Факторный анализ рентабельности

Факторный анализ рентабельности предназначен для выявления и измерения факторов, воздействующих на уровень рентабельности, определения способов и резервов повышения эффективности работы организации.

Основными факторами, влияющими на показатель рентабельности, являются выручка от продаж, валовой доход, издержки, оборачиваемость капитала, степень автономии организации.

Для измерения влияния выручки, валового дохода и издержек на рентабельность представим уравнение рентабельности в развернутом виде:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru ; PР = D — CC ⇒ Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

· где PР — прибыль от продаж;

· NР — выручка от продаж;

· D — валовой доход (валовая прибыль по отчету формы № 2);

· CC — издержки обращения.

Влияние указанных факторов производим методом цепных подстановок. Влияние изменения товарооборота на изменение рентабельности следует определять выражением:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru

По данным табл. 4 оно составит:

(12772-12709)/39795-(12772-12709)/45072 = 0,0002

В результате снижения товарооборота повышение уровня рентабельности продаж оказалось незначительным. Оно составило всего 0,02% (0,0002× 100).

Расчет влияния изменения валового дохода на уровень рентабельности определяем выражением:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

По данным табл. 4 оно составит:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru

Таким образом, в результате уменьшения валового дохода рентабельность снизилась на 15% (0,15× 100). Руководству необходимо добиваться, чтобы товарооборот и валовой доход был не ниже их значений предшествующего периода. Для этого нужно приобретать товары для реализации в полном соответствии со структурой и объемом спроса, повышать торговую надбавку в пределах платежеспособного спроса покупателей.

После этого рассчитывают влияние изменения издержек обращения на рентабельность с помощью формулы:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Влияние этого фактора по данным табл. 4 равно:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru

То есть в результате снижения издержек обращения рентабельность увеличилась на 17% (0,17× 100).

Сумма влияния факторов должна равняться общему абсолютному изменению рентабельности продаж:

Δ KРN +Δ KРD+Δ KРCC=Δ KР.

Для предприятий промышленного производства прибыль от продаж определяется разностью между выручкой и себестоимостью проданных товаров. Следовательно, формула рентабельности для расчета влияния факторов будет иметь вид:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru ; PР = NР — S ⇒ Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Тогда влияние изменения выручки на объем продаж по методу цепных подстановок будет определяться выражением:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

А влияние изменения себестоимости проданных товаров — выражением:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Сумма влияния факторов должна равняться абсолютному изменению рентабельности продаж:

Δ KРN +Δ KРS = Δ KР.

В процессе анализа можно также определить влияние факторов на рентабельность капитала организации в целом или по отдельным элементам, агрегированным группам. Для этого рентабельность имущества или отдельных его элементов выражают как произведение оборачиваемости средств или их источников соответствующей статьи (группы) и рентабельности продаж:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru ,

· где Факторный анализ рентабельности - student2.ru

— средняя за период величина средств или их источников

Влияние факторов еще можно определить методом цепных подстановок или способом разниц. Методом цепных подстановок влияние изменения оборачиваемости на рентабельность средств или их источников следует исчислять по формуле:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Например, влияние изменения оборачиваемости всего капитала на рентабельность всего капитала по данным табл. 2, 3 и 4 составит:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Предприятие допустило снижение оборачиваемости в отчетном периоде, что снизило его рентабельность незначительно, всего на 0.06% (× 100).

Влияние изменения рентабельности продаж на рентабельность капитала рассчитывается выражением:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Рентабельность всего капитала предприятия под влиянием этого фактора по данным табл. 2, 3 и 4 составит:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru

В результате увеличения рентабельности продаж рентабельность всего капитала возросла на 4,76% (× 100).

Сумма влияния факторов должна равняться абсолютному изменению рентабельности капитала данной статьи или группы:

Δ KXО + Δ KXР=Δ KX.

+ = 981/19,428-63/18,155 =

= ,

что подтверждает верность расчетов.

В факторном анализе рассчитывают также влияние факторов на рентабельность собственного капитала. Для расчета влияния факторов рентабельности продаж, оборачиваемости активов и степени автономии организации на этот показатель используют выражение:

Факторный анализ рентабельности - student2.ru ,

· где Факторный анализ рентабельности - student2.ru - рентабельность продаж,

· Факторный анализ рентабельности - student2.ru - коэффициент оборачиваемости активов,

· KА — коэффициент автономии,

· PР — прибыль от продаж,

· NР — объем реализации товаров,

· Факторный анализ рентабельности - student2.ru — средний итог баланса,

· Факторный анализ рентабельности - student2.ru — средний размер источников собственных средств.

Влияние каждого из указанных факторов определяем методом цепных подстановок. Для этого предварительно производим пять расчетов по данным табл. 2, 3 и 4.

Следует отметить, что вместо средних значений в проведенных расчетах допустимо использование моментных величин.

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ рентабельности - student2.ru .

Факторный анализ рентабельности - student2.ru

Влияние факторов на рентабельность собственного капитала:

· снижение оборачиваемости активов: II–I=-=%;

· увеличение рентабельности продаж: III–II=-=%;

· увеличение уровня автономии организации: IV–III=-=%.

В данной модели на рентабельность собственного капитала положительно повлияло лишь увеличение рентабельности продаж. Рентабельность уменьшилась из-за снижения деловой активности (оборачиваемости). Увеличение автономии организации уменьшает плечо финансового рычага, что тоже отрицательно сказывается на рентабельности собственного капитала.

Находим сумму влияния факторов. Она должна быть равна абсолютному изменению рентабельности собственного капитала.

Наши рекомендации