Логистический канал поставок, логистическая цепь и логистическая сеть.
Логистическй канал - обособленная совокупность звеньев логистической системы, ориентированных по основному потоку, сформулированную с целью выполнения маркетинговых требований и/или экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции.
Логистической цепью - называется множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и / или сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя внутри функциональной области логистики или логистического канала.
Материальный поток исходит либо из источника сырья, либо из производства, либо из распределительного центра. Поступает либо на производство, либо в распределительный центр, либо конечному потребителю.
Во всех случаях материальный поток поступает в потребление, которое может быть производственным или непроизводственным:
Потребление производственное — это текущее использование общественного продукта на производственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
Потребление непроизводственное — это текущее использование общественного продукта на напроизводственные нужды в качестве средств труда и предметов труда.
На всех этапах движения материального потока в пределах логистики происходит его производственное потребление. Лишь на конечном этапе, завершающем логистическую цепь, материальный поток попадает в сферу непроизводственного потребления.
Логистическая цепь может завершаться и производственным потреблением. Например, движение энергоносителей. Поток угля, направляемый из угольного разреза, завершается при поступлении в производственное потребление на ТЭЦ или промышленном предприятии.
Производственным потреблением может заканчиваться поток орудий труда, например, изготовленных на машиностроительном заводе станков. К производственному потреблению относится также процесс преобразования материального потока в распределительном центре. Здесь осуществляются такие логистические операции, как подсортировка, упаковка, формирование партии груза, хранение, комплектация, фасовка, перемещение и другие. Комплекс этих операций составляет процесс производства в сфере обращения.
На всех этапах движения материальный поток является предметом труда участников логистического процесса. На стадии движения продукции производственно-технического назначения это могут быть необработанные сырьевые материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия и т. д. На стадии товародвижения материальный поток представляет собой движение готовых товаров народного потребления.
Поставщик и потребитель материального потока в общем случае представляют собой две микрологистичсские системы, связанные так называемым логистическим каналом, или иначе - каналом распределения. Логистический канал - это частично упорядоченное множество различных посредников осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Множество является частично упорядоченным до тех пор, пока не сделан выбор конкретных участников процесса продвижения материального потока от поставщика к потребителю. После этого логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Например, принятие принципиального решения о реализации продукции через агентскую фирму и, таким образом, отказ от непосредственной работы с потребителем, является выбором канала распределения.
Выбор же конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика, конкретного страховщика и так далее - это выбор логистической цепи. Логистическая цепь — это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
При выборе канала распределения происходит выбор формы товародвижения – транзитной или складской. При выборе логистической цепи – выбор конкретного дистрибьютора, перевозчика, страховщика, экспедитора, банкира и т.д. При этом могут использоваться различные методы экспертных оценок, методы исследования операций и др.
Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
o экономию финансовых средств на распределение продукции;
o возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;
o продажу продукции более эффективными способами;
o высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;
o сокращение объема работ по распределению продукции.
Таким образом, решение о выборе каналов распределения – одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации.
Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения. Примеры каналов распределения различной протяженности приведены на рис. 2.4. Каналы распределения, показанные на рисунке, представляют собой традиционные каналы. Они состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников.
Рис. Каналы распределения товаров разных уровней
Вертикальные каналы распределения – это каналы, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как одна единая система (рис. 2.5). Один из членов канала, как правило, либо является собственником остальных компаний-участниц, либо предоставляет им определенные привилегии.
Рис. 2.5. Вертикальный канал распределения
Логистическая сеть — полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным и/или сопутствующим потокам в рамках администрируемой или проектируемой логистической системы
Логистические цепи и каналы являются составными частями логистической сети, которую выстраивает обычно центральная компания логистического процесса или заказчик ЛС. Понятое логистической сета более распространено в западной практике и учебной литературе.
Например, в терминологическом словаре ELA логистическая сеть определяется тремя способами:
общее определение — совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых центров логистических действий, которые, если они существуют, образуют некоторую сетевую структуру;
в области планирования — графическое представление взаимосвязей между центрами действий в логистическом процессе или проекте, в котором действия представляются стрелками; при этом начало и конец действия, обозначенного стрелкой, в общем случае зависит от начала и конца другого действия, предшествующего рассматриваемому и входящего в центр приложения логистических действий, которое обозначается на схеме кружком или квадратом;
по отношению к товарному потоку — структура всех дистрибутивных каналов между промышленными предприятиями и распределительными центрами, проводящая товарные потоки.
В большинстве случаев понятие логистической сети в зарубежной литературе ассоциируется (отождествляется) с понятием дистрибутивной сети, функционирующей в основном в сбыте. В словаре APICS «дистрибутивной сетью» считается спланированная совокупность каналов перемещения запасов от одного или более источников к центрам распределения и от них — потребителям. Может быть один или более уровней распределения.
Логистический менеджмент. Цели в логистическом менеджменте. Логистическая миссия. Логистическая стратегия. Планирование стратегическое, оперативное в логистике.
Для достижения целей логистической системы "логистический менеджмент" в фирме выполняет ряд основных управленческих функций:
· организация;
· планирование;
· регулирование;
· координация;
· контроль;
· учет и анализ.
Назначение логистического менеджмента — поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов и продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Компании заинтересованы в долгосрочном увеличении прибыли, росте и приемлемой рентабельности инвестиций в логистику, хотя основными ключевыми показателями, на которые ориентированы логистические стратегии, остаются:
· Снижение общих логистических затрат;
· Минимизация инвестиций в логистическую систему;
· Улучшение качества логистического сервиса.
Цели можно рассматривать по иерархическому уровню: миссия, генеральная цель, общеорганизационные и специфические цели.
Миссияотражает главное предназначение организации, смысл ее существования, принципиальные отличия от других, имидж, философию, ценности, культуру, морально-психологический климат, социальную ответственность перед обществом и своими сотрудниками и т.д. Миссия обеспечивает гармонию взаимодействия организации с внешней средой, отражает взгляды высшего руководства на долгосрочное развитие фирмы. Миссия формируется и оттачивается годами и редко меняется. На ее формулировку влияют исторические традиции фирмы, ее отличительные особенности, потенциал.
С учетом миссии формулируется генеральная цель. Генеральная цельнекоммерческой организации, в принципе, совпадает с миссией. Генеральная цель любой коммерческой организации состоит в получении прибыли (сверхприбыли), поэтому с миссией совпадать не может.
Общеорганизационные (корпоративные) стратегические цели, которых обычно бывает от 4 до 6, отражают важнейшие направления деятельности организации, связанные с реализацией генеральной цели. Они могут быть связаны как с отдельными конкретными сторонами работы – логистикой, финансами, маркетингом, кадровой работой, так и могут быть направлены на решение общих задач, например, достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, продаж, выхода на внешние рынки и т.п.
Специфические целиразрабатываются в каждом подразделении, например логистики, и определяют основные направления их деятельности в свете реализации общих целей и являются основой стратегий, планов.
В настоящее время существует несколько типовых логистических стратегий, успешно применяемых многими компаниями в мире, однако практика бизнеса свидетельствует о том, что логистическая стратегия каждой компании в определенной степени уникальна.
Основные логистические стратегии (пример):