Классификация затрат на качество. Раздел 10. Экономика качества
Раздел 10. Экономика качества
Классификация затрат на качество
Усиление конкурентоспособности предприятия обеспечивается улучшением качества и увеличением рентабельности его хозяйственной деятельности. Создание продукта с улучшенными характеристиками сопряжено с ростом себестоимости, что нежелательно в условиях ценовой конкуренции. В этой связи можно выделить комплекс задач экономики управления качеством:
· оценка затрат на обеспечение качества;
· оптимизация затрат по управлению качеством;
· определение экономической эффективности деятельности в области качества.
Затраты на качество обычно делятся на следующие категории:
· затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;
· затраты на контроль, т.е. на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;
· внутренние затраты на дефект, понесенные внутри организации, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);
· внешние затраты на дефект, понесенные вне организации, т.е. после того, как продукт был продан (внешние потери).
Категории затрат должны быть постоянными, не должны дублировать друг друга. Для определения величин затрат на качество их необходимо идентифицировать. Для этого необходимо:
1. Определить перечень элементов затрат, которые относятся к деятельности компании и сгруппировать их.
2. Назвать эти элементы таким образом, чтобы их смысл был ясен персоналу компании.
3. Назначить кодовые символы для каждого элемента (например, цифра, буква или их комбинация).
Общий смысл сбора данных по затратам на качество — обеспечить руководство инструментом управления.
При рассмотрении элементов затрат на контроль видно, что основной объем затрат (порядка 90%) составляет оплата труда персонала, занятого контролем и испытаниями. Оставшиеся затраты в основном связаны со стоимостью используемых материалов, закупками и со стоимостью технического обслуживания. Они могут быть определены напрямую.
Внутренние затраты на дефекты складываются из затрат, связанных с исправлением ошибок в работе, повторными испытаниями продукции, недополученной прибылью из-за снижения класса (сорта) продукции и пр.
Внешние затраты на дефекты связаны с тем, что продукт был возвращен потребителем в течение гарантийного периода. Если продукт был возвращен, то затраты, связанные с неисправимым браком или переделками и ремонтом, определяются таким же образом, как и в случае внутренних потерь.
Существует элемент внешних потерь, который невозможно точно установить - это потери, связанные со снижением имиджа компании, снижением доверия потребителя по отношению к ней. Некоторые организации устанавливают величину этих потерь (затрат) на уровне 2,5% от общих затрат на качество. Однако, многие игнорируют эти затраты на основании того, что их нельзя установить с какой-либо степенью точности — они только предположительны.
Затраты на предупредительные мероприятия наиболее сложно выявить, поскольку они вызваны деятельностью большого количества отделов и большинство сотрудников посвящают этой работе лишь часть своего рабочего времени. Затраты на предупредительные мероприятия в основном включают заработную плату и накладные расходы. Однако степень точности их определения в большой степени зависит от точности установления времени, затраченного каждым сотрудником в отдельности.
Некоторые предупредительные затраты легко выявить напрямую. Они, в частности, могут включать оплату работ сторонних организаций за обслуживание, калибровку и поверку измерительного оборудования, консультации, курсы обучения.
В литературе по качеству приводятся различные классификации по затратам на качество. Среди них можно выделить классификацию Ю. Куликова (табл.2), так как она позволяет улучшить проведение анализа, оценки и учета затрат.
Таблица 2
Классификация затрат на качество
Признак классификации | Группа затрат |
По целевому назначению | На улучшение качества На обеспечение качества На управление качеством На создание системы качества |
По экономическому характеру затрат | Текущие и единовременные |
По виду затрат | Производительные и непроизводительные |
По методу определения | Прямы и косвенные |
По возможности учета | Поддающиеся прямому учету Не поддающиеся прямому учету Экономически нецелесообразно учитывать |
По стадиям жизненного цикла продукции | На качество при разработке продукции На качество при изготовлении продукции На качество при использовании продукции |
По отношению к производственному процессу | На качество в основном производстве На качество во вспомогательном производстве На качество при обслуживании производства |
По возможности оценки | Планируемые и фактические |
По характеру структурирования | По предприятию По производству По видам продукции |
По объемам формирования и учета | На продукцию На процессы На услуги |
По субъектам экономических отношений | У поставщиков сырья, организаций изготовителя и потребителя товара |