Сравнительный подход
«Совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанный
на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки».12
Базовые положения сравнительного подхода можно сформулировать
следующим образом:
1) Основан на реальных рыночных ценах на сходные предприятия или
акции (предполагается, что на развитых финансовых рынках цена
интегрированно учитывает многочисленные факторы).
2) Сравнительный подход основывается на принципе замещения
(альтернативных инвестиций).
3) Цена предприятия отражает все существенные ценообразующие
характеристики предприятия (его производственные и финансовые
возможности, положение на рынке и перспективы развития).
Сравнительный подход включает в себя 3 метода:
· Метод рынка капитала (компании-аналога): базой сравнения
выступает одна акция, применятся для оценки миноритарных пакетов.
· Метод сделок (продаж): оценка 100% стоимости предприятия или
контрольного пакета акций. По технологии проведения практически ничем
не отличается от метода рынка капитала.
· Метод отраслевых коэффициентов (соотношений): основой
является использование рекомендованных соотношений цен и определенных
финансовых параметров. В России данный метод не получил
распространения.
Проанализировав методику сравнительного подхода, можно выделить следующие преимущества и недостатки его использования (таблица 1).
Преимущества и недостатки сравнительного подхода формируют ряд условий его эффективного применения:
1. Наличие достаточно активного (развитого) рынка ценных бумаг.
Это условие необходимо для того, что аналитик мог использовать рыночные
цены с уверенностью в том, что они отражают все факторы, влияющие на
компанию. Также активный рынок позволит аналитику найти сопоставимые
компании-аналоги для своего объекта оценки.
2. Открытость рынка и доступность информации (в первую очередь,
финансовой, а также политической и др.) Без выполнения данного условия
инвестор не сможет провести правильный подбор аналогов, выявить их
сопоставимость, выбрать верные мультипликаторы и осуществить по
возможности точные корректировки.
3. Наличие специальных информационных служб, накапливающих
ценовую и финансовую информацию. Реализация этого условия упростит
работу аналитика и сократит время на поиски информации и расчеты
некоторых показателей. Сегодня на развитых рынках присутствуют
рейтинговые и аналитические агентства, которые публикуют информацию по
отраслевым мультипликаторам, а также основным мультипликаторам
некоторых участников рынка ценных бумаг. Такого рода публикациизначительно упрощают процесс применения сравнительного подхода,
особенно в условиях ограниченного выполнения предыдущего условия.
В целом сравнительный подход применяется в следующих сферах:
1. Оценка акций.
2. Оценка пакетов ценных бумаг. Сравнительный подход может быть
использован как для оценки миноритарных, так и мажоритарных долей. Для
этого используются специальные корректировки (скидки и премии) за
контроль или миноритарный характер пакета.
3. Проверка результатов других подходов. Сравнительный подход
используется как составная часть затратного подхода (для оценки стоимости
отдельных активов, которые удобнее рассчитать с его использованием), а
также для проверки результатов доходного подхода.
4. Экспресс-оценка. Сравнительный подход может использоваться,
когда время на оценку ограничено. С учетом того, что зачастую все
необходимые мультипликаторы публикуются и в условиях развитого рынка
найти аналоги достаточно просто, сравнительный подход провести проще,
чем доходный, который строится на прогнозировании.
В российских условиях эффективность применения сравнительного подхода может быть снижена из-за того, что могут возникнуть проблемы при поиске компаний-аналогов, особенно среди зарубежных конкурентов. Также проблемой может стать поиск информации: первым источником является сайт компании, а многие компании на российском рынке далеко не всегда своевременно и полно раскрывают информацию на своих сайтах. И как уже ранее отмечалось, проблемой может стать и отчетность, если она публикуется по РСБУ. В этом случае могут возникнуть сложности при расчете мультипликаторов, и полученные данные могут быть не совсем сопоставимы с теми, которые были рассчитаны на основе отчетности по МСФО.
Сравнение происходит по ряду мультипликаторов:
· P/S -> капитализация/выручку. Чем ниже значение, тем более недооценена компания, рекомендация покупать (по сравнению с другими аналогами). Самую переоценённую продавать. (вес 20%)
· P/E-> капитализация/ЧП. (вес 20%)
· EV/EBITDA (удельный вес в прогнозе 60%)
EV -> стоимость компании, капитализация + деньги которые имеются - долги
EBITDA - до налоговая прибыль +амортизация