Объекты логистического управления
Материальный поток.
Главными категориями логистики являются поток и запас, которые взаимоопределяют друг друга, являясь характеристикой состояния .
Поток – это совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое. Данная совокупность существует как процесс на некотором временном интервале и измеряется в абсолютных единицах за определенный период времени.
Параметры запаса – это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Между статическими величинами запасов и динамическими характеристиками потоков существует тесная взаимосвязь:
- поток (П) характеризует процесс изменения запаса (З), т.е.
;
- запас отражает результат изменения и накопления потока, т.е.
Материальный поток – это товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических и технологических операций отнесенных к определенному моменту времени.
Материальный поток, рассматриваемый в данный момент времени переходит в материальный запас.
Материальный поток внешний – материальный поток, протекающий во внешней (по отношению к логистической системе) среде.
Материальный поток внутренний – материальный поток внутри данной логистической системы.
Материальный поток входящий – внешний материальный поток, поступающий в данную логистическую систему из внешней среды.
Материальный поток исходящий – внешний материальный поток, поступающий из данной логистической системы во внешнюю среду.
Грузовой поток – количество грузов, перевезенных отдельными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до пункта назначения за определенный период.
Продукция, прошедшая все стадии обработки и готовая к потреблению является готовой продукцией.
Готовая продукция, прошедшая все стации предпродажной подготовки, является товарной продукцией.
Основные характеристики потока:
- начальный и конечный пункты;
- траектория;
- протяженность пути;
- скорость и время движения;
- промежуточные пункты.
Материальные потоки, циркулирующие в производственной системе, могут быть классифицированы следующим образом:
1) По отношению к рассматриваемой системе:
- внутренние потоки – циркулируют внутри системы
р S,
где р – поток; S- рассматриваемая система.
- внешние потоки – поступают в систему извне и (или) покидают ее пределы
р1<S, з2> S
2) По степени непрерывности:
- непрерывные потоки (в каждый момент времени по траектории потока перемещается некоторое количество объектов)
;
- дискретные (образуются объекты, перемещаемые с интервалами)
3) По степени регулярности:
- детерминированные (характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени);
Р=f(t)
- стохастические или случайные (характеризуются случайными параметрами, которые в каждый момент времени принимают определенную величину с известной вероятностью)
,
где Pfi - вероятность состояния потока.
- спорадические (в любой момент времени принимают некоторое значение по неизвестному закону)
4) По степени стабильности:
- стабильные потоки (характеризуются постоянством значения параметра в течение определенного промежутка времени)
P=f(t)=const: t2<t<t2;
- нестабильные потоки (характеризуются изменчивостью параметра).
P=f(t) const: t2<t<t2;
5) По степени изменчивости:
- стационарные потоки (характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной)
,
где λ – интенсивность потока; N – число объектов, T – период времени;
- нестационарные потоки (характерны для неустановившегося процесса)
λ= f(t) const
6) По характеру перемещения элементов:
- равномерные потоки (характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов, т.е. в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь; интервалы начала и завершения движения объектов тоже равны)
S=Vt
- не равномерные потоки (характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановки в пути, изменеия интервалов отправления и прибытия)
S=Vt : V const/
7) По степени периодичности потока:
- периодические потоки (характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменений через определенный период времени)
ρ=f(T)
- не периодические потоки (характеризуются отсутствием закономерностей изменения параметров)
ρ=f(t); ti T
8) По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:
- ритмичные потоки;
- неритмичные потоки.
9) По степени сложности:
- простые (дифференцированные) потоки – состоят из объектов одного вида;
- сложные (интегрированные) – состоят из разнородных объектов
.
10) По степени управляемости:
- управляемые потоки (адекватно реагируют на управляющие воздействия со стороны управляющей системы)
ρ=f ({ρi});
- неуправляемые потоки (не реагируют на воздействия)
ρ f ({ρi}).
Финансовые потоки.
Механизм финансового обслуживания товарных потоков в настоящее время является наименее изученной областью логистики: часть вопросов, касающихся его содержания вообще не рассматривается в специальной литературе, по другой части вопросов существуют значительно различающиеся точки зрения. Различия наблюдаются уже при определении сущности финансовых потоков. Можно выделить два основных подхода к изучению данной проблемы:
- во-первых, под финансовым потоком понимается любое перемещение финансовых средств в макро- или микроэкономической среде;
- во-вторых, под финансовым потоком понимается движение финансовых средств только в логистических системах или между ними.
Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Но, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что обусловило появления новой экономической категории – логистический финансовый поток. Следовательно финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом их специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальнвх ценностей.
Под финансовым потоком в логистике будем понимать направленное движение денежных средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока.
Для логистического финансового потока характерны следующие особенности:
1) Логистический финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов.
2) Направленность движение финансовых ресурсов в логистике обуславливается необходимостью перемещения товарного потока.
3) Движение финансовых ресурсов осуществляется либо в логистической системе, либо между нею и внешней средой.
Таким образом, например, налоговые платежи по налогу на прибыль не будут, в общем случае. являться логистическим финансовым потоком, а оплата таможенной пошлины будет являться логистическим денежным потоком.
Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и ряду других признаков. Потребность в определении наиболее эффективных способов управления логистическими финансовыми потоками обуславливает необходимость проведения их подробной классификации.
По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки.
Внешний финансовый поток протекает во внешней середе, т.е. за границами рассматриваемой логистической системы. Внутренний финансовый поток существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь, внешние логистические финансовые потоки подразделяются на входящие и выходящие финансовые потоки.
Входящий финансовый поток поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды.
Исходящий финансовый поток начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде.
По назначению логистические финансовые потоки можно классифицировать на:
- финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;
- инвестиционные финансовые потоки;
- финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
- финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;
- финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.
В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно разделить на две группы:
- денежные финансовые потоки, характеризующие движение наличных финансовых средств;
- информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств.
Наряду с денежными и информационно-финансовыми потоками существуют учетно-финансовые потоки, возникающие в ходе производства товаров или оказания услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат в производственной деятельности конкретного предприятия. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.
По видам хозяйственных связей различается горизонтальные и вертикальные финансовые потоки.
Горизонтальные финансовые потоки отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами контрагентский отношений. Вертикальные финансовые потоки между дочерними и материнскими коммерческими организациями.
Следует отметить, что можно и дальше продолжить классификацию финансовых средств, используя для этой цели таки признаки, как стадия кругооборота капитала, источники получения финансовых средств, сроки их прохождения и.т.д.
Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки с использованием наиболее эффективных источников финансирования.
В целом, относительно финансового обслуживания товарных потоков можно констатировать следующее:
Во-первых, наличие логистического финансового потока главным образом обусловлено существованием обслуживаемого им товарного потока, т.е. при отсутствии материального потока невозможно идентифицировать финансовый логистический поток;
Во-вторых, направление, объем, источник возникновения и время начала движения финансового потока зависят от согласованной продавцом и покупателем товаров в договоре купли-продажи или поставки формы расчетов и условий платежа, так же логистический денежный поток может быть обусловлен наличием посредников по сделке.
Специфика опосредованных хозяйственных связей, определенная наличием в логистической цепи третьего субъекта – коммерческого посредника, обуславливает необходимость исследования особенностей применения логистического инструментария в сфере оказания посреднических услуг по организации и обслуживанию движения продукции от предприятий-производителей к предприятиям-потребителям.
Информационные потоки.
Роль информационно-компьютерной поддержки логистического менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедрением во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. Значение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логистику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками и ресурсами.
Назовем информационным потоком поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, между звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций. Классификация информационных потоков приведена на рис. 1.
Рис. 1 Классификация информационных потоков
По отношению к логистическим операциям и функциям можно выделить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки. По отношению к логистической системе (или ее отдельным звеньям) информационные потоки делятся на:
- внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логистической системы (или ее отдельного звена) или между логистической системой и внешней средой)
- горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логистической системы, и вертикальные – от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему.
- входные и выходные – по отношению к входу (выходу) логистической системы (или ее отдельного звена).
По виду носителей информации наиболее распространенными являются потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компьютерных технологий обработки информации – на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеограмм и т.п.
По времени возникновения информации различают регулярные (стационарные) потоки, соответствующие регламентированной во времени передаче данных, периодические потоки (с жестким ограничением на время передачи) и оперативные потоки, обеспечивающие связь абонентов в интерактивном и диалоговом режимах «on line» и «off line». В зависимости от назначения выделяют директивные (управляющие) информационные потоки, потоки нормативно-справочной информации, информации для учета и анализа при принятии решений и вспомогательные информационные потоки.
Возрастание роли информационных потоков в современной логистике обусловлено следующими основными причинами:
Во-первых, для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса.
Во-вторых, с позиций управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности уровня спроса.
В-третьих, информация увеличивает гибкость логистической системы с точки зрения того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.
Логистический менеджмент фирмы оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).
Как уже отмечалось, между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т.е однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т.д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный.
Информационные потоки, сопровождающие логистические функции, например, производственные процедуры, транспортировку, управление запасами и заказами, могут быть очень сложными и насыщенными в плане схем документооборота, количества документов и реквизитов. При выполнении, например, смешанных железнодорожно-морских международных перевозок грузов используется до 160 оригинальных документов, тысячи реквизитов, а взаимодействие по информационным потокам осуществляется между двумя десятками логистических посредников. Указанные обстоятельства приводят к необходимости уменьшения бумажного документооборота за счет электронной обработки данных, упрощения технологических схем документооборота, внедрения международных стандартов электронной передачи и обработки информационных логистических потоков, на основе, например, стандарта OOH EDIFACT.
Логистическая информационная система – это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы.
Принципы проектирования логистической информационной системы следующие:
1) Полнота и пригодность информации для пользователя;
2) Точность (не более 1 % ошибок);
3) Своевременность;
4) Ориентированность на выявление дополнительных возможностей улучшения качества и повышение уровня логистического сервиса;
5) Гибкость информации;
6) Подходящий формат данных.