Внебюджетные фонды в Республике Беларусь, источники формирования и направления использования.
Государственный внебюджетный фонд является составной частью финансовой системы РБ.
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне республиканского и местных бюджетов и предназначен для реализации конституционных прав и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.
Фонд социальной защиты населения – это единственный внебюджетный фонд Республики Беларусь.
Предназначение фонда:
– обеспечение финансовой поддержки временно неработающих граждан (находящихся на больничных листах, ухаживающих за детьми до 3-летнего возраста и т. п.);
– обеспечение финансовой поддержки не работающих граждан, вышедших на пенсию.
Источником доходов государственного внебюджетного фонда социальной защиты являются страховые взносы.
Бюджет фонда образуется за счет следующих источников:
- обязательных страховых взносов нанимателей, т. е. предприятий, учреждений, организаций, индивидуальных предпринимателей, предназначенных на выплату пенсий;
- обязательных страховых взносов граждан;
- ассигнований из республиканского бюджета;
- добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
- доходов от капитализации средств фонда;
- средств, поступающих по регрессным искам;
- средств от взыскания недоимок, пени, иных финансовых санкций и административных штрафов;
- других поступлений.
Плательщиками страховых взносов в ФСЗН являются работодатели, индивидуальные предприниматели, работающие граждане физические лица, в лице частных нотариусов, творческих работников; Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»
Объект для начисления обязательных страховых взносов:
– для работодателей и работающих граждан – все виды выплат в денежном и (или) натуральном выражении;
– для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств – определяемый ими доход;
– для Белгосстраха – в отношении лиц, которым выплачивается ежемесячная страховая выплата;
– минимальная заработная плата, установленная законодательством, а в отношении лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности;
– начисленные указанные доплата или пособие.
Освобождение от уплаты обязательных страховых взносов.От уплаты обязательных страховых взносов в фонд на пенсионное страхованиеосвобождаются:
· работодатели, применяющие труд инвалидов, в части выплат, начисленных в пользу инвалидов I и II группы;
· крестьянские (фермерские) хозяйства в отношении членов крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся инвалидами I и II группы либо достигших общеустановленного пенсионного возраста.
Основными направлениями расходования Фонда социальной защиты населения являются:
а) в рамках соцстрахования:
– выплата пособий по временной нетрудоспособности;
– по беременности и родам;
– в связи с рождением ребенка;
– по уходу за ребенком до трех лет;
– по уходу за больным ребенком;
б) в рамках пенсионного страхования:
– выплата пенсий по возрасту;
– пенсий по случаю потери кормильца;
– выплата других социальных пенсий.
Экономическое содержание и функции государственного кредита.
Государственный кредит – система денежных отношений, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Как и любые другие кредитные отношения, государственный кредит основан на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.
Причина появления государственного кредита – дефицит государственного бюджета. Развитие государства и расширение его функций привели к увеличению государственных расходов и недостатку доходов для их покрытия, поэтому первой и самой распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Но, как будет показано ниже, в кредитных отношениях государство может выступать не только как заемщик, но и как гарант или кредитор.
Государственный кредит выполняет две функции:
· фискальную;
· регулирующую.
Фискальная функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные расходы без соответствующего увеличения налогообложения.
Регулирующая функция государственного кредита заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
Как метод финансирования расходов государственного бюджета государственный кредит имеет как преимущества, так и недостатки. Его положительная сторона заключается в более равномерном распределении налогового бремени. С помощью применения данного механизма затраты на осуществление крупных инвестиционных проектов можно распределить между поколениями. С другой стороны, наращивание объема государственного кредита приводит к увеличению спроса на заемные средства, росту ставки процента и снижению инвестиционной активности в экономике.