержку, получают множество проектов, поэтому при прочих равных условиях предпочтение будет отдано более проработанному и более обоснованному бизнес-плану.
Не менее важен бизнес-план для внутреннего использования.
Разрабатывая бизнес-план для реализации бизнес-идеи, предприниматель продумывает свою рыночную стратегию, соизмеряет свои замыслы с реальностью и различными ресурсными ограничениями[3]. Это позволит при реализации замысла избежать таких фундаментальных ошибок, как нехватка капитала для основания и функционирования предприятия и отрицательный баланс движения денежных средств. Хорошо проработанный бизнес-план является инструментом контроля и управления предприятием, поскольку служит основой для сопоставления намеченных результатов с фактическими достижениями. Бизнес-планы разрабатываются также для финансового оздоровления предприятий. Основная цель такого плана - вывести предприятие из кризиса. (Практикуется обычно для средних и крупных предприятий).
В бизнесе не существует магической формулы успеха, но есть проверенное очень многими правило, которое гласит: «Предприниматель, который неудачно планирует, планирует неудачу».
Для разработки бизнес-плана, способного принести успех, необходимо затратить достаточно много времени. Требуется собрать и проанализировать разнообразную информацию, иногда повторно изучить (перепроверить) собранные сведения или выполнить дополнительные исследования. Требуется время и для хорошего оформления самого бизнес-плана.
Этапы разработки бизнес-плана
Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой информации.
Бизнес-план - документ, который должен привлечь внимание потенциальных партнеров, инвесторов и банкиров, поэтому он должен хорошо выглядеть[4]. Рекомендуется применять деловую графику (графики, диаграммы, схемы, таблицы), которая позволяет лучше воспринимать представленные сведения. Графики и диаграммы избавляют читателя от необходимости тратить время на изучение цифровой информации для определения взаимосвязей и тенденций. Схемы лаконично показывают взаимоотношения (например, организационную структуру) и последовательности процессов (например, технологических). Таблицы позволяют представить цифровую информацию в сжатой и упорядоченной форме, привлекают внимание читателя к значимым цифрам. (Нужно обратить внимание, что прайс-листы представляются исключительно в табличной форме). Представляя информацию в табличной форме, следует оставлять достаточно свободного места между цифрами, избегайте внесения лишних данных и не забывать о размерности (рубли, килограммы и т.п.)[5].
Необходимо использовать простой и четкий стиль изложения, избегайте профессионального жаргона. Текст, содержащий длинные предложения, перенасыщенный информацией, может чисто психологически оттолкнуть читателя.
Составление бизнес-плана лучше выполнять на персональном компьютере. Это позволит:
- легко вносить в текст редакторские исправления или переориентировать разработанный бизнес-план на нового читателя-владельца финансовых ресурсов,
- легко проверить правописание (орфографические ошибки и опечатки вредят респектабельности),
- легко вводить в бизнес-план таблицы, графики и диаграммы и быстро корректировать их данные.
Весьма эффективная оформительская работа получается при использовании пакета Microsoft Office. (Набор текста, создание и заполнение таблиц - в Word, создание графиков и экономические расчеты - в Excel).
Если собственник обладает финансовыми возможностями, то для разработки и оформления бизнес-плана целесообразно приобрести специальную компьютерную программу Project Expert[6].
Заголовки желательно выделять жирным шрифтом или подчеркивать. Если в разрабатываемом документе планируется иметь заголовки различных уровней подчиненности, то разница между размером шрифта основного текста и размером шрифта заголовка каждого следующего уровня должна рекомендуется делать на два пункта больше, по сравнению с предыдущим размером шрифта. Распечатку бизнес-плана желательно произвести на лазерном принтере. Это придаст плану более респектабельный вид.
Рекомендуется сразу сделать несколько копий бизнес-плана. Количество копий определяется конкретным случаем. Одну копию целесообразно оставить себе для контроля. Копии нужны для передачи в кредитующую организацию (возможно, сразу нескольким организациям), потенциальному инвестору или партнеру. Если предприятие будет претендовать на получение налоговых льгот от областной администрации, то для этого требуется до трех копий бизнес-плана.
Оформленный бизнес-план рекомендуется переплести или скрепить и поместить в папку. В конечном счете, все разделы бизнес-плана должны быть направлены на реализацию установленных целей. Но ключевыми являются: план маркетинга, план управления бизнесом, детальный финансовый план (marketing, management, money). По сути дела, бизнес-план, опираясь на предыдущие исследования и информацию, представляет общую стратегию фирмы, являясь совокупностью планов в сфере управления, маркетинга и финансов[7].
Рис.1.2. Технология разработки бизнес-плана
Первый пункт в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации.
Ими могут стать:
- учебники по бизнес - планированию;
- правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);
- фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации;
- отраслевые издания;
- курсы по составлению бизнес-планов;
- аудиторские фирмы;
- знакомые, коллеги, друзья.
Вторым пункт в работе над бизнес-планом становится определение целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.
Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не склонны.
Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям привлечения инвесторов.
Наиболее распространённые недостатки при составлении бизнес-плана российскими предпринимателями будут указаны при характеристике содержания его разделов.
Третий пункт к созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал - это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений - видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию). Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности). Когда автор будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвёртому шагу- установление общей структуры создаваемого документа. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:
- титульный лист;
- резюме;
- историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует );
- описание продуктов (услуг);
- описание дел в отрасли, товарные рынки;
- конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;
- производственный план;
- план маркетинга;
- организационный план;
- финансовый план и оценку риска;
- план исследований и разработку;
- приложение (аппендикс).
Пятый пункт бизнес- планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана. Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды[8]. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению. Следующий, шестой пункт в бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап. Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю. Если предприниматель перепоручает написание бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:
- неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего запланированного проекта.
- отсутствие периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации
( ведь планирование- это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);
- неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.
Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить резюме основных идей бизнес-план.
В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана. Различные специалисты по бизнес - планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов[9].
2. Разработка основных разделов бизнес-плана по открытию……
Резюме
Целью проекта является предложение вложения денежных средств в предприятие химчистки. Для открытия предприятия предлагается взять в аренду производственную площадь 150 м2и закупить необходимое оборудование.
Организация такого предприятия предложена в связи с тем, что сегодня сфера бытовых услуг претерпела серьезные изменения. Оказание услуг химчистки стало практически прекращено. Изношенность оборудования бывших государственных фабрик-химчисток привело к резкому сокращению объему и качеству оказываемых услуг. Однако спрос на услуги химчистки достаточно высок, так как восстановить изделиям их потребительские качества становится выгоднее населению, чем нести затраты на приобретение новых. Предполагается оказание качественных услуг населению г. Нарьян-Мара за счет использования современных технологий в области химической чистки.
Долгосрочные и краткосрочные цели проекта
- Краткосрочные цели проекта: выход на рынок химчистки города Нарьян-Мар, поиск и привлечение клиентов, качественное оказание услуг, создание узнаваемого имени, получение прибыли.
- Долгосрочные цели проекта: создание большой базы клиентов, расширение номенклатуры оказываемых услуг, минимизация постоянных издержек, создание сети химчисток.
Расчетные сроки проекта –5 лет.
Резюме комплекса маркетинга (4Р) услуг:
- Продукт - услуги химчистки будут осуществляться на высоком уровне, качество и номенклатура услуг будут расти.
- Цена - должна быть на уровне средней по городу, так как химчистка ориентируется на всех жителей города.
- Сбыт – Создаваемые в рамках проекта услуги планируется реализовывать посредством прямых каналов товародвижения.
- Продвижение – для рекламы химчистки-прачечной достаточно будет наружной рекламы и распространение листовок.
Стоимость проекта:
- Необходимый объем инвестиций – 1209400 руб.
- Источники финансирования проекта: заемные средства.
- Выгоды и риски проекта
Выгоды: относительно небольшие текущие затраты, небольшое количество услуг для безубыточной работы
- Риски: высокая конкуренция на рынке, дорогое оборудование, дорогостоящие материалы.
Ключевые экономические показатели эффективности проекта
Ставка дисконтирования – 20%.
Срок окупаемости проекта дисконтированный – 4 года 6 месяцев
Планируемый объем продаж – 4392000 руб./год
Внутренняя норма рентабельности IRR, год. – 20,9% для срока жизни проекта 60 месяцев
Данный Бизнес-план разработан с учётом влияния посткризисных явлений и, как следствие, даёт возможность создания компании с хорошими перспективами развития.
Анализ положения дел в отрасли
Когда мы говорим о химчистке, то традиционно подразумеваем чистку одежды. На самом же деле сдают в чистку и ковры, и гардины, и мягкие игрушки, и даже одеяла и подушки. В технологию их обработки входит облучение специальными бактерицидными лампами, что вкупе с механическими воздействиями и собственно чисткой химическими препаратами позволяет избавиться от различных микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности, вызывающих аллергию.
В советские годы открытие химчисток было плановым событием. Согласно генеральному плану строительства, она должна была функционировать в каждом микрорайоне с определенным количеством жителей. По понятным причинам отрасль была дотационная, однако сотрудники и главные руководители «оплотов чистоты» не жаловались — на сферу бытовых услуг государство денег не жалело.
С переходом же на рыночные рельсы химчистки стали коммерческими предприятиями, и теперь уже у владельцев сего бизнеса начала болеть голова о том, как заставить компанию приносить прибыль. Параллельно в бизнес начали входить новички, создавая дополнительное напряжение и усиливая конкуренцию в отрасли.
В настоящее время в Европе одна химчистка приходится на 5 000 жителей, в США – на 10 000, а в России один пункт приема обслуживает свыше 160 000 человек. Эти цифры – докризисные. Специалисты оценивают емкость рынка химчисток в Москве примерно в 110-130 млн. долл. в год. При этом наблюдается явная перспектива для роста данного вида бизнеса.
В Милане на 4 000 000 жителей – 4 000 химчисток, а, например, в Новосибирске примерно на такое же число жителей только 10. Сколько химчисток должно быть в одном городе? Спорить на эту тему не имеет смысла, однако очевидно, что в России для более широкого распространения химчисток имеются хорошие перспективы. Это прибыльный вид бизнеса, но, конечно, в нормальных экономических условиях.
По разным оценкам, 20–30% компаний в сфере бытовых услуг до дна кризиса не дотянули, разорившись еще в прошлом году. Свою роль сыграли и повышение тарифов на электроэнергию, и заморозка программ бизнес-кредитования. Хотя спрос – пожалуй, важнейший бизнес-стимулятор – остается высоким. Люди и в кризис нуждаются в химчистках и прачечных. И если в Москве крупные сети охватили практически все спальные районы, в регионах рынок бытовых услуг сильно просел.
Сегодня отрасль бытовых услуг является растущей. Объем бытовых услуг на душу населения растет из года в год. Все большее количество людей день ото дня прибегают к бытовым услугам. В современном темпе жизни, современному человеку просто не обойтись без этих услуг. Это касается и услуг химчистки.
Объем услуг, оказываемых химчистками, постоянно увеличивается, что во многом можно объяснить внедрением новых технологий в процесс чистки одежды, а также высокой потребностью в них со стороны бытового и социального сектора.
Вместе с тем, несмотря на востребованность данного вида бытовых услуг, существует ряд факторов, сдерживающих более качественное его развитие, а именно: дорогое оборудование, длительный срок окупаемости бизнеса, дорогостоящие материалы и высокая аренда помещений, высокие цены на энергоносители и т.д.
В настоящее время анализируя рынок химчисток города Нарьян-Мар, можно отметить, что в городе функционирует только одна химчистка, которая оказывает полный спектр услуг – ИП Грищенко Н.С. и одно предприятие – ООО «Коврочист», которое занимается химчисткой ковров и мягкой мебели на дому у заказчика.
Описание предприятия
Основными услугами химчистки является стандартная качественная чистка всех видов одежды различных материалов. Для оказания данного вида услуг будет использоваться высокотехнологичное дорогостоящее оборудование. В производственном процессе будут использоваться специальные химикаты.
Услуги химчистки будут включать:
1. чистку текстильных изделий;
2. чистку меховых изделий;
3. чистку кожи, замши;
4. чистку изделий из дубленой кожи;
5. покраску.
Анализ потенциальных потребителей услуг химчистки показывает, что к целевой группе можно отнести жителей в возрасте 20 – 60 лет, чьи доходы составляют выше 10000 рублей на человека в месяц, с частотой посещения 1- 2 раза в год. Потребителей этой категории выгодны тем, что в городе их больше всего.
Объем услуг, оказываемых химчистками, согласно исследованиям специалистов, постоянно увеличивается, что во многом можно объяснить внедрением новых технологий в процесс чистки одежды, а также высокой потребностью в них со стороны бытового и социального сектора.
Вместе с тем, несмотря на востребованность данного вида бытовых услуг, существует ряд факторов, сдерживающих более качественное его развитие, а именно: дорогое оборудование, длительный срок окупаемости бизнеса, дорогостоящие материалы и высокая аренда помещений, высокие цены на энергоносители и т.д.
Преимуществом предлагаемой химчистки будет выполнение заказов по строгой схеме:
- прием изделий;
- сортировку изделий и комплектацию партий;
- удаление специфических загрязнений (выведение пятен);
- зачистку изделий;
- обработку изделий в среде органических растворителей;
- пропитку изделий;
- влажно-тепловую обработку;
- проверку качества.
Чистка будет производиться по современной технологии, что обеспечит высокое качество услуг.
Таким образом, в список услуг предлагаемых химчисткой включается химическая чистка и крашение одежды, изготовленной из различных материалов, изделий текстильной галантереи, перо-пуховых и ковровых изделий, детской мягкой игрушки, головных уборов, штор, портьер и спецодежды. Целью организации химчистки является получение прибыли за счет оказания услуг населению.
Химчистка будет находится по адресу г. Нарьян-Мар, ул. Пырерко, д. 14.
Организационно-правовой формой предприятия будет - общество с ограниченной ответственностью.
Организационный план
В современных условиях возможность привлечь в фирму специалистов высокой квалификации определяет выбор работ и их качества, которые будет производить открываемая химчистка.
Организационный план разрабатывается с целью подтверждения уровня организации предприятия, обеспечивающий достижение поставленных целей.
Структура управления - линейная, в которой линейный руководитель обладает всей полнотой власти и отдает распоряжения по цепочке сверху вниз.
Рисунок 1. Организационная структура ООО «Виктория»
Таблица 1
Штатное расписание
Должность | Количество штатных единиц, чел. | Заработная плата, руб. | ФОТ месячный, руб. |
Управляющий | |||
Технолог | |||
Специалист по химчистке | |||
Приемщик-кассир | |||
Итого |
Предприятие уплачивает платежи во внебюджетные фонды, сумма которых составит (30%) – 40200 рублей. – от чего? Фонд оплаты
Так как химчистка работает ежедневно, 9.00 до 21.00, необходимо минимум две смены сотрудников. В смене работает 4 человек (технолог, 2 рабочих и один приемщик).
Рассмотрим должностные обязанности сотрудников.
1. Управляющий
- Общее руководство компанией
- Решение административных вопросов
- Работа с контрагентами
- Привлечение корпоративных клиентов на обслуживание
2. Технолог
- оценка сдаваемых вещей,
- определение видов тканей,
- определение характера пятен и загрязнений,
- выполнение необходимых операций по выведению пятен,
- руководство техническим персоналом прачечной.
3. Технический персонал:
- проведение работ по чистке изделия,
- стирка, глажка, упаковка
4. Приемщик-кассир
- Прием и выдача изделий
- Прием средств за выполненные работы
Персонал будет набираться по трудовому договору в соответствии с требованиям ТК РФ.
План по маркетингу
В качестве основного сегмента потребителей, на который будет ориентироваться наша химчистка это люди от 20 до 60 лет, имеющие доход от 10000 до 20000 руб. в месяц и пользующиеся химчисткой 1-2 раза в год.
Этот сегмент выбран потому, что самое большое количество потребителей в городе Нарьян-Мар имеет средний уровень дохода, что предполагает высокий уровень потенциальных клиентов, которые будут приносить организации прибыль.
Одними из основных критериев при выборе химчистки для рассматриваемого сегмента является качество услуги, срок исполнения услуги, широта услуг, предоставляемая химчисткой и используемая при этом технология. На основе этих критериев проводится позиционирование.
Цель позиционирования: помочь покупателю выделить услуги химчистки из круга аналогичных услуг химчисток по какому-либо отличительному признаку. Позиционирование возможно на разной основе: на определенных преимуществах или характеристиках услуг, специфических потребностях потребителя, сопоставлении и сравнении с услугами, предоставляемыми услугами конкурентов, ориентации на определенную группу, категорию потребителей, полной идентификации характеристик предоставляемых услуг с запросами и пожеланиями потребителей.
Для ускорения распространения информации о химчистке необходимо провести рекламную кампанию и разработать ее стратегию. Задача рекламной кампании будет состоять в том, чтобы оповестить потенциальных клиентов о том, что открылась новая химчистка, которая готова предоставить
качественные услуги своим потенциальным клиентам. Для привлечения дополнительных клиентов желательно сразу осуществить ряд рекламных мероприятий (провести презентацию, дать рекламу в СМИ, предоставить значительные скидки первым 100 клиентам и т.д.). Для того чтобы рекламная кампания проходила более эффективно, необходимо проводить анкетирование клиентов, пришедших по рекламе. Для создания имиджа химчистки возникающие недостатки необходимо устранять на начальной стадии работы. Для продвижения будет использоваться сочетание «имиджевой» рекламы с рекламой самих услуг химчистки:
- представление новой химчистки жителям района и организациям-потребителям;
- подробное информирование клиентов относительно видов услуг и цен;
- работа с потенциальными клиентами по совершенствованию и расширению видов оказываемых услуг.
В качестве рекламных средств будут использованы: периодические местные печатные издания; телевидение; наружная реклама (указатели, стенды); использование для рекламы внутреннего пространства химчистки.
На начальном этапе до открытия химчистки на рекламные цели) будет израсходовано 27300 рублей.
Таблица 2
Затраты на рекламу
Вид рекламы | Количество | Стоимость, руб. |
Визитки | 400*2=800 | |
Вывеска над входом | 1*9000 5\80=9000 | |
Реклама в газетах | 4*6 | 25*70/50=17500 |
Итого |
Основная цель первичной рекламной кАмпании - знакомство потенциальных клиентов с абсолютно новой химчисткой и информированием об ее услугах.
В дальнейшем необходимо выделять 1500 рублей в месяц на текущую рекламу.
Достоинства и недостатки оказываемых услуг химчистки представлены в таблице 3.
Таблица 3
Достоинства и недостатки оказываемых услуг
Преимущества по сравнению с аналогичными услугами конкурентов | Недостатки | Меры по преодолению недостатков |
Приемлемые цены | Опасения общественности в связи с возможным нарушением санитарных норм | Собрание необходимого пакета документов, подтверждающих право на осуществление данной деятельности |
Новейшее современное оборудование для работы | Страх потребителей под воздействием рекламы и других статей СМИ о вреде химических средств очистки. | Применение качественных очистительных средств. Активное продвижение услуг |
Кто проводит анализ конкурентоспособности, каким методом?
Таблица4
Факторы конкурентоспособности
Область сравнения | ООО «Виктория» | Конкуренты | |
ИП Грищенко Н.С. | ООО «Коврочист» | ||
Качество обслуживания | |||
Индивидуальность подхода | |||
Уровень цен | |||
Месторасположение | |||
Исключительность услуги |
Вариант прогноза | Показатель | Значение показателя по интервалам инвестиционного периода | ||||||
июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | ||
P*Q дней | 1100*31 | 1100*31 | 1100*30 | 1100*31 | 1100*30 | 1100*31 | 1100*31 | |
Оптимистические | Ожидаемый объем, кг за день * (P*Q дней) | |||||||
Пессимистические | Ожидаемый объем, кг за день * (P*Q дней) | |||||||
Реалистические | Ожидаемый объем, кг за день * (P*Q дней) |
Вариант прогноза | Показатель | Значение показателя по интервалам инвестиционного периода | |||||
февраль | март | апрель | май | июнь | итого | ||
P*Q дней | 1100*28 | 1100*31 | 1100*30 | 1100*31 | 1100*30 | ||
Оптимистические | Ожидаемый объем, кг за день * (P*Q дней) | ||||||
Пессимистические | Ожидаемый объем, кг за день * (P*Q дней) | ||||||
Реалистические | Ожидаемый объем, кг за день * (P*Q дней) |
Правовое обеспечение
Химчистка является объектом повышенной опасности, в связи с этим к ней применяются особые требования. Основными нормативными документами, регламентирующими работу химчистки являются:
1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (закон о санитарной зоне).
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.2506-09 (гигиенические требования к организациям химической чистки изделий).
3. СНиП 21-01-97 (Пожарная безопасность).
4. СНиП 2.08.02-89*, СНиП 2.04.05-91* (Вентиляция и отопления).
5. СНиП 3.05.06-85, ВСН 59-88, (Электроснабжение, электроосвещение и электротехнические устройства).
Сбор всех выше перечисленных документов занятие весьма трудоемкое и требует значительных затрат времени. Это связано с тем, что для их сбора необходимо обратиться в несколько организаций (Пожарная служба, СЭС, Роспотребнадзор) и пройти там длительную бюрократическую цепочку.
Полное наименование организации: Общество с Ограниченной Ответственностью «Виктория».
Сокращенное наименование: ООО «Виктория»
Юридический (почтовый) адрес: г. Нарьян-Мар, ул. Пырерко, д.14
Общество с ограниченной ответственностью - наиболее популярная организационно-правовая форма малого и среднего бизнеса. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
В регистрацию ООО входит:
- подготовка учредительных документов для государственной регистрации ООО;
- открытие накопительного счета ООО (если Уставный капитал оплачивается денежными средствами);
- государственная регистрация ООО;
- постановка на учет в налоговом органе;
- получение статистических кодов Госкомстата;
- постановка на учет во внебюджетных Фондах;
- перевод на упрощенную систему налогообложения (по желанию клиента);
- уведомление Инспекции об открытии расчетного счета
Перечень документов, который подается на государственную регистрацию юридического лица:
1. Заявление о государственной регистрации юридического лица. Подпись заявителя на заявлении должна быть удостоверена нотариусом.
2. Устав
3. Протокол (решение) о создании организации
4. Документ об оплате государственной пошлины (квитанция или платежное поручение) за регистрацию юридического лица
5. Разрешение на размещение вновь созданного юридического лица по адресу регистрации.
Необходимые расходы на правовое обеспечение представлены в таблице 6.
Таблица 6
Расходы на правовое обеспечение
Статья расходов | Сумма, руб. |
Регистрация общества | |
Изготовление печати | |
Регистрация и получение заключения СЭС | |
Согласование с Роспотребнадзором | |
Согласование с пожарной службой | |
Прочие расходы | |
Итого |
Планируемая система налогообложения – УСНО (упрощенная система налогообложения «доходы-расходы» - 15%. Ее использование освобождает от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество, используемое для предпринимательской деятельности, налога на прибыль. Но не освобождает от уплаты иных налогов и взносов.
Производственный план
Производственное помещение, в котором непосредственно располагается химчистка, должно находиться в нежилом отдельно стоящем здании, на расстояние не менее 100 метров от жилых объектов (возможно уменьшение данного расстояние при условии согласования).
Размещение химчистки в жилых зданиях, рядом с продуктовыми магазинами и предприятиями общественного питания запрещено.
Химчистку планируется открыть на 1 этаже, при этом объем производственных помещений будет – 15 кубических метров на одного работающего, высота потолков – не менее 3,3 метров. Общая минимальная площадь помещения составит 150 кв.м.
Таким образом, стоимость аренды составит – 55000 руб. в месяц.
Помещение химчистки планируется разделить на следующие помещения:
- Производственные помещения
- Зона для посетителей
- Складские помещения;
- Административно-бытовые помещения (туалет, душевая, раздевалки, комната для приема пищи)
Для того, чтобы помещение соответствовало всем требованиям Внутренняя отделка производственных помещений должна соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2506-09 (гигиенические требования)), необходимо произвести ремонт. Стоимость ремонта по оценке строительной организации составит 75000 рублей. Планируется, что ремонтные работы, монтаж оборудования, пуско-наладочные работы будут проведены в течение двух месяцев.
В арендуемом помещение уже установлены следующие инженерные коммуникации:
1. Электроэнергия – напряжение 380 В, мощность 100-150 кВт;
2. Водоснабжение (холодное и горячее)
3. Канализация
4. Отопление
5. Вентиляция – приточно-вытяжная
6. Освещение осветительные приборы полугерметичного исполнения; освещенность до 750 люкс;
7. Парогенератор
8. Компрессор
9. Вакуумная установка
Произведем расчет необходимого оборудования.
Таблица7
Необходимое оборудование
Наименование | Цена | Количество, ед. | Стоимость, руб. |
Машина химической чистки FIRBIMATIC F 15 LT3 80, Италия+опции | |||
Пароманекенуниверсальный PONY MG-321, Италия | |||
Пароманекен для глажения верхней одежды PONY MGP inox, Италия | |||
Брючныйпароманекен PONY MPT/D, Италия | |||
Гладильный стол PONY Genus SV Plus, Италия | |||
Воротниково-манжетный пресс для сорочек PONY CСP, Италия | |||
Стирально-отжимная машина MIELE PW6065 Vario LW LP, Германия | |||
Сушильный барабан MIELE PT 7136 Vario LW, Германия | |||
Компрессор PARISE Compressori SO 43/85-200,Италия | |||
Специальный гладильный пресс для обработки изделий из кожи PONY P-3, Италия | |||
Итого |
Амортизационных отчислений производиться не будет, так как в целях налогообложения при УСН расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств принимаются в расходы (НК, ст. 346.16 п 1, пп 1)
Кроме того необходимо будет приобрести мебель и оргтехнику (таблица 8).
Таблица 8
Расходы на мебель и оргтехнику цены не соответствуют действительности
Наименование | Цена | Количество | Сумма, руб. |
Стойка для приема заказов | |||
Диван для посетителей | |||
Журнальный столик | |||
Оргтехника (системный блок, монитор, принтер-ксерокс-сканер) | |||
МФУ | |||
Итого | - |
Себестоимость услуг состоит из расходов на химические реагенты – 15 % от оборота.
Максимальная месячная выработка химчистки с учетом оборудования согласно составляет 20 кг вещей в день, исходя их средней цены за 1 кг. 600 рублей.
Единовременными затратами при открытии химчистки будут:
- расходы на правовое обеспечение
- реклама
- оборудование для химчистки
- ремонт помещения
- мебель и оргтехника.
К текущим затратам можно отнести:
- Коммунальные платежи
- Реклама
- Мебель и оргтехника
- Аренда
- Заработная плата
- Отчисления во внебюджетные фонды
- Химикаты для химчистки
Оценка эффективности разработки бизнес-плана
Финансовый план
Произведем расчет необходимых инвестиций (таблица 9)
Таблица 9
Расчет первоначальных инвестиций
Наименование расходов | Сумма, руб. |
Расходы на правовое обеспечение | |
Коммунальные платежи Интересно, а что это за коммунальные платежи с 150М2 | |
Реклама | |
Оборудование для химчистки | |
Мебель и оргтехника | |
Аренда | |
Заработная плата | |
Отчисления во внебюджетные фонды | |
Ремонт помещения | |
Итого |
Для открытия дела понадобится 1209400 рублей. Источник финансирования – заемные средства. Для этого будет взят кредит сроком на 5 лет под 17 % годовых в Сбербанке. Начисление процентов – методом аннуитета – равными платежами. Открытие химчистки – с июля 2013 года.
Произведем расчет кредита и процентов по нему по формуле S=D*(1+n*i)(таблица 10). Выплаты по кредитам представлены в таблицах 11-13.
Таблица 10
Расчет кредита
Показатель | Значение |
D- необходимый кредит, рублей | |
n- число лет | |
i-процент по кредиту | 0,17 |
S=D*(1+n*i)-сумма выплат, рублей | |
Сумма процент по кредиту |
Таблица 11
Годовые выплаты по кредиту по месяцам, руб.
Показатель | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь |
Процент за кредит | ||||||||||||
Погашение кредита | ||||||||||||
Выплаты по кредиту |
Таблица 12
Выплаты по кредиту второго года
Показатель | квартал | |||
I | II | III | IV | |
Процент за кредит | 51399,5 | 51399,5 | 51399,5 | 51399,5 |
Погашение кредита | ||||
Выплаты по кредиту | 111869,5 |
Таблица 13
Выплаты по кредиту 3-5 -го годов
Показатель | год | |||
3-й | 4-й | 5-й | ||
Процент за кредит | ||||
Погашение кредита | ||||
Выплаты по кредиту |
Финансовый план представлен в таблицах 14 -15.
Таблица 14
Финансовый план первого года, руб.
Наименование | 0-й период | Месяц | |||||||||||||
Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Итого | |||
Выручка от оказанных услуг | |||||||||||||||
Затраты, в т.ч. | |||||||||||||||
- Себестоимость реагентов | |||||||||||||||
-ФОТ | |||||||||||||||
-Отчисления во внебюджетные фонды | |||||||||||||||
-Аренда | |||||||||||||||
-Коммунальные платежи | |||||||||||||||
- Выплаты по кредиту | |||||||||||||||
- проценты по кредиту | |||||||||||||||
- Реклама | 1500 | ||||||||||||||
Валовая прибыль | |||||||||||||||
УСНО – 6% | |||||||||||||||
УСНО -15% | |||||||||||||||
Чистая прибыль при методе УСНО доходы | |||||||||||||||
Чистая прибыль при методе УСНО доходы-расходы | |||||||||||||||
Таким образом, можно отметить, что Обществу выгоднее применение упрощенной системы налогообложения по методы доходы минус расходы по ставке налога 15 %.
Таблица 15
Финансовый план второго года по кварталам, руб.
Наименование | Квартал | ||||
III | IV | I | II | Итого | |
Выручка от оказанных услуг | |||||
Затраты, в т.ч. | 969569,5 | 969569,5 | 967769,5 | 967769,5 | |
- Себестоимость реагентов | |||||
-ФОТ | |||||
-Отчисления во внебюджетные фонды | |||||
-Аренда | |||||
-Коммунальные платежи | |||||
- Выплаты по кредиту | |||||
- проценты по кредиту | 51399,5 | 51399,5 | 51399,5 | 51399,5 | |
- Реклама | |||||
Валовая прибыль | 134430,5 | 134430,5 | 124230,5 | 124230,5 | |
УСНО -15% | 29235,08 | 29235,08 | 27705,08 | 27705,08 | |
Чистая прибыль при методе УСНО доходы-расходы | 105195,4 | 105195,4 | 96525,42 | 96525,42 |
Таблица 16
Финансовый план третьего – шестого годов, руб.
Наименование | год | |||
3-й | 4-й | 5-й | 6-й | |
Выручка от оказанных услуг | ||||
Затраты, в т.ч. | ||||
- Себестоимость реагентов | ||||
-ФОТ | ||||
-Отчисления во внебюджетные фонды | ||||
-Аренда | ||||
-Коммунальные платежи | ||||
- Выплаты по кредиту | ||||
- проценты по кредиту | ||||
- Реклама | ||||
Валовая прибыль | ||||
УСНО -15% | 113880,3 | 113880,3 | 113880,3 | |
Чистая прибыль при методе УСНО доходы-расходы | 403441,7 | 403441,7 | 403441,7 |
Таблица 17
Расчет показателей прибыльности и рентабельности, руб.
Показатель прибыльности и рентабельности | Показатель |
Выручка | 4 392 000 |
Себестоимость | 658 800 |
Валовая прибыль | 3 733 200 |
Расходы | 3 874 678 |
Прибыль до налогообложения | 517 322 |
Налог УСН (15%) | 113 880 |
Чистая прибыль | 403 442 |
Рентабельность чего | 9,19% |
Инвестиционный план
Ставка дисконта в проекте принята равной 20% и складывается из 18 процентов - ставки заемного капитала и 3 процентов - инвестиционные риски.Инвестиционный план проекта представлен в таблицах 18-20.
Таблица 18
Инвестиционный план первого года, рублей
Наиме-нование показа-теля | Инвестиции | Чистая прибыль | Коэффициент дисконтирования | Денежный поток | Дисконти-рованный денежный поток | Денежный поток нарастающим итогом |
- | -1209400 | -1209400 | -1209400 | |||
- | 0,97 | -1172581 | ||||
- | 0,96 | -1136317 | ||||
- | 0,94 | -1108759 | ||||
- | 0,93 | -1073580 | ||||
- | 0,91 | -1046847 | ||||
- | 0,90 | -1012721 | ||||
- | 0,89 | -979110 | ||||
- | 0,87 | -961130 | ||||
- | 0,86 | -928525 | ||||
- | 0,85 | -903747 | ||||
- | 0,83 | -872118 | ||||
- | 0,82 | -848082 |
Таблица 19
Инвестиционный план второго года, рублей
Наиме-нование показателя | Инвестиции | Чистая прибыль | Коэффициентдисконти-рования | Денежный поток | Дисконти-рованный денежный поток | Денежный поток нарастающим итогом |
I | - | 0,78 | -765588 | |||
II | - | 0,75 | -686771 | |||
III | - | 0,72 | -617671 | |||
IV | - | 0,68 | -551651 |
Таблица 20
Инвестиционный план третьего - пятого годов, рублей
Наиме-нование показа-теля | Инвестиции | Чистая прибыль | Коэффициент дисконтирования | Денежный поток | Дисконти-рованный денежный поток | Денежный поток нарастающим итогом |
3-й | - | 0,56 | -325165 | |||
4-й | - | 0,47 | -136427 | |||
5-й | - | 0,39 |
Далее произведем расчет показателей эффективности проекта:
1 Чистая текущая стоимость (NPV) – это разница между текущей стоимостью денежных поступлений от реализации инвестиционного проекта и текущей стоимостью инвестиций. Проект считается эффективным при NPV› 0.В данном проекте NPV› 0 = 20855 рублей, что говорит об эффективности проекта.
2 Срок окупаемости проекта – период, который необходим для возврата полной суммы инвестиций при условии, что вся прибыль будет расходоваться на эти цели (минимальный срок, на который может быть взят кредит).
Срок окупаемости проекта равен частному последнего отрицательного финансового результата и пр