Управление маркетингом на инструментальном уровне
Товар представляет собой продукт, созданный для удовлетворения потребностей. В системе маркетинга он рассматривается как совокупность полезных свойств, обеспечивающих потребности целевой группы аудитории.
Практическая полезность товара для потребителя определяется набором атрибутов (существенных неотъемлемых свойств данного предмета). В рамках маркетинга мультиатрибутивная модель товара является основой для принятия решений по его развитию и совершенствованию.
Продукт состоит из сочетания осязаемых и неосязаемых товарных характеристик, направленных на удовлетворение требований потребителя. Ф. Котлер предлагает определять свою продукцию тремя различными способами: сущность товара или услуги, фактическая польза товара или услуги и дополнительная польза товара или услуги.
По классификации Ф. Котлера, товар воспринимается потребителем в трех измерениях:
- товар по замыслу - набор функциональных характеристик товара (например, свойства стиральной машины стирать, отжимать, сушить и т.д.);
- товар в реальном исполнении - внешний вид, материал изготовления, эргономика, эстетика;
- добавленные качества (характеристики свойств товаров сверх качества товаров-конкурентов).
Т. Левит предлагает пять аспектов полезности товара:
- сущность товара или услуги (полезность) - это то, что товар означает для потребителей, а не для продавца;
- фактическая польза товара или услуги - это базовая физическая сущность, услуга или идея, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или номером модели;
- ожидаемая польза товара или услуги;
- дополнительная польза товара или услуги - это все, что составляет образ и обслуживание товара или услуги;
- будущая польза товара или услуги.
Оба подхода включают три основных аспекта пользы товара (сущность, фактическая и дополнительная польза) и два дополнительных (ожидаемая и будущая польза).
Основные виды классификации товаров:
1. Потребительские товары - это товары и услуги, предназначенные для конечного потребителя, для личного, семейного или домашнего использования.
2. К товарам широкого потребления относятся товары, приобретаемые конечными потребителями для личного потребления, которые делятся на товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса и пассивного спроса.
- Товары повседневного спроса обычно покупаются часто и, как правило, без больших раздумий. Производители таких товаров предлагают их в различных торговых точках, чтобы он был доступен (продукты питания, зубная паста и т.п.).
- Товары предварительного выбора приобретаются реже, требуют много времени на обдумывание и приобретение (машины, мебель, одежда и т.п.). Поэтому такие товары должны иметь широкий ассортимент, покупатели иметь необходимую информацию о нем и при их приобретении нуждаются в квалифицированном совете продавцов.
- Товары особого спроса обладают уникальными характеристиками и, как правило, приобретаются через дилеров (музыкальные автоматы, некоторые марки и модели автомобилей и т.п.).
- Товары пассивного спроса (страхование жизни, домашние охранные системы и т.п.) требуют для своего сбыта значительных маркетинговых усилий по их продвижению (реклама, персональные продажи).
Потребительские услуги делятся на три широкие категории:
1. Услуги, связанные с арендой товаров.
2. Услуги, связанные с переделкой или ремонтом товара, принадлежащего потребителю.
3. Оказание личных услуг нетоварного характера, например, ведение бухгалтерии, юридические услуги и обучение.
Не менее важным основанием для управления развитием товара является концепция «жизненного цикла продукта» (ЖЦП).
Жизненный цикл продукции необходимо уметь определять, так как:
- Жизнь товара становится короче;
-новая продукция требует растущих инвестиций;
-концепция позволяет предвидеть изменения во вкусах потребителей,
конкуренции и каналов сбыта и соответственно приспосабливать план маркетинга;
- позволяет проанализировать товарный ассортимент.
На этапе внедрения цель - создать рынок для нового товара. Объем продаж зависит от новизны продукции и от того, насколько ее желает потребитель. Прибыль отсутствует. Обычно модификация продукта увеличивает продажи быстрее, чем крупное нововведение. На этом этапе только одна или две фирмы выходят на рынок и конкуренция ограничена. Потери бывают из-за больших издержек производства и маркетинга; затраты на маркетинг в большей степени включают на рекламу. Первые потребители - новаторы, которые готовы идти на риск, могут позволить себе это и получают удовольствие от репутации первых покупателей. Поскольку лишь одна или две фирмы доминируют на рынке и издержки высоки, продается одна или две базовые модели продукта.
На стадии роста цель маркетинга расширить сбыт и совокупность доступных модификаций продукта. Еще несколькофирмпроникают на высокоприбыльный рынок, имеющий большой потенциал, и отраслевой сбыт быстроувеличивается. Относительные прибыли высоки, поскольку богатый массовый рынок приобретает отличительные продукты у ограниченного числа фирм и готов платить за них. Для соответствия растущему рынку предлагаются модифицированные варианты базовой модели, сбыт расширяется, имеется диапазон цен и используется убеждающая массовая реклама. В затраты на маркетинг включаются в основном затраты на продвижение и рекламу.
Во время этапа зрелости компании пытаются сохранить отличительное преимущество как можно дольше. Отраслевой сбыт стабилизируется по мере насыщения рынка. Конкуренция достигает максимума. В результате сокращаются прибыли в целом по отрасли и в расчете на единицу продукции, поскольку распространяется предоставление скидок. На этом этапе покупки совершает массовый рынок со средними доходами. Во многих торговых точках имеется полная ассортиментная группа товара с разными уровнями пен. Продвижение приобретает конкурентный характер.
На этапе спада у фирм есть три альтернативных направления действий. Во-первых, можно сократить маркетинговые программы, снижая тем самым количество производимых продуктов; число торговых точек, через которые осуществляются продажи и используемое продвижение, во-вторых - оживить продукт, изменив его положение на рынке, упаковку или сбыт его по-иному; в-третьих прекратить выпуск продукции. На этом этапе сокращается сбыт в отрасли и многие фирмы уходят с рынка, поскольку сокращается число потребителей, и они располагают меньшими доходом.
Принципы ЖЦП:
-у каждого продукта своя продолжительность и форма ЖЦП;
-на длительность ЖЦП оказывают влияние факторы окружающей среды;
-возможно удлинение ЖЦП за счет привлечения нового сегмента рынка или нового применения товара;
-прогнозирование падения продаж способствует стабилизации рынка;
-постоянное сокращение ЖЦТ в результате научно-технического прогресса.
Под конкурентоспособностью понимаются преимущества товара на рынке, способствующие его успешной продаже в условиях конкуренции. Это общее понятие раскрывается через систему показателей:
1. качество товара — технический уровень (соответствие стандартам и нормативам) и потребительская полезность (потребительские свойства товара);
2. затраты потребителя — цена покупки и эксплуатационные расходы в период срока службы товара.
Потребительские свойства товаров, их потребительская полезность определяются рядом показателей.
Функциональные свойства определяют соответствие предмета потребления его целевому назначению. Они характеризуют совершенство выполнения основной функции, вспомогательных операций, дополнительных функций.
Социальное назначение характеризует соответствие свойств товара потребностям различных групп населения.
Эргономические свойства обусловливают удобство и комфорт при использовании товара, оптимизацию физической и психической нагрузки человека в момент эксплуатации изделия.
Эстетические свойства характеризуют способность товара выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность (социально-культурную значимость, степень целесообразности, полезность, рациональность и др.); соответствие формы особенностям функционально-конструктивного решения (рациональность формы); органическую композиционную связь частей и целого (целостность композиции); совершенство исполнения и стабильность товарного вида (качество отделки и др.).
Экологические свойства: определяют тем, насколько вредным для окружающей среды может быть процесс потребления данного товара.
Гигиенические свойства характеризуют возможность неблагополучного влияния предмета потребления на организм человека и его работоспособность в процессе эксплуатации.
Надежность товара в потреблении предусматривает возможность предмета потребления в процессе его использования сохранять свои основные характеристики и параметры в течение определенного времени и в заданных режимах эксплуатации. Определяется долговечностью, сохранностью, безотказностью, ремонтопригодностью и т.п.
Мировой опыт показывает, что повышение уровня конкурентоспособности развивается в направлении совершенствования полезных для потребителей свойств товаров и снижения эксплуатационных расходов.
Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления показателей «качество/цена» по отношению к товарам-конкурентам (а также нормативов, образцов и др.). Для более детальной оценки используется индексный метод последовательного сравнения показателей изделия с изделием-образцом:
- частных показателей (конкретные свойства из числа технических, функциональных, ценовых и др. характеристик);
- групповых показателей (по качеству и по цене);
- интегральных показателей (общий индекс конкурентоспособности).
Детальный анализ конкурентоспособности товара позволяет принимать маркетинговые решения по развитию и совершенствованию тех его атрибутов, которые определяют выбор потребителем данного товара в сравнении с товарами-конкурентами.
Создание нового товара
При разработке товара в литературе по маркетингу рекомендуется выделять три направления — технологическое, экономическое и маркетинговое, которые находят отражение в этапах разработки продукта.
Комплексные этапы разработки нового товара
Разработка нового товара — это многогранный и сложный долговременный процесс от поиска идеи ≪новинки≫ по удовлетворению потенциального спроса, разработки концепции нового товара до про-
никновения в целевые сегменты рынка. Вывод товара на рынок безусловно требует больших маркетинговых расходов для проникновения в целевые сегменты и привлечения внимания потребителей.
Данный процесс, начиная от маркетинговых исследований по выявлению неудовлетворенного спроса и до вывода ≪новинки≫ на рынок, составляют четыре комплексных этапа.
Первый этап — это аналитический этап, предполагающий маркетинговые исследования по выявлению наличия потенциального спроса, конкурс возможного банка идей (как правило, не менее 50%)
и представление нового товара по замыслу, т.е. обоснование отобранной идеи.
Второй этап — разработка концепции нового товара включает инженерно-технический и технологический анализ с выполнением экспертизы. Большая работа выполняется по оценке потребительской ценности товара, его конкурентоспособности с учетом совокупных затрат на его исполнение. Четко определяются реальные источники финансирования и бюджет себестоимости производства и маркетинговых расходов на освоение рынка.
Третий этап — экспериментальные исследования и выпуск опытного образца предполагают формирование маркетинговых программ по созданию портфеля заказов ≪скрытого спроса≫, конкурентоспособности и стратегий жизненного цикла ≪новинки≫. На данном этапе
оформляются лицензии, патенты, ноу-хау и проводятся стендовые испытания головного образца с получением акта приемки.
Четвертый этап завершает сложный процесс разработки ≪новинки≫. Данный этап предполагает переход к массовому производству. Одновременно осуществляются рыночные испытания и реализация маркетинговых программ по проникновению ≪новинки≫ в целевые сегменты рынка. Данный этап предполагает активные маркетинговые коммуникации по паблисити, организации презентаций, демонстрации достоинств и уникальности новинки на выставках.
Процесс планирования ассортимента продукции начинается либо с момента выявления потребностей, либо с момента, когда в результате изучения рынка сформировалось основное представление о товаре.
Когда фирма уже знает, какие типы продукции она будет предлагать, ей нужно определить разнообразие и ассортимент этой продукции.
Ассортиментная позиция – это конкретная модель, марка или размер продукции, которую продает фирма. Обычно компания продает набор взаимосвязанных товаров одной ассортиментной группы.
Товарный ассортимент включает все ассортиментные группы, предлагаемые фирмой. Товарный ассортимент может характеризоваться шириной (исходя из количества предлагаемых ассортиментных групп), глубиной (исходя из количества позиции в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (исходя из соотношений между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности конечного использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона цен).
Ширина | Мелкая | Глубина |
Мелкая | Глубокая | |
Одна модель для каждой из нескольких аналогичных групп товаров | Много моделей для каждой из нескольких аналогичных групп товаров | |
Широкая | Одна модель для каждой из нескольких различных групп товаров | Много моделей для каждой из нескольких различных групп товаров |
Варианты товарного ассортимента по ширине и глубине.
Широкий ассортимент позволяет диверсифицировать продукцию; ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Одновременно он требует вложение ресурсов и знаний. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукцию и выполнение заказов. Так же могут возникнуть трудности дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет компании специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочные образы и обеспечивать стабильные отношения каналов сбыта. Однако чрезмерная концентрация может сделать фирму уязвимой перед угрозами со стороны внешней среды, колебаний в сбыте.
Исследование рынка поможет установить:
· Наличие или отсутствие реальной или потенциальной потребности;
· Количественные показатели и тенденции развития рынка;
· Конкуренцию на ранке;
· Репутацию, которой пользуются у покупателя изделия конкурентов и собственные изделия компании.
Если речь идет о новом или усовершенствованном изделии, которое увязывается с существующим ассортиментом компании и может служить либо дополнением к нему, либо заменой уже выпускаемого изделия. Если тот или иной замысел оценивается как многообещающий, на изделие составляется спецификация. После утверждения она передается в соответствующий отдел, который изготовляет опытные образцы и осуществляет предварительную проверку возможности производства с учетом производственных мощностей, оборудования, квалификации и опыта работы персонала, а так же новых материалов, оборудования и т.д.
Если предварительная калькуляция издержек производства показывает, что может быть получена приемлемая норма прибыли, выпускается небольшое количество изделий для испытания с помощью потенциальных потребителей. Результаты испытаний покажут, нужно ли вносить в изделие изменения до того, как оно будет выпущено на рынок. Располагая итогами испытаний и оценками специалистов, отдел маркетинга должен решить, имеет ли изделие возможность стать успешным и выгодным дополнением к ассортименту продукции. В случае положительного решения, все предложения, касающиеся самого изделия и его реализации, передаются руководству для утверждения.
Марочные стратегии
На стадии разработки и внедрения новых товаров стратегия управления рынком заключается в концентрации на таких переменных, как цена, продвижение, система коммуникаций, качество товара. Используя переменные цены и продвижения, можно управлять четырьмя стратегиями маркетинга: стратегией быстрого «снятия сливок», стратегией медленного скольжения, стратегией быстрого проникновения и стратегией медленного проникновения на рынок.
Продвижение
Высокое Низкое
Стратеги быстрого «снятия сливок» | Стратегия «медленного скольжения» |
Стратегия «быстрого проникновения» | Стратегия «медленного проникновения» |
Высокая Цены
Низкая
Таб. Четыре маркетинговых стратегии на стадии внедрения
Стратегия быстрого «снятия сливок» базируется на стадии внедрения нового товара по высокой цене и высоком уровне системы продвижения товара на рынок.
Стратегия «медленного скольжения» характеризует внедрение на рынок товара-новинки по высокой цене и низкий уровень системы продвижения.
Стратегия «быстрого проникновения» на рынок применяется на стадии внедрения нового товара по низким ценам с высоким уровнем системы продвижения.
Стратегия «медленного проникновения» на этапе внедрения нового товара на рынок используется, когда цены низкие и незначительный уровень системы продвижения товара.
БРЕНДИНГ КАК МАРОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Рыночная сила марки определяется степенью потребительского предпочтения и связана с добавленными, инструментальными, эмоциональными характеристиками товаров, а также активностью проведения рекламы данной марки.
Стоимость товарного знака (как нематериального актива предприятия) оценивается с учетом:
- затрат на его разработку и продвижение;
- избыточных доходов предприятия, связанных с использованием товарного знака;
- условий сделок, осуществляемых па рынке.
При этом объектом оценки является не сам знак (картинка, символ). Соответственно используются следующие методы:
- затратный метод - учет расходов за труд художников, оформителей, изучение рынка, апробирование образцов, продвижение на рынок и т.д. Тем самым достаточно полно учитываются средства, определяющие конкурентоспособность торговой марки и, следовательно, рыночный потенциал (силу) знака.
- метод сравнения продаж - оцениваются продажи торговых марок аналогичного типа. В ряде стран существуют реестры оцененных товарных знаков. Данный подход фиксирует конкурентоспособность марки в реальном времени.
Как правило, указанные методы используются в комбинации. Марочные стратегии преследуют цель выделить товары или товарные группы по их полезности (ценности) для потенциальных потребителей. Могут разрабатываться следующие стратегии:
- индивидуальная (однопродуктовая) марочная стратегия - различные товары, выпускаемые предприятием, имеют свои индивидуальные марки. Например, крупный химкомбинат выпускает стиральные порошки с разными марочными названиями: «Лотос», «Эра», «Лоск» и др. Волжский автомобильный завод дает различные марочные названия своим автомобилям: «Жигули», «Лада», «Самара»;
- «зонтичная» марочная стратегия - одно и то же марочное название дается для различных вариантов продукта;
- многопродуктовая марочная стратегия - используется одно наименование марки для различных товаров.
Задача маркетинга заключается в том, чтобы сформировать лояльность потребителей к товарной марке предприятия. Такой процесс в мировой практике получил название «брэндинг». Когда на рынке появляются название и картинка - это марка, а когда у потребителей отношение к продукту, названию, картинке - это уже брэнд.
По закону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара», товарный знак (ТЗ) - обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные или другие обозначения или их комбинации. Распространен термин логотип - комбинированный словесно-графический ТЗ.
Сегодня, говоря о брэнде, как правило, подразумевают готовый знак. Отчасти это правильно. Но во многих случаях бренд невозможно защитить в качестве товарного знака или такая защита недостаточна. Термин «торговая марка» был зафиксирован в Российском законодательстве в 1936 г.
Существуют широкое и узкое понятие термина «торговая марка». В узком понимании «торговая марка», как было представлено выше, - это набор внешних атрибутов, выделяющих товар или предприятие среди других. В широком смысле - это комплекс представлений о предприятии, включая и имя и репутацию.
Брэндинг учитывает и использует возможности как рекламных, так и маркетинговых средств. Задача брэндинга - укрепление у потребителя положительных эмоций. Брэндинг позволяет обеспечить стабильность объемов продаж и значительно облегчить процесс освоения новых рынков.
Упаковка — разработка и производство вместилища или же оболочки для продукта.
Вместилище или же оболочка — это разные варианты упаковки, которая содержит в себе три слоя. Внутренняя упаковка – это непосредственное вместилище продукта. Под внешней упаковкой подразумевают материал, служащий защитой для внутренней упаковки и удаляемый при подготовке продукта к непосредственному использованию. Под транспортной упаковкой подразумевают вместилище, необходимое для хранения, идентификации или же транспортировки продукта. Неотъемлемой частью упаковки являются маркировка и печатная информация с описанием продукта, нанесенные на саму упаковку или же вложенные в нее.
Существует 6 основных функций упаковки: вмещение и защита, использование, коммуникация, сегментация рынка, сотрудничество с каналами сбыта и планирование новой продукции.
Расширению использования упаковки в качестве орудия маркетинга способствуют самые разные факторы: самообслуживание в торговле; доставка потребителям; образ компании и образ марки; возможности для новаторства.
Разработка эффективной упаковки для нового продукта требует принятия большого числа решений. Прежде всего, необходимо создать концепцию упаковки. Концепция упаковки – это определение, какой в принципе должна быть упаковка, и какую роль она должна сыграть для конкретного продукта. В чем будет заключаться основная функция упаковки – обеспечить более надежную защиту продукта, предложить новый способ раздачи или же розлива, донести определенную информацию о качественных характеристиках товара или фирмы.
Затем предстоит принять решения о прочих составляющих конструкции упаковки: ее размерах, форме, материале, цвете, текстовом оформлении, наличии марочного знака. Составляющие упаковки должны быть увязаны с политикой ценообразования, с рекламой и с прочими элементами маркетинга.
После разработки конструкции упаковки ее следует подвергнуть серии испытаний. Технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям условий нормальной эксплуатации; испытания на обзорность и внешний вид должны выявить, читается ли текст, согласуются ли между собой цвета; дилерские испытания должны установить, нравится ли упаковка дилерам, считают ли они ее удобной при грузообработке; испытания на потребителях должны показать, насколько благоприятно воспринимают они новинку.
Управление ценой
Под политикой ценообразования понимают принципы, которых фирма собирается придерживаться в сфере установления цен на свои товары и услуги.
Под стратегией ценообразования понимается набор методов, с помощью которых политику ценообразования можно реализовать на практике.
Одним из вариантов политики цен можно считать, например, задачу сдерживания цен несколько ниже уровня основных конкурентов, чтобы обеспечить ускоренный рост продаж по сравнению с общими темпами расширения рынка. Соответствующая этой политике стратегия ценообразования будет определять набор процедур и мероприятий, с помощью которых такая политика станет проводиться на практике.
Цена определяется субъективной выгодой, которую потребитель извлекает из какого-то предложения (полезностью товара). Чем больше полезность, тем выше цена, которую покупатель готов платить. Цена является основным инструментом политики сбыта.
Ожидаемый объем сбыта зависит от продажной цены, от имиджа продукции и от сервиса.
В основе рыночного ценообразования - при нормально действующей системе защиты конкуренции и ограничении монополизма - всегда лежит компромисс между продавцом и покупателем.
Цена является основным инструментом коммерческой политики фирмы, и поэтому выбор методов и правил ценообразования приобретает смысл только в том случае, если мы хорошо представляем, чего хочет добиться фирма, устанавливая цены на свои продукты или услуги.
В настоящее время наиболее распространено утверждение, что основной целью деятельности фирмы является максимизация прибыли за определенный отрезок времени (год, квартал). Однако такой подход весьма упрощен, поскольку не учитывает некоторых важных обстоятельств. Во-первых, фирма далеко не в любой период своей деятельности может добиваться максимальной прибыли. Например, появление на рынке достаточного числа конкурентов может привести к тому, что на первый план выступит сохранение своей доли продаж на рынке, даже если решение этой задачи потребует снижения цен и потери части прибыли в текущем периоде.
Во-вторых, максимизация прибыли является частью более глобальной задачи - максимизации цены фирмы. А достижение этой цели может потребовать от фирмы даже временного сокращения размеров прибыли (например, в период освоения новых видов продукции или захвата новых рынков) для обеспечения устойчивых перспектив развития и дальнейшего увеличения своей ценности.
Естественно, что это никоим образом не умаляет важности задачи максимизации прибыли: фирма, решившая все иные задачи, но не имеющая нормальной (с позиции владельцев) прибыли, не может считаться успешной. Кроме того, не имея прибыли, фирма лишается возможности успешно решать разного рода задачи своего развития. А это может привести к потере ею своего положения на рынке.
Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар, а минимальная цена определяется издержками производства. Предприниматели назначают такие цены за товар, чтобы они полностью покрывали издержки производства, затраты на распределение и сбыт, включая норму прибыли за риск.
Процесс формирования цен состоит из трех стадий:
- оценка затрат;
- учет цен и предложений конкурентов;
- исследование ожиданий существующих и потенциальных покупателей.
Оценка затрат заключается в анализе постоянной и переменной частей издержек. Затраты, которые постоянны и известны наперед (накладные) включают заработную плату административно-управленческого персонала, торговых представителей, арендную плату и налоги, затраты, связанные с транспортными расходами, отоплением и освещением помещений, плату за телефон и т.п.
Затраты, зависящие от объема производства, являются переменными и включают затраты на сырье и материалы, топливо и энергию, непосредственно используемые в производстве, заработную плату рабочих, затраты на товародвижение и упаковку, комиссионные агентам и продавцам (это зависит скорее от объема продаж, нежели от производства). Все затраты, непосредственно связанные с производством товаров или выполнением услуг, должны покрываться ценой товара. Однако не всегда ясно, как распределять накладные расходы.
Ценообразованиеявляется сложным и многоступенчатым процессом. Начинается он с выбора целей производства и продажи товара. Что же касается целей ценовой политики, определим наиболее важные из них:
1. обеспечения сбыта;
2. максимизация прибыли;
3. удержание своей доли рынка.
1. Цель обеспечения сбыта. Эта цель достигается предприятиями, как правило, в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами, через занижение цены – установление цены проникновения. Это делается в случаях, когда:
· ценовой спрос потребителей эластичен;
· предприятие хочет добиться максимального объема сбыта и увеличения общей прибыли путем снижения затрат на единицу товара;
· существует большой рынок потребления.
2. Цель максимизации прибыли. Данная цель имеет несколько вариантов своего выражения:
· стремление предприятия к достижению стабильного высокого уровня на ряд лет. Такую цель может ставить перед собой предприятие имеющее устойчивое положение на рынке, а также предприятие не слишком уверенное в своем будущем, но желающее использовать благоприятную ситуацию, выгодную для себя конъюнктуру;
· установление стабильного дохода на основе средней нормы прибыли;
· увеличение цен и прибыли в связи с ростом капиталовложений.
3. Цель удержания рынка. Ее предприятие реализует тогда, когда хочет сохранить существующее положение на рынке. Фирма тщательно следит за ситуацией на рынке, динамикой цен. Оно не допускает чрезмерного завышения или занижения цен, стремится снижать издержки производства и обращения.
Методы ценообразования.
По издержкам
Цена устанавливается исходя из затрат на изготовление (приобретение) продукции + прибыль предприятия.
«+»
· Выживаемость фирмы
· Справедливый уровень цены и прибыли
· Простота применения
«-»
· Не отражает соотношения цены/ полезность для потребителя
· При разных уровнях спроса цены на товар занижена или завышена
· Игнорируются цены конкурентов
· Зависимость себестоимости от объема продаж
· Для нового товара себестоимость можно определить только приблизительно.
По спросу
Цена устанавливается исходя из способности рынка купить нужное количество продукции по определенной цене
«+»
· Гарантия сбыта
· Гибкое отношение к покупателю
· Согласовываемость с миссией и целями предприятия
«-»
· Предприятие может остаться в убытке
· Трудно адекватно определить кривую спроса на товар
· Возможные проблемы с государством и возмущение потребителей
По конкурентам
Цена устанавливается путем следования за «лидером» рынка, цены которого на аналогичную продукцию принимаются за базовые. Для установления цен на свою продукцию вводятся понижающие или повышающие коэффициенты.
«+»
· Учет внешних условий
· Легко осуществима для маленьких предприятий
· Возможность «подтянуться» за лидером
· «-»
· Риск всегда оставаться на вторых ролях
· Плохо применима для больших предприятий
· Не учитывает все аспекты спроса на товар и возможности концентрации