Органы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации

Вопросами государственного регулирования аудиторской деятельности в России занимается уполномоченный федеральный орган – Министерство финансов РФ.

Функциями МФ РФ является:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;

4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;

5) иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции.

При МФ РФ создан Совет для учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности. Совет принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений МФ РФ, в разработке стандартов, рассматривает обращения профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа и др.

В состав Совета должны входить представители профессиональных аудиторских объединений (не менее 51%), государственных органов, Центрального банка РФ и пользователей аудиторских услуг.

13. Саморегулируемая организация аудиторовсм. Федеральный закон от 30 декабря 2008г. № 307-ФЗ. Статьи 17,18

Аудиторские стандарты

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масш­таб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методо­логии, а также базовые принципы.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответствен­ности аудиторов.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя:

—международные стандарты;

—национальные стандарты;

—внутрифирменные стандарты.

Международные стандарты аудита выпускает Международная федерация бухгалтеров, в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран мира. Россия в федерации представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.

Международные стандарты аудита (МСА) необходимы при аудите финансовой отчетности, аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг, создании национальных стандартов аудита и сопутствующих услуг, для обеспечения единообразия аудиторской деятельности во всем мире.

Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе МСА. Они являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц.

Каждый стандарт содержит: общие положения, сам стандарт (изложение сути), приложение.

С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользо­вателей финансовой отчетности.

Аудиторские организации вправе самостоятельно выби­рать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации ауди­тора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответ­ствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит из четырех взаимозависимых последовательных блоков:

Общие стандарты:

1) письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;

2) понимание деятельности экономического субъекта;

3) порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;

4) права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;

5) образование аудитора и др.

Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуще­ствления проверок и условия работы аудиторов:

1) планирование аудита; 2) аудиторская выборка; 3) аудиторские доказательства; 4) документирование аудита; 5) письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита; 6) первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

Стандарты отчетности определяют единые требования к со­ставлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

1) порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской
отчетности;

2) дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;

3) заключение аудиторской организации по специальным аудиторс­ким заданиям и др.

Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особен­ности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

1) особенности аудита малых экономических субъектов;

2)аудит в условиях компьютерной обработки данных;

3)характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъяв­ляемые к ним и др.

Внутренние аудиторские стандарты делятся на:

1) внутренние правила аудиторской деятельности, действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях (Аудиторская палата России и др.)

2) внутренние правила аудиторской деятельности аудиторский организаций и индивидуальных аудиторов.

Эти стандарты представляют собой документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к организации работы аудиторов, осуществлению и оформлению аудиторских услуг. Они включают в себя блоки:

1) структура фирмы (права и обязанности);

2) стандарты, расшифровывающие, дополняющие и уточняющие российские стандарты;

3) методы проведения аудиторских проверок по разделам и счетам бухгалтерского учета;

4) организация сопутствующих аудиту услуг.

Наши рекомендации