Банковское регулирование и надзор. Основные нормативы деятельности банков

В соответствии с ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.

Исходя из этой цели, Банк России должен решать следующие задачи:

• предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);

• защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

• не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

• способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

• макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

• социально-экономические приоритеты развития общества;

• совершенство законодательной базы;

• проводимая Банком России кредитная политика;

• степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;

• исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

• Под эгидой Центрального банка (Россия и многие другие страны);

• Ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

• Независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора - Германия);

• Смешанный тип организации, например, в США - Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

В последнее время в России отдельные банковские операции (в первую очередь с корпоративными ценными бумагами) переходят под контроль другого государственного органа - Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование), на практике преобладает сочетание того и другого методов. Зарубежная банковская теория использует термин “разумный банковский надзор”.

Механизм осуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организации банковской деятельности.

Методы делятся на административные и экономические, регулирующие и надзорные.

Административные методы включают лицензирование, прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, запрет на проведение страховых операций с клиентами, назначение временной администрации в проблемные банки.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения ЦБ поведение коммерческих банков).

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальных инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе “О банках и банковской деятельности” и нормах международного банковского права. Они предполагают исследование как административных, так и экономических методов.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением Банковского законодательства и инструкций ЦБ.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

• анализ отчетности КБ, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

• проверка отдельных направлений деятельности или кредитной организации в целом представителем Банка России - ревизия на месте;

• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит и контроль своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и Отчет о прибылях и убытках.

Инструкция 110-И устанавливает числовые значения и методику

расчета следующих обязательных нормативов банков (далее - обязательные

нормативы):

достаточности собственных средств (капитала) банка;

ликвидности банков;

максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных

заемщиков;

максимального размера крупных кредитных рисков;

максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств,

предоставленных банком своим участникам (акционерам);

совокупной величины риска по инсайдерам банка;

использования собственных средств (капитала) банков для приобретения

акций (долей) других юридических лиц.

Наши рекомендации