Вопрос 28. ускоренная амортизация как способ государственного стимулирования инвестиционной активности предприятия
одним из методов повышения инвестиционного потенциала является разработка гибкой амортизационной политики, обеспечивающей конкурентоспособность производства и устойчивость развития предприятия в интересах его собственников и трудового коллектива.
Исследовав российские и зарубежные источники, автор сделал вывод, что ускоренная амортизация играет большую роль при стимулировании инвестиционной деятельности. Одно из преимуществ ускоренных способов амортизации состоит в том, что при их использовании амортизация становится основным источником самофинансирования инвестиций предприятия. Однако очевидные преимущества ускоренных способов амортизации не получили должного развития в российском законодательстве.
Ценность ускоренной амортизации для предприятия состоит не только в отсрочке погашения обязательств по налогу на прибыль, поскольку в первые годы значительная часть прибыли направляется на покрытие расходов по амортизации, но, главным образом, в том, что она (амортизация) используется для финансирования инвестиционных проектов.
С учетом фактора стоимости денег во времени это означает снижение текущей стоимости расходов компании по уплате налога на прибыль. А это является одним из явных налоговых стимулов инвестиционной деятельности. Еще одним доказательством того, что ускоренная амортизация является методом налогового стимулирования инвестиционной деятельности является формирование амортизационного фонда на предприятии, в основе которого лежит определение объема собственных средств предприятия, необходимых для инвестиционной деятельности.
С введением нового порядка начисления амортизации российские законодательные органы связывают стимулирование обновления имущества в производственном секторе экономики и рост инвестиций в основной капитал российских предприятий. Амортизация - это экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и накопления денежного фонда для замены изношенных экземпляров. Денежные средства, возмещающие затраты на приобретение и создание основных средств и направляемые на замену износившихся экземпляров новыми, могут быть получены только из выручки за реализуемые товары и услуги. Поэтому в стоимость товаров, поступающих в обращение, включается и частичное погашение стоимости действующих основных фондов.
Объектами для начисления амортизации являются основные средства, находящиеся в организации на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также переданные по договору аренды.
Амортизация и чистая прибыль являются источниками инвестиционных средств, генерируемыми хозяйственной деятельностью самого предприятия. В условиях существенного снижения доходности бизнеса и возможностей долгосрочного кредитования амортизация становится едва не основным источником инвестиций.
Итак, амортизация является важным внутренним источником для инвестиций на предприятии. Основной фактор, влияющий на привлекательность того или иного источника инвестиций (способа начислений амортизации в данном случае) - это фактор времени, который, как известно, имеет свою цену.
Поскольку стоимость приобретаемых предприятием основных фондов можно рассматривать в качестве его капиталовложений, то возмещение этих вложений через механизм амортизации можно рассматривать как процесс окупаемости капитала. В этом случае скорость амортизации имущества экономически можно интерпретировать как скорость оборачиваемости этого капитала за счет амортизационных отчислений на всем периоде использования амортизируемого имущества. И чем она выше, тем эффективнее использование вложенного капитала.
Во многих странах пересмотр учетной политики основных средств и введение ускоренной амортизации наряду со снижением ставки налога на прибыль проводился с целью стимулирования инвестиционного процесса.
В соответствии с действующим законодательствам предприятиям разрешено применять коэффициенты ускорения амортизации, а в ряде случаев возможно приостановление начисления амортизации (например, при реконструкции и модернизации основных средств по решению руководителя предприятия, а также при переводе их на консервацию).
Перечень отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
С появлением вышеприведенных способов начисления амортизации по однородным объектам основных средств у предприятия появилось право выбора того или иного способа в зависимости от его финансово-экономического состояния.
вопрос 29, 30, 31. Содержание и цели финансового планирования. Виды планов и методы финансового планирования. Оперативное финансовое планирование на предприятии.
Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта.
Наряду с необходимостью широкого применения финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на предприятиях. Основные из них:
• высокая степень неопределенности на рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
• незначительная доля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок;
• отсутствие эффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит в том, что оно:
• воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;
• обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;
• предоставляет возможности определения жизнеспособности проекта предприятия в условиях конкуренции;
• служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой — с уменьшением числа неиспользованных возможностей.
Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработала определенные подходы к планированию развития отдельного предприятия в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
• обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;
• определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
• выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
• установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;
• соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;
• контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием и т. п. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, метод многовариантности, экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют также нормативы хозяйствующего субъекта — это нормативы, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем, большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.
Так, например, в одном варианте может быть заложен продолжающийся спад производства, инфляция и слабость национальной валюты, а в другом — рост процентных ставок и, как следствие, замедление темпов роста мировой экономики и снижение цен на продукцию.
Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесноту взаимосвязи между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
На первом — анализируются финансовые показатели за предыдущий период. Для этого используют основные финансовые документы предприятий — бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Причем. сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс предприятия входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс является исходной базой на первой стадии планирования. При этом западные компании используют для анализа, как правило, внутренний баланс, включающий наиболее достоверную информацию для внутрифирменного пользования. Внешний баланс, обычно составляющийся для публикации, по целому ряду причин (налогообложение, создание резервного капитала и др.) показывает уменьшенные размеры прибыли.
Второй этап предусматривает составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств (движение наличности), которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе уточняются и конкретизируются показатели прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением.
Финансовое планирование (в зависимости от содержания назначения и задач) можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия.
Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности.
Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения.
Прогнозирование (от греч. pгognosis — предвидение) состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу. Оно предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
• прогноза отчета о прибылях и убытках;
• прогноза движения денежных средств;
• прогноза бухгалтерского баланса.
Основной целью построения этих документов является оценка финансового положения предприятия на конец планируемого периода.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке трех документов: плана движения денежных средств, плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса.
Текущий финансовый план составляется на период, равный одному году. Это объясняется тем, что за год в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка. К тому же такой период времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду.
Годовой финансовый план разбивают поквартально или помесячно, поскольку в течение года потребность в денежных средствах может значительно меняться и в каком-либо квартале (месяце) может оказаться недостаток финансовых ресурсов. Кроме того, разбивка годового плана на короткие промежутки времени позволяет отслеживать синхронность потоков и оттоков денежных средств и ликвидировать кассовые разрывы.
Процесс текущего финансового планирования можно рассмотреть на примере составления годового плана движения денежных средств. Он представляет собой собственно план финансирования, который составляется на год с разбивкой по кварталам. План движения денежных средств отражает денежные потоки: притоки и оттоки, в том числе все направления расходования средств. В разделе поступлений отражаются выручка от реализации продукции (работа, услуг), от реализации основных средств и нематериальных активов, доходы от внереализационных операций и другие доходы, которые предполагается получить в течение года или квартала. При необходимости привлекаются заемные средства, осуществляется выпуск акций и/или облигаций. В расходной части — затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг), суммы налоговых платежей, погашение долгосрочных ссуд, уплата процентов за банковский кредит (в части, причитающийся в соответствии с действующим порядком за счет прибыли), направления использования чистой прибыли (накопления, потребление, резервный фонд).
Оперативный план необходим для обеспечения финансового успеха предприятия. Поэтому при его составлении необходимо использовать объективную информацию о тенденциях экономического развития в сфере деятельности предприятия, инфляции, возможных изменениях в технологии и организации процесса производства.
Оперативное финансовое планирование представляет собой разработку оперативных финансовых планов: кредитного плана, кассового плана, платежного календаря и др. Кредитный план - план поступлений заемных средств и возврата их в намеченные договорами сроки. Кассовый план является планом оборота наличных денежных средств, отражающим поступления и выплаты наличных денег через кассу хозяйствующего субъекта. Своевременная обеспеченности наличными денежными средствами характеризует состояние финансовых отношений между хозяйствующим субъектом и его трудовым коллективом. Поэтому составление кассовых планов и контроль за их выполнением имеют важное значение для повышения платежеспособности, предопределяющей всю финансово-коммерческую деятельность хозяйствующего субъекта. Кассовый план составляется на квартал. Он состоит из четырех разделов и имеет следующую форму
Платежный календарь - это план рациональной организации оперативной финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, в котором календарно взаимосвязаны все источники поступлений денежных средств (выручка от реализации, кредиты и займы, прочие поступления) с расходами на осуществление финансово-коммерческой деятельности. Платежный календарь отражает доходы, поступления средств, отношения с бюджетом по налогам, кредитные отношения. Поэтому он охватывает движение всех денежный средств хозяйствующего субъекта. Платежный календарь используется для контроля за платежеспособностью и кредитоспособностью.
Платежный календарь хозяйствующего субъекта составляется по всем статьям денежных поступлений и расходов, проходящих через его расчетный и ссудные счета в банке, что позволяет определить обеспеченность за счет собственных и заемных финансовых средств выполнения всех обязательств по платежам. Платежный календарь разрабатывается прежде всего путем уточнения и конкретизации плановых показателей очередного квартала и разбивки этих показателей по месяцам. Затем показатели можно уточнить и разбить на более мелкие периоды (пятидневки, недели). В платежном календаре поступление денег и денежные расходы должны быть сбалансированы.
Вопросы 32. система финансовых планов (бюджетов)
Необходимо для полного осмысления бюджетирования перечислить функции, которые оно выполняет:
1. Аналитическая функция - переосмысление бизнес-идеи;коррекция стратегии;постановка дополнительных целей;анализ операционных альтернатив.
2. Функция финансового планирования вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее
3. Функция финансового учета вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем
4. Функция финансового контроля позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;выявляет слабые и сильные стороны
5. Мотивационная функция - осмысленное принятие плана;ясность постановки целей;наказание за срыв;поощрение за выполнение и перевыполнение.
6. Координационная функция - координация функциональных блоков оперативного планирования.
7. Коммуникационная функция - согласование планов подразделений компании; нахождение компромиссов; закрепление ответственности исполнителей.
Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование".
Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.
Бюджетный процесс используется для достижения двух основных целей - планирования и контроля.
Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.
Как и любое явление бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Достоинства бюджетирования: Оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива; Позволяет координировать работу предприятия в целом; Анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения; Позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов; Позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов; Способствует процессам коммуникаций; Помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации; Служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования: Различное восприятие бюджетов у разных людей; Сложность и дороговизна системы бюджетирования; Если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок; Бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы; Противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если достичь целей слишком сложно, - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
для успешного формирования, внедрения и функционирования системы бюджетирования на предприятии необходимо соблюдение следующих условий: Необходимо совершенствование организационной структуры предприятия, Необходима интеграция бюджетирования с организационной и информационной структурами предприятия и схемами исполнения бизнес процессов. Для успешного планирования необходимо стандартизировать данные и наладить их совместное использование всеми бизнес единицами предприятияНа предприятии должны быть четко структурированы все процессы, распределены функции и определены лица, ответственные за конкретные процессы. Одним словом перед руководителями стоит сложная задача – грамотно начать внедрение системы бюджетирования, одновременно решая две основные проблемы – организационную и техническую.
Существует много разновидностей бюджетов, применяемых в зависимости от структуры и размера организации, распределения полномочий, особенностей деятельности и т.п.
Бюджет, составленный «снизу вверх», предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Бюджет, составляемый по принципу «сверху вниз», требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Долгосрочные и краткосрочные бюджеты (Short- & Long-term budgets). В западной практике долгосрочным бюджетом считается бюджет, составленный на срок 2 года и более, а краткосрочным — на период не более 1 года Зачастую в компании долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и как бы «прокатывается» вперед еще на один период. Постатейные бюджеты (Line-item budgets). Они предусматривают жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без возможности переноса в другую статью. Бюджеты с временным периодом (Lapsing budgets). Термин «бюджет с временным периодом» означает систему бюджетирования, в которой не израсходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, так как позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов компании, пресекая «накопительские» тенденции.
К недостаткам данного метода бюджетирования эксперты относят неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить различными способами остаток средств, опасаясь, что в случае «недорасхода» бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.
Гибкие и статичные бюджеты. В наиболее часто используемом в России статичном типе бюджета цифры находятся вне зависимости от объемов производства и т.п., в то время как при составлении гибкого бюджета расходы ставятся в зависимость от некоего параметра, как правило, характеризующего объем производства или продаж. Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.
Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем (Incremental & Zero-Base budgets). Бюджет с нулевым уровнем — это бюджет, который каждый раз составляется заново, «с нуля». В противоположность ему преемственный бюджет имеет нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом. Преемственный бюджет намного снижает объем усилий и времени, затрачиваемых на бюджетный процесс. Однако он имеет и довольно серьезные недостатки, основной из которых — опасность образования «застойных участков», тянущихся из прошлого без изменений, которые при составлении бюджета «с нуля» могли бы быть пересмотрены и оптимизированы.
Основными этапами формирования бюджета являются фазы: постановки проблемы и сбора исходной информации для разработки проекта бюджета; анализа собранной информации, обобщения и формирования проекта бюджета; оценки проекта бюджета; утверждения бюджета; регулирования; контроля; реализации бюджета.