Государственное регулирование международной торговли услугами
Система протекционистских мероприятий в сфере международной торговли услугами обычно намного более сложна: загроможденная многочисленностью ограничений, которая тянет за собой значительный рост злоупотреблений.
Сложность и многочисленность инструментов государственного регулирования международной торговли услугами объясняется тем, что торговля услугами, как правило, сопровождает или торговлю товарами или движение капитала.
Никакое внешнеторговое соглашение из покупки-продажи товаров не может быть осуществлено без международной покупки-продажи услуг, прежде всего транспортных, финансовых, страховых (в частности транспортно-экспедиторские операции, обслуживание судов в иностранных портах, осуществление международных расчетов, международное кредитование и тому подобное). Кроме того, традиционные внешнеторговые операции не могут осуществляться без международного обмена услугами в сфере связи, деловых поездок, рекламы, юридических услуг, консалтинга, налогообложения, аудита и других видов услуг.
Таким образом, эта сфера международных экономических отношений регулируется инструментами внешнеторговой политики, которые используются в сфере международной торговли товарами и международного движения капитала.
Инструменты торговой политики в сфере торговли услугами можно разделить их на две группы.
1. Мероприятия регулирования доступа на рынок — включают инструменты торговой политики, которые ограничивают или запрещают иностранным фирмам — производителям услуг оперировать на местном рынке. К этим мероприятиям, которые в основном приобретают форму количественных ограничений, принадлежат:
а) ограничение на торговлю услугами. Например, требование о том, чтобы все импортные грузы страховались лишь местными страховыми компаниями;
б) введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Например, установление количества иностранных фильмов, которые могут быть закуплены и показанные на национальных каналах телевидения на протяжении определенного периода времени;
в) ограничение на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, которые предоставляют услуги. Например, запрещение на законодательном уровне создание филиалов банков, страховых, туристических иностранных компаний или установления перечня услуг, какие они могут предоставлять местным покупателям;
г) ограничение на передвижение производителей услуг в форме государственного лицензирования импорта рабочей силы. Например, обязательное лицензирование и тестирование во многих странах иностранных врачей, ветеринаров и юристов до того, как они получат разрешение заниматься врачебной, ветеринарськой и юридической практикой соответственно;
д) ограничение на передвижение потребителей услуг. Например, лимитация количества въездных виз, которые могут выдаваться в течение ограниченного времени.
2. Мероприятия исключения из национального режима — включают инструменты внутренней экономической политики, которые дискриминируют на внутреннем рынке иностранных производителей услуг сравнительно с местными. К этим мероприятиям относят:
а) предоставление ценовых преимуществ местным производителям. Например, прямые ценовые субсидии из государственного бюджета местным производителям услуг — страховым, туристическим и другим компаниям;
б) создание местным производителям более благоприятных условий, чем иностранным. Например, иностранные авиаперевозчики могут не получить доступ к национальной системе резервирования авиабилетов или к лучшим аэропортам страны.
С начала 80-х годов постоянно появляется вопрос о необходимости либерализации международной торговли услугами. Усилия по либеризации торговли услугами осуществляются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей на двустороннем уровне.
На Уругвайском раунде (1986—1994 гг., в м. Пунта-дель-Есте, Уругвай) в рамках ГАТТ/ВТО начались переговоры из либерализации торговли услугами. Значение достижения соглашения по этой проблеме определялось тем, что в среднем на услуги приходилось не менее 20 % стоимости мировой торговли (в 1992 г.). Например, торговля послугами в США составляла 118 млрд ЭКЮ, в странах ЕС — 70 млрд, в Японии — 29 млрд. Брались к вниманию такие услуги, как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридичне, сбытовое и финансовое обслуживание.
На переговорах среди ПРС не было единства: отдельные государства старались защищать те сферы, где их позиции были особенно сильными. Например, против либерализации транспортных услуг, за которую выступали много стран ЕС, были СЕЛА та Франция, судовладельцы которых находились под надежной защитой национального законодательства. Стремлению США либерализовать рынок кинопродукции, используя могущество и влияние Голивуда, противостояла Франция, которая защищала специфику национального кинорынка.
Не все вопросы были решены и внутри самих ПРС. Например, в сфере финансов, банковского дела, страхования продвижение вперед тормозилось децентрализацией в США законов относительно отдельных видов услуг в отдельных штатах.
Однако, во время переговоров по услугам США и Японии, которые выступали за максимальную либерализацию этой сферы, противостояли СРК, которые видели угрозу своим интересам со стороны мощных конкурентов.
В рамках ЕС постепенно устранялись ограничения свободы предоставления услуг через границы. Совет Министров ЕС выдал директиву о свободу предоставлении услуг агентами туристических бюро, организаторами туристических поездок, авиаброкерами, экспедиторами, судовыми брокерами, агентами из авиаперевозок, парикмахерами. Это вопрос легко был развязан относительно медицинской и тех профессий, в которых дипломы и другие свидетельства о квалификации означают одинаковую компетенцию для владельцев одной и той же профессии. Но нужно было 17 лет, чтобы разработать директиву о свободном перемещении ветеринаров.
Разрешение на юридическую практику все еще регулируют правила юридической профессии, которые действуют в каждой из стран ЕС. Но несколько решений Европейского суда подтвердило право претендента на профессию юриста на свободу от дискриминации по признаку национальности местожительством или сохранением за собой права на юридическую практику в своей стране.
В рамках отдельных отраслей развязываются вопросы из лібералізації торговли услугами, какие свойственные этим отраслям (например, туризм в рамках ВОТ).
И, наконец, либерализация торговли услугами может осуществляться и на двустороннем уровне между отдельными странами.
На рис. изображена совокупность инструментов протекционизма и уровни либерализации международной торговли услугами.
Рис. . Инструменты протекционизма и уровни либерализации международной торговли услугами
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций.
Специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая организация, ИМО - Международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей.
Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.
Довольно распространенными особенно в середине восьмидесятых годов были двусторонние договоры. Так, например, заключенное в середине восьмидесятых годов американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.
На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине восьмидесятых годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющегося крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.
Основная идея США заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.
На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.
В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.
На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило государственных) фирм.
Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в начале восьмидесятых годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.
Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
На открывшемся в 1986 году совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и начали проводиться параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.
Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.
С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.