Организация работы в банке по привлечению средств клиентов

Основным документом, регламентирующим в коммерческих банках процесс привлечения временно свободных средств предприятий, организаций и населения на счета в банк, в депозиты (вклады), является «Депозитная политика банка». Этот документ разрабатывается каждым банком самостоятельно на основе стратегического плана банка, анализа структуры, состояния и динамики ресурсной базы банка и исходя из перспектив развития, а также в тесной увязке с такими документами, которые определяют основные направления и условия размещения привлеченных средств, как «Кредитная политика банка» и «Инвестиционная политика банка».

В документе «Депозитная политика банка» должна быть определена его стратегия по привлечению средств для выполнения уставных требований, целей и задач, определенных меморандумами по кредитной и инвестиционной политике с ориентиром на поддержание банком своей ликвидности и обеспечение прибыльной работы. Конкретно в нем банк предусматривает перспективы роста собственных средств банка (капитала), а отсюда и соотношение между собственным средствами и привлеченными; структуру привлеченных и заемных средств (вклады, депозиты, межбанковские кредиты, в том числе кредиты ЦБ РФ); предпочтительные виды вкладов и депозитов, сроки «х привлечения; соотношение между срочными депозитами (вкладами) и на срок «до востребования»; основной контингент по вкладам и депозитам, т. е. категорию вкладчиков; географию привлечения и заимствования средств; желательные банки-кредиторы по МБК, сроки привлечения последних; условия привлечения депозитов (вкладов) и МБК; способы привлечения депозитов (на основе договоров банковского счета, корреспондентского счета, банковского вклада (депозита), путем выпуска собственных сертификатов, векселей); соотношение между рублевыми и валютными депозитами (вкладами); новые формы привлечения средств в депозиты; особые условия открытия отдельных видов депозитов (вкладов); меры по соблюдению нормативов риска банка по привлеченным средствам.

Разработкой и реализацией депозитной политики банка занимаются в тесной взаимосвязи друг с другом целый ряд структурных подразделений банка (казначейство, финансовое управление, управление развития бизнеса, кредитное управление, управление ценных бумаг), а также органы управления банка: правление банка и комитет по управлению активами и пассивами. Для осуществления практической деятельности по привлечению средств банки разрабатывают положения по депозитным (вкладным)[43] операциям, в которых оговариваются правила и условия приема депозитов (вкладов); правовой статус субъектов договорных отношений; порядок заключения договора банковского вклада; его содержание; способы приема и выдачи вклада (депозита); перечень документации, необходимой для открытия и пользования вкладом (депозитом), и требования, предъявляемые к нему; права вкладчиков и обязанности банка; способы начисления и выплаты процентов по вкладам (депозитам).

Во внутрибанковских инструкциях о порядке совершения конкретных депозитных (вкладных) операций, которые разрабатываются банком в развитие положений о вкладах (депозитах), прописываются организация работы филиала (подразделения) банка с различными категориями вкладчиков; порядок оформления документов, соответствующих совершению этих операций, схема их документооборота; отражение в бухгалтерском учете операций по приему и выдаче депозитов, начислению и уплате процентов по ним.

Объемы привлекаемых банком средств в депозиты (вклады) находятся в зависимости от состояния спроса и предложения на денежные ресурсы, дефицита или избытка средств у банка, состояния рынка депозитов.

С целью привлечения средств хозяйствующих субъектов и граждан в свой оборот банки разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий. Так, важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты). Уровень процентных ставок по вкладам (депозитам) устанавливается каждым коммерческим банком самостоятельно, с ориентацией на ставку рефинансирования Центрального банка и состояние денежного рынка, а также исходя из положений собственной депозитной политики.

Определяющим фактором при установлении размера процентной ставки по срочным вкладам (депозитам) является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень процента. Не менее важным фактором является и сумма вклада, и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам (депозитам). Ставка процента по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т. е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой банком процентной ставки по вкладу (депозиту).[44] Выплата процентов по вкладу (депозиту) может производиться:

· ежемесячно;

· один раз в квартал;

· по окончании срока действия договора.

В целях стимулирования привлечения на срочные счета в банк средств клиентов в условиях вкладов (депозитов) может предусматриваться капитализация процентов. Она возможна, если банком при расчете дохода используется техника сложных процентов (начисление процента на процент). Привлекательным для вкладчиков является применение процентной ставки, прогрессивно возрастаю­щей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе. Такой порядок начисления дохода стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Для привлечения средств во вклады коммерческие банки стали широко использовать зарубежный опыт. В частности, они осуществляют разработку различных программ по привлечению средств населения; организуют предоставление клиентам-вкладчикам различного рода услуг, в том числе и небанковского характера (например, элементов медицинского обслуживания, подписку на периодические издания экономической литературы, выдачу абонементов на экскурсионное обслуживание в музеях и т. д.); проведение широкой открытой рекламы по привлечению клиентуры; использование «тихой» целевой рекламы (по почте, по телефону); использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера с выплатой премии по окончании срока вклада; выплату постоянным вкладчикам премии «за верность банку» и т. д.

Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения средств банки должны создавать своим вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады.. Для обеспечения защиты инвесторов (вкладчиков) и предоставления им гарантий компенсации средств в случае банкротства банки должны создавать как в централизованном, так и в децентрализованном порядке специальные фонды страхования депозитов.[45] Наряду со страхованием депозитов важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности коммерческих банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос о размещении имеющихся у него свободных средств, каждый кредитор должен иметь доступную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. В этом неоценимую помощь вкладчикам, инвесторам могут оказать рейтинговые оценки деятельности банков специальными агентствами, бюро.

Следует отметить, что не вся сумма привлеченных банком средств своих клиентов может выступать в качестве ресурсов для осуществления им активных операций. Часть привлеченных средств в размерах, установленных советом директоров Банка России, подлежит обязательному депонированию на отдельном счете в ЦБ РФ. Банк России образует резервный фонд кредитно-банковской системы государства. Он может использоваться для оказания кредитной помощи коммерческим банкам со стороны ЦБ РФ в различных вариантах, для расчетов с вкладчиками и кредиторами в случае банкротства кредитной организации, а также для регулирования текущей банковской ликвидности.

Изменяя нормы обязательных резервов, ЦБ РФ оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение норм обязательного резервирования привлеченных банками средств позволяет им в более полной мере использовать в своем обороте сформированные ресурсы, т. е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство, и наоборот — при увеличении норм резервирования. Обязательные резервы (резервные требования), представляя собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используются для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Обязанность выполнения резервных требований возникает у коммерческого банка с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций.

Нормы обязательных резервов устанавливаются ЦБ РФ на определенный период времени и могут периодически пересматриваться, но они не должны превышать 20% от обязательств кредитной организации. Следует отметить, что нормативы обязательных резервов могут дифференцироваться в зависимости от категории вкладчиков (физические лица или юридические), сроков привлечения средств, вида валюты депозитов (вкладов).

С 1.07.2007 г. Банк России ввел новые нормативы обязательных резервов. Если с октября 2006 г. по всем обязательствам банков действовал унифицированный норматив в 3,5%, то теперь он дифференцированно возрос для разных групп обязательств. По обязательствам перед банками-нерезидентами в рублях и валюте норматив обязательных резервов увеличился до 4,5%, а по рублевым обязательствам перед населением — до 4,0%; по иным обязательствам в рублях и иностранной валюте — установлен на уровне 4,5%.

В целях стимулирования банковской деятельности по привлечению долгосрочных ресурсов инвестиционного характера, в которых очень сильно нуждается реальный сектор экономики, с 1.07.2004 г. обязательному резервированию не подлежат:

· остаток денежных средств, привлеченных от юридических лиц, на срок не менее 3 лет в соответствии с условиями заключенных договоров;

· остаток денежных средств, размещенных в облигациях кредитных организаций сроком погашения не ранее чем через 3 года и решение о выпуске которых не содержит возможности их досрочного погашения.

Резервируемые обязательства рассчитываются ежемесячно по формуле средней хронологической по данным об остатках на соответствующих балансовых счетах за каждый день месяца (включая первое и последнее число) отдельно по обязательствам в валюте РФ и по обязательствам в иностранной валюте и умножаются на норматив обязательных резервов. Полученная величина перечисляется банком со своего корреспондентского счета на отдельные счета по учету обязательных резервов, открытые каждому банку в Банке России. В дальнейшем ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца, следующего за отчетным, производится регулирование обязательных резервов: недовзнос средств доперечисляется банком, а излишне внесенная сумма обязательных ресурсов возвращается Банком России на корреспондентский счет банка в течение 3 рабочих дней с даты представления им расчета подлежащих резервированию обязателств.

Наши рекомендации