Порядок слов в предложениях латинского языка
ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК
ДЛЯ ЮРИСТОВ
Начальный курс
Предисловие
Учебно-методическое пособие по латинскому языку предназначено для студентов высших учебных заведений юридического профиля. С древнейших времен латинский язык играет огромную роль в образовании будущего юриста. Это связано прежде всего с тем, что латынь является языком римского права, которое стало основой правового мышления и судопроизводства современного европейского общества.
Цель пособия – дать начальные сведения о специфике латинского языка, познакомить студентов с юридической терминологией и фразеологией.
Структура занятий предполагает знакомство с фонетическими, лексическими и грамматическими особенностями языка. Каждое занятие включает в себя теоретический грамматический материал, вопросы для проверки знаний, упражнения, предназначенные для закрепления пройденной темы. Теоретический материал рассчитан на совместную работу студентов и преподавателя. Выполнение практических заданий предполагает самостоятельную работу студентов.
В учебнике отсутствует лексический минимум каждого занятия. Такой подход обусловлен, с одной стороны, количественной неравномерностью лексического материала, соответствующего каждой теме. С другой стороны, в юридической латыни значимой единицей является не столько отдельное слово, сколько словосочетания или фразы, что делает затруднительным привязку терминов к одной теме. Поэтому знакомство с профессиональной лексикой должно войти в самостоятельную работу студентов-юристов, что позволит закрепить навыки грамматического анализа. С этой целью учебник снабжен краткими словарями – латинско-русским и русско-латинским. Для закрепления словарного минимума предлагаются примерные словарные диктанты юридических терминов.
Контроль за усвоением грамматического материала предлагается в форме самостоятельных работ, приведенных в приложении к учебному пособию.
Кроме того, учебник снабжен приложениями, содержащими крылатые слова и афоризмы юридической тематики, тексты для чтения, сводные грамматические таблицы, вопросы для самопроверки и темы для самостоятельных работ и рефератов.
Автор выражает глубокую признательность сотрудникам кафедры русского языка и культуры Саратовской государственной академии права (зав. кафедрой проф. Н.Ю. Тяпугина), доценту кафедры зарубежной литературы и журналистики Саратовского государственного университета Р.П. Василенко, доценту кафедры русской и классической филологии Саратовского государственного медицинского университета О.Н. Полухиной за ценные рекомендации при подготовке данного пособия.
Введение
Латинский язык (Lingua Latina) является одним из индоевропейских языков италийской группы (к которой также принадлежали осский и умбрский языки). Его формирование относят к началу I тысячелетия до н.э. Исконная зона зарождения латинского языка – небольшая область Латий, или Лаций (лат. Latium, совр. ит. Lazio) вокруг Рима, но по мере расширения древнеримского государства влияние латинского языка постепенно распространилось на всю территорию современной Италии, Южную Францию (Прованс) и значительную часть Испании, а к началу I тысячелетия н.э. – практически на все страны Средиземноморского бассейна, а также Западной (до Рейна и Дуная) и Северной Европы (включая Британские острова).
В своем историческом развитии латинский язык прошел несколько периодов.
1. Древнейшим периодом существования языка называют долитературный период (VIII-VII вв. до н.э. - до 240 г. до н. э.). Наиболее известным юридическим памятником латинского языка этого периода является Законы двенадцати таблиц – Leges duodecim tabularum (451 – 450 г.г. до н.э.). До этого времени должностные лица в Риме проводили суд, руководствуясь обычаями, восходящими еще к родовому прошлому и уже устаревшими. Однако в середине V в. до н. э. под давлением плебеев патриции были вынуждены создать комиссию из 10 человек (decem viri - десять мужей) для записи судебных постановлений. Они были записаны на XII медных досках и выставлены для обозрения на центральной площади Рима - форуме.
2. С 240 г. до н.э. приблизительно до 100 г. н.э. выделяют древнелитературный период, или период "архаической латыни". Начавшаяся в IV в. до н. э. экспансия Рима к I в. до н. э. заканчивается почти полной латинизацией Италии. Образец архаического языка III-II вв. до н. э. с его ещё не установившимися нормами представлен в комедиях Плавта и Теренция. В это время закладываются основы римской юриспруденции. До наших дней дошли фрагменты сочинений многих юристов того времени (Аппий Цек, Гней Флавий, Маний Манилий, отец и сын Сцеволы).
3. Наиболее ярким периодом развития латинского языка стал рубеж тысячелетий: примерно 100 г. до н.э. – I в. н.э. Это период классической, или «золотой» латыни. В это время окончательно стабилизируются грамматические нормы, язык достигает высокого литературного уровня в прозе Цезаря, Цицерона, Саллюстия, в творчестве поэтов эпохи Августа (Вергилий, Гораций, Овидий). Латинский язык этого периода в настоящее время является предметом изучения в образовательных учреждениях.
4. Латинский язык более позднего времени в целом сохраняет основные черты классического периода. "Серебряная латынь" (I–II в.в. н.э.) четко следует уже выработанным грамматическим стандартам, но несколько отходит от жёстких норм синтаксиса "золотой латыни" (Тацит). Литературный язык характеризуется проникновением поэтических стилевых элементов в прозу и возвышенной риторики - в поэзию. Этот период также носит название «художественной латыни», а в некоторых случаях и вообще не выделяется как самостоятельный этап развития языка, входя в период «золотого века».
5. Латинский язык II-VI в.в. н.э. определяется как «поздняя латынь». В это время латынь перестает быть живым языком. После падения Римской империи в 476 году Рим утрачивает свое влияние на провинции. Латинский язык также утрачивает статус единого литературного языка. Происходит слияние латинского языка с местными диалектами. История народно-разговорного латинского языка продолжается до IX века, когда заканчивается формирование на его основе национальных романских языков (современные итальянский, французский, испанский, португальский, румынский, молдавский языки, которые составляют романскую группу индоевропейской семьи).
Одним из наиболее известных юридических памятников этого времени является Свод гражданских законов - Corpus juris civilis. До сих пор этот документ считается основой современного европейского законодательства. Corpus juris civilis включает в себя 4 части:
- codex justinianeus (императорские указы – в 4 книгах);
- digesta (извлечения из сочинений правоведов – в 12 книгах);
- institutionis (руководство законоведения – в 4 книгах);
- novellae (новеллы).
В.Г. Белинский так охарактеризовал этот документ: «Юстинианов кодекс – зрелый плод исторической жизни римлян – освободил Европу от оков феодального права».
6. В эпоху Средневековья (VII-XIV вв.) латинский язык используется в качестве общего письменного языка западноевропейского общества, языка католической церкви, науки, отчасти литературы.
7. Очередной всплеск внимания к латинскому языку наблюдается в XIV-XVI века. Это время эпохи Ренессанса, когда интерес к античности, а значит и к древним языкам занимает ведущие умы общества. Практически до конца XVII века латинский язык продолжает служить основным языком европейской науки, дипломатии и церкви (сочинения Т. Мора, Эразма Роттердамского, Дж. Бруно, Т. Кампанеллы, Н. Коперника и др.).
8. С XVI-XVII вв. латинский язык постепенно вытесняется национальными языками, оставаясь вплоть до XVIII века языком дипломатии, до XX века - языком университетского преподавания и отчасти науки. Сочинения философов и учёных XVI-XVIII вв. Р. Декарта, П. Гассенди, Ф. Бэкона, Б. Спинозы, И. Ньютона, Л. Эйлера, многие труды М.В. Ломоносова написаны на латинском языке.
9. В XX веке латынь используется в научной терминологии, является официальным языком католической церкви и актов Ватикана.
В истории культуры латинский язык сыграл огромную роль. Об этом свидетельствуют многочисленные латинские заимствования, прослеживающиеся во всех европейских языках. В настоящее время латинский язык остается основой для терминообразования во многих областях знания (юриспруденция, медицина, биология, общенаучная терминология естественных и гуманитарных наук).
Занятие 1
Алфавит. Произношение. Порядок слов в предложениях латинского языка.
Латинский алфавит состоит из 24 / 25 букв (буква j появилась в 16 веке), обозначающих гласные и согласные звуки.
Буква | Название | Произношение | Примеры употребления |
A a | а | [a] | aqua |
B c | be | [б] | bona |
C c | ce | [к], [ц] | causa, censor |
D d | de | [д] | dominus |
E e | e | [э] | experientia |
F f | ef | [ф] | fortuna |
G g | ge | [г] | gens |
H h | ha | [х с придыханием] | homo |
I i | i | [и] | ira |
J j | jota | [й] | jus |
K k | ka | [к] | katapoda |
L l | el | [л’] | lupus |
M m | em | [м] | manus |
N n | en | [н] | nemo |
O o | o | [o] | opus |
P p | pe | [п] | populus |
Q q | ku | [к] | quaerimonia |
R r | er | [р] | ratio |
S s | es | [с], [з] | sententia |
T t | te | [т] | testis |
U u | u | [у] | unus |
V v | ve | [в] | vita |
X x | iks | [кс], [кз] | xenium |
Y y | ypsilon | [и] | tyrannus |
Z z | zeta | [з] | zona |
Гласные
К гласным относятся:
- звуки а=[а], е=[э], о=[о], u=[у], i=[и], y=[и] (встречается только в заимствованных словах: rhythmus=[ритмус] - ритм);
- дифтонги (два звука, объединенных однородной артикуляцией): au=[ау], eu=[эу]: causa=[кауза] - причина, neuter=[нэутер] - ни тот, ни другой;
- диграфы (два гласных, передающих один звук): ae=[э], oe=[э]: saepe=[сэпэ] - часто, poena=[пэна] - наказание.
Если сочетания букв не являются дифтонгами или диграфами, то над буквами ставится черта или две точки: āēr.
Согласные
Произношение некоторых согласных звуков может зависеть от их положения в слове или от традиции употребления.
Буква | Произношение | Пример |
c | [Ц] - в положении перед гласными i, e, y, диграфами ae, oe [К] - в остальных случаях | Caesar [Цэзар] - Цезарь cantāre [кантарэ] - петь |
g | [Г] | genus [гэнус] - народ |
h | [Х] произносится с придыханием | honor [хонор] - честь |
k | [К] - буква К используется лишь в собственных именах и сокращениях К или КАL от слова Kalendae | Kalendae [кал’эндэ] - календы |
l | [Л’] | locus [л’oкус] - место |
q | буква используется только в сочетаниях с u + гласный:[КВ] | aqua [аква] - вода |
s | [З] - в положении между двумя гласными (исключение – слова, заимствованные из греческого языка) [C] - в остальных случаях | causa [кауза] - причина philosophia [фил’ософиа] – греч. servus [сэрвус] - раб |
x | [КЗ] - в положении между двумя гласными [КС] - в остальных случаях | exemplar [экз’эмпл’ар], но noxa [нокса] - вред lex [л’экс] - закон |
z | [З] - буква встречается только в заимствованных словах. | zona [зона] - зона, пояс |
Некоторые сочетания звуков также имеют особенности произношения:
Буква | Произношение | Пример |
ngu | [НГВ] | lingua [л’ингва] - язык |
su + глас-ный | [СВ] | consuetudo [консвэтудо] - привычка |
ti + глас-ный | [ЦИ] [ТИ] - если сочетание ti является началом слова или встречается в сочетаниях sti, tti, xti | ratio [рацио] - разум bestia [бэстиa] - зверь, mixtio [микстио] - смешение tiara [тиара] - тиара |
В греческих словах встречаются сочетания согласных с h:
Буква | Произ-ношение | Пример |
ch | [Х] | charta [харта] - бумага, документ Позже подобное сочетание согласных появилось и в словах латинского языка: pulcher [пул’хэр] - красивый |
sch | [СХ] | schema [схэма] - схема, вид |
ph | [Ф] | parapherna [парафэрна] - собственное имущество супруги |
th | [Т] | hypotheca [хипотэка] - залог под недвижимость |
rh | [Р] | arrha [ара] - задаток |
Порядок слов в предложениях латинского языка
1. Подлежащее ставится на первое место.
2. Сказуемое обычно ставится на последнее место, за исключением случаев инверсии: Historia magistra vitae est. - История наставница жизни [есть].
3. Согласованное определение стоит после определяемого слова: lingua Latina - язык латинский.
4. Прямое дополнение, выраженное существительным в вип.п. без предлога, предшествует сказуемому или ставится близко к нему: librum lego – книгу читаю [я].
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. В чем особенность латинского алфавита?
2. Назовите гласные звуки латинского языка. Как они употребляются?
3. Как произносятся согласные звуки латинского алфавита? Какие согласные имеют варианты произношения? От чего они зависят?
4. В чем проявляется специфика употребления сочетаний звуков ti, su, ngu?
5. Сочетания каких звуков указывают на заимствованные слова? Как произносятся эти сочетания?
6. В чем особенности порядка слов в латинском языке?
УПРАЖНЕНИЯ
1.Прочитайте слова, соблюдая правила произношения:
А. natura, terra, ager, luna, mare, silva, hora, linea, fabŭla, agricŏla, Homerus, Aesopus, aetas, aestas, coelum, poёma, praeda, praetor, aër, occasus, parsimonia, asinus, praesidium, miser, casa, socius, coena, amicus, auctor, natio, obligatio, scientia, sententia, otium, pretium, initium;
В. amicitia, lapsus, legatus, lupus, bellum, alea, sanguis, quisque, quinque, quaestor, aes, ars, pars, auctoritas, plebejus, proletarius, disciplina, fluvius, egestas, historicus, philosophus, rector, decanus, professor, magister, Rhenus, actor, scaena, circus, medicamentum, respublica, veto, declamatio;
2.Прочитайте слова, объясните особенности произношения и постановку ударения в них. Выучите слова наизусть:
caput - правоспособность
aerarium - казна
accusator - обвинитель, обличитель
acta - протоколы совещаний, постановлений
actio - действие, иск, судопроизводство
aestimatio capitis - имущественный ценз
alibi - в другом месте
Aulus Agerius - традиционное имя истца в примерах, образцах формул
bona fides - добросовестность, добрые нравы
casus belli - повод к войне
causa - причина, основание, судебное дело
censūra - оценка
Numerius Negidius - традиционное имя ответчика в римских судебных формулах
cessio - цессия, уступка
civis - гражданин
civitas - граждане, гражданство
corpus delicti - состав преступления
corpus juris - свод права
crimen publicorum - уголовное преступление
cui bono? - в чьих интересах?
justitia - правопорядок, справедливость, законность
2. Прочитайте следующие слова, объясните особенности произношения звуков. Найдите в словаре значения слов:
Clarus, causa, scientia, caedes, amicitia, quinque, rhythmus, Theodōra, aqua, pax, aurōra, nauta, beātus, medĭcus, cultūra, doctor, bestia, poёta, littĕra, Juppīter, lectio, philosŏphus, poena, dexter, pinguis, negligentia, quadrātus, consuetūdo, Aegīptus, suadeo, Augustus, censūra, potentia, saepe, suus, Euclīdes, zodiācus, Cyprus, chorus, Pithagōras, Athēnae, Graecia, obaerāti, Italia.
3. Прочитайте слова, переведите их:
А. Thesaŭrus, religio, audio, audīre, theātrum, aetas, elegantia, domus, memoria, amīca, historia, femĭna, publĭcus, decrētum, vita, pater, magīstra, studeo, studēre, fortūna, fabŭla, spectacŭlum, beneficium, instrumēntum, accusatīvus, quaestio, symphonia, соеpi, triūmphus, pоëta, causa, Decēmber, incŏla, sphaera, Eurōpa, justitia, argumēntum, оceānus, genetīvus, pericŭlum.
4.Прочитайте гимн «Gaudeamus», соблюдая особенности произношения слов:
Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus!
Post jucundam juventutem,
Post molestam senectutem
Nos habebit humus. (bis)
Ubi sunt qui ante nos
In mundo fuere?
Vadite ad superos
Transite ad inferos,
Ubi jam fuere. (bis)
Vita nostra brevis est,
Brevi finietur;
Venit mors velociter,
Rapit nos atrociter,
Nemini parcetur. (bis)
Vivat Academia,
Vivant professores!
Vivat membrum quodlibet,
Vivant membra quaelibet
Semper sint in flore! (bis)
Vivant omnes virgines,
Faciles, formosae!
Vivant et mulieres
Tenerae, amabiles,
Bonae, laboriosae! (bis)
Vivat et Respublica
Et qui illam regit!
Vivat nostra civitas,
Maecenātum caritas,
Quae nos hic protegit! (bis)
Pereat tristitia,
Pereant osores,
Pereat diabolus,
Quivis antiburschius
Atque irrisores! (bis)
Gaudeamus - старинная студенческая песня, возникшая в XIII веке из застольных песен вагантов. Она была широко распространена среди студентов Гейдельбергского и Парижского университетов. Авторы текста и мелодии неизвестны. В XV веке фламандский композитор Жан Оккенгейм обработал и записал ее мелодию, и с тех пор она стала традиционным гимном студентов.
Занятие 2
Слогораздел. Ударение. Структура простого предложения.
Слогораздел
Количество слогов в словах латинского языка совпадает с количеством гласных звуков в слове. Слогораздел проходит:
1. между двумя гласными: re-us - ответчик;
2. перед одиночным согласным в открытом слоге или перед QU: ro-sa - роза, a-qua - вода;
3. перед сочетанием согласных multa cum liquida (немой: b, p, d, t, c, g + плавный: r,l): br,bl,pr,pl,dr,dl,tr,tl,cr,cl,gr,gl: doc-trina - наука, tem-plum – храм;
4. между двумя согласными: fur-tum - кража (если в слове есть j, то он удваивается: pejor: pej-jor - худший);
5. в группе из нескольких согласных – перед последней из них: sank-tus – священный;
6. приставки всегда образуют самостоятельный слог: re-ceptum - принятое обязательство.
Слоги различаются по долготе и краткости.
Долгота или краткость слога может быть природной или позиционной. Природная долгота обозначается на письме знаком ¯, краткость – знаком ˘, которые ставятся над гласным, входящим в состав слога. Например, natūra - природа, tabŭla - доска.
Позиционная долгота или краткость слога проявляется в зависимости от его положения в слове.
Слог является долгим:
1. если содержит дифтонг: nauta - моряк;
2. если содержит гласную, стоящую перед двумя и более согласными: argumēntum - доказательство;
3. если находится перед согласными x, z:corrēxi - исправил.
Слог является кратким:
1. перед гласным или h: potentĭa - сила, contrăho - стягиваю;
2. перед сочетаниями согласных br,pr,tr,dr,cr,gr,bl,pl,cl,gl,tl,dl: intĕgrum - целое.
В современном произношении долгота/краткость слогов или гласных звуков не различается. Однако в некоторых случаях эти различия влияют на понимание смысла слова (līber - свободный, lĭber - книга) или разграничение грамматических форм (lēges - законы, lĕges - ты прочитаешь).
Ударение
В латинском языке ударение
1. никогда не ставится на последний слог;
2. в двусложных словах всегда ставится на первый слог: crimen – преступление;
3. ставится на предпоследний (второй от конца слова) слог, если он долгий: magister – учитель;
4. ставится на третий от конца слова слог, если второй - краткий: audio - слушаю.