Составление проектов бюджетов
Одним из этапов бюджетного процесса является составление проекта бюджета. Составлением проектов бюджета занимается исполнительная власть, затем они выносятся на рассмотрение и утверждение Федеральным Собранием. В соответствии с Конституцией Российской Федерации обязанность составления проекта федерального бюджета закреплена за Правительством России. Региональные и муниципальные бюджеты разрабатываются соответствующими органами исполнительной власти. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года – очередной финансовый год и плановый период.
Составление проекта федерального бюджета должно начинаться не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.
Разработка проектов бюджета осуществляется на основании результатов предварительных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и отраслей экономики. Составление проекта бюджета осуществляется исходя из приоритетов, обозначенных в бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором указываются основные приоритеты бюджетной и налоговой политики на предстоящий период. Бюджетное послание должно направляться не позднее марта года, предшествующего тому, на который составляется данный проект бюджета. При составлении проекта бюджета во внимание принимаются результаты прогноза сводного финансового баланса по соответствующей территории и план развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на предстоящий период.
На федеральном уровне непосредственным составлением проекта бюджета занимается Министерство финансов Российской Федерации, на региональном и муниципальном уровне эта обязанность возлагается на соответствующие финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований. Министерство финансов организует разработку проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Первый этап формирования федерального бюджета – разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством Российской Федерации плана-прогноза функционирования экономики Российской Федерации на период не менее трех лет, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На основании выбранного плана-прогноза функционирования российской экономики на очередной финансовый год и плановый период осуществляется разработка основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.
Второй этап формирования федерального бюджета – распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации и по получателям бюджетных средств, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году и плановом периоде, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.
Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.
Процесс составления проекта бюджета нуждается в определенном информационном обеспечении, поэтому в целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.
Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода. Кроме того, проведение прогноза в обязательном порядке должно предшествовать составлению проекта бюджета. В случае внесения изменений в прогноз социально-экономического развития в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета, основные характеристики проекта бюджета также должны быть подвержены соответствующим изменениям.
Параллельно с проектом бюджета формируется среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Среднесрочный финансовый план субъекта Федерации (муниципального образования) разрабатывается путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода. Проект среднесрочного финансового плана субъекта Федерации (муниципального образования) утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации (местной администрацией муниципального образования) и представляется в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом бюджета. Значения показателей среднесрочного финансового плана и основных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу. Утвержденный среднесрочный финансовый план субъекта Федерации (муниципального образования) должен содержать следующие параметры:
• прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего бюджета и консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального района);
• объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;
• распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между муниципальными образованиями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
• нормативы отчислений от налоговых доходов в местные бюджеты, устанавливаемые (подлежащие установлению) законами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований);
• дефицит (профицит) бюджета;
• верхний предел государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, верхний предел государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации (при наличии такового), верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода);
• прогнозируемый объем доходов, расходов и дефицита (профицита) территориального государственного внебюджетного фонда.
Показатели среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период.
Наряду со среднесрочным финансовым планом субъекта Российской Федерации разрабатывается сводный финансовый баланс Российской Федерации — документ, характеризующий объем и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики. Порядок разработки сводного финансового баланса Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации. Сводный финансовый баланс Российской Федерации составляется в целях оценки объемов финансовых ресурсов при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Одной из составных частей процесса составления проекта бюджета является разработка органами исполнительной власти и органами местного самоуправления долгосрочных целевых программ, которые в обязательном порядке подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом или представительным органом местного самоуправления. Перечень таких программ разрабатывается органом исполнительной власти либо местного самоуправления исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и соответствующей территории.
Важным условием, требующим обязательного выполнения в процессе разработки проекта бюджета, является составление этого проекта на основе действующего на тот момент налогового законодательства. Соблюдение выполнения данного условия позволит избежать возникновения проблем в ходе утверждения и дальнейшего исполнения закона о бюджете. В частности, при составлении бюджета с учетом предполагаемых изменений в налоговом законодательстве могут возникнуть определенные проблемы в случае отклонения этих поправок.
Бюджетным кодексом определен состав показателей, которые представляются для рассмотрения и утверждения в проекте закона о бюджете. В число этих показателей включаются основные характеристики бюджета, которые раскрывают сведения об общем объеме доходов и расходов бюджета, а также информацию о наличие дефицита или профицита бюджета.
В обязательном порядке проект федерального закона о бюджете включает информацию о прогнозируемых доходах бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации и нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, в нем дается определение следующих характеристик бюджета:
• расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
• объем нефтегазового трансферта;
• нормативная величина Резервного фонда;
• верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
• распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;
• иные показатели, определенные Бюджетным кодексом, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном устройстве и бюджетном процессе.
В соответствии с действующим законодательством в проекте бюджета должны быть определены лимиты предоставления налоговых кредитов, сроки предоставления которых выходят за рамки очередного финансового года, основные характеристики государственного и муниципального долга, соотношения между величиной прожиточного минимума и минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат.
Федеральный закон о бюджете является весьма важным документом, оказывающим непосредственное влияние на развитие как страны в целом, так и отдельных регионов, муниципальных образований и отраслей на предстоящий период, поэтому его разработка сопровождается параллельным составлением значительного количества документов и материалов, в число которых входит, в частности, рассмотренный выше прогноз социально-экономического развития соответствующей территории, материалы, касающиеся основных направлений бюджетной и налоговой политики соответствующей территории и прогноз сводного финансового баланса.
Составление проекта бюджета также сопровождается разработкой:
• прогноза консолидированного бюджета соответствующей территории;
• адресной инвестиционной программы;
• плана развития государственного или муниципального сектора экономики;
• структуры государственного или муниципального долга и программы внутренних и внешних заимствований, предусмотренных для покрытия дефицита бюджета и т. д.;
• программы предоставления государственных или муниципальных гарантий и т. д.
Одновременно с составлением проекта бюджета проводится оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот и оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год.
Составление проекта бюджета осуществляется исходя из основных макроэкономических показателей, в число которых входит объем валового внутреннего продукта, темп роста валового внутреннего продукта и уровень инфляции.
Стадия составления проекта бюджета является весьма важной для бюджетного процесса, так как она во многом определяет эффективность дальнейших стадий бюджетного процесса.
Контрольные вопросы
1. В функции какого федерального органа входит составление проекта федерального бюджета?
2. Охарактеризуйте основные этапы формирования федерального бюджета.
3. Что представляет собой сводный финансовый баланс Российской Федерации?
4. Проанализируйте основные характеристики бюджета, содержащиеся в федеральном законе о бюджете. Какими характеристиками, на ваш взгляд, следует дополнить этот перечень?
5. Что, на ваш взгляд, следует пересмотреть в процессе составления проекта федерального бюджета?
Лекция 11
УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА
Бюджет представляет собой федеральный закон, проект которого вносится органом исполнительной власти либо органом местного самоуправления на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления в законодательно определенные сроки.
Для федерального бюджета сроки представления на рассмотрение Государственной Думы определяются в Бюджетном кодексе, сроки внесения бюджета субъекта Федерации – законом субъекта Федерации, а для местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления. При этом Правительство Российской Федерации обязано одновременно представить законопроект о бюджете Президенту Российской Федерации.
После внесения законопроекта о бюджете в Государственную Думу он в течение суток должен быть направлен в ее комитет, ответственный за рассмотрение бюджета для анализа соответствия предоставленного пакета документов Бюджетному кодексу. На основании заключения этого комитета принимается решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой или, в случае если указанный пакет документов не соответствует требованиям законодательства, о возвращении на доработку в Правительство Российской Федерации.
Вместе с проектом бюджета на предстоящий период на рассмотрение органа законодательной власти также вносятся документы, которые в соответствии с Бюджетным кодексом входят в состав показателей, представляемых для рассмотрения и утверждения в проекте закона о бюджете. Кроме того, Банк России одновременно с проектом федерального бюджета направляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, предварительно направив его Президенту и в Правительство.
Порядок рассмотрения проекта закона о бюджете и его утверждения определяется соответствующим законом, для федерального бюджета – Бюджетным кодексом, для бюджета субъекта Российской Федерации – законом субъекта Федерации, а для местного бюджета – правовыми актами органа местного самоуправления в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.
Как показала практика, в некоторых случаях может сложиться ситуация, при которой закон о бюджете на предстоящий год не вступил в силу с начала финансового года. В этом случае орган, исполняющий этот бюджет, имеет право осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, государственных контрактов, оказание финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства. При этом финансирование может осуществляться в размере не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал или не более одной двенадцатой – в расчете на месяц по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации. Однако если расходы не предусмотрены проектом закона о бюджете, то орган, исполняющий этот бюджет, имеет право отказаться от финансирования этих расходов.
В случае, когда бюджет не вступает в силу в течение трех месяцев после начала финансового года, орган, исполняющий бюджет, правомочен осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования, соблюдая ограничения, введенные Бюджетным кодексом по этому поводу, при этом он не наделен полномочиями предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели, бюджетные средства на возвратной основе, субвенции негосударственным юридическим лицам, осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал и формировать резервные фонды органов исполнительной власти и производить расходы из этих фондов.
Проект федерального закона о бюджете вносится Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы не позднее установленного срока и в пакете со всеми необходимыми документами. В перечень документов, вносимых одновременно с проектом бюджета, в частности, входят:
• основные направления бюджетной и налоговой политики;
• предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год;
• прогноз социально-экономического развития Российской Федерации;
• оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
• прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации, в том числе консолидированного бюджета Российской Федерации;
• пояснительная записка к проекту федерального закона о федеральном бюджете;
• федеральная адресная инвестиционная программа и т. д.
Внесение проекта федерального бюджета в обязательном порядке должно сопровождаться внесением на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проектов федеральных законов:
• об утверждении отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в отчетном финансовом году;
• о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
• о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Проект федерального закона о федеральном бюджете, внесенный с соблюдением требований Бюджетного кодекса, направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации для заключения.
После принятия законопроекта о бюджете на рассмотрение совет Государственной Думы определяет и утверждает комитеты, ответственные за отдельные разделы и подразделы федерального бюджета (профильные комитеты), а также документы и материалы, сопровождающие проект федерального закона о бюджете. За рассмотрение основных характеристик бюджета и каждого раздела (в некоторых случаях подраздела) функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации отвечают как минимум два профильных комитета, в число которых в обязательном порядке входит Комитет по бюджету.
Рассмотрение в Государственной Думе законопроекта на предстоящий финансовый год состоит из трех чтений.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Первое чтение включает обсуждение концепции бюджета и прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики. Кроме того, в рамках первого чтения определяются основные характеристики бюджета, которые включают:
• прогнозируемый общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
• приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не утверждены Бюджетным кодексом;
• общий объем расходов бюджета;
• условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 % общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 % общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
• объем нефтегазового трансферта;
• верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
• нормативную величину Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
• дефицит (профицит) федерального бюджета.
В ходе рассмотрения проекта федерального закона о бюджете Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации, профильных комитетов и Председателя Счетной палаты Российской Федерации, на основании которых принимает решение о принятии или отклонении указанного законопроекта в первом чтении. Принятие законопроекта в первом чтении означает утверждение основных характеристик федерального бюджета, при этом Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства Российской Федерации.
В случае, если Государственная Дума приняла решение отклонить проект бюджета в первом чтении, она может либо передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях профильных комитетов и заключении комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета, либо вернуть его в Правительство Российской Федерации на доработку, либо поставить вопрос о доверии последнему.
Согласительная комиссия состоит из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации. В обязанности комиссии входит разработка варианта основных характеристик федерального бюджета, согласовывая указанные характеристики с представленными на рассмотрение Государственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах и проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием членов согласительной комиссии от Государственной Думы, Совета Федерации и от Правительства Российской Федерации (стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны, и несогласованным, если против него возражает хотя бы одна сторона.
По окончании работы согласительной комиссии Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета, а также законопроекты, связанные с основными характеристиками федерального бюджета. Позиции, по которым стороны не выработали единого решения, вносятся на рассмотрение Государственной Думы.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и об основных характеристиках федерального бюджета.
Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении. Повторное отклонение возможно только при условии, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
В случае, если законопроект о бюджете был отклонен в первом чтении, Государственная Дума может принять решение о его возврате на доработку в Правительство. В ходе доработки Правительство должно учесть замечания и предложения, изложенные в заключениях Комитета по бюджету и Комитета Государственной Думы по экономической политике, а по ее завершении Правительство вносит доработанный законопроект на повторное рассмотрение Государственной Думы в первом чтении.
В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство Российской Федерации представляет новый вариант проекта федерального закона о федеральном бюджете не позднее 30 дней после формирования.
После принятия законопроекта о бюджете в первом чтении Государственная Дума переходит ко второму чтению, которое длится не более 35 дней. В рамках второго чтения Государственная Дума рассматривает приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета, утверждает бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета, а также программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации и др.
Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по предмету второго чтения. В соответствии с указанными поправками Комитет разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления Государственной Думы о принятии во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и распределении расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В случае отклонения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении он передается в согласительную комиссию. Если законопроект о бюджете принимается во втором чтении, то его рассмотрение продолжается в третьем чтении в течение 15 дней, в рамках которого в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода в соответствии с положением Бюджетного кодекса.
На рассмотрение в третьем чтении законопроект передается в пятидневный срок в Совет Федерации, голосуется на предмет его одобрения в целом. Принятый Государственной Думой закон о федеральном бюджете при положительном решении направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. В случае отклонения Советом Федерации указанного закона он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, по результатам рассмотрения которой его выносят на повторное рассмотрение Государственной Думой в одном чтении.
Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о бюджете передается в установленном порядке в Совет Федерации. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации данный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.
В случае отклонения Президентом Российской Федерации федерального закона о бюджете поиск решения по возникшим разногласиям переносится в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации.
Рассмотрение проекта закона о бюджете содержит ряд ограничений, например, по вопросам обсуждения секретных статей, которое происходит на закрытом заседании. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями обеих палат Федерального Собрания и специальными комиссиями палат. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента.
Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом. Контроль за расходованием указанных средств осуществляют только органы, уполномоченные на это Президентом. Итоги проверки расходования средств представляются исключительно Президенту Российской Федерации, председателям палат Федерального Собрания и специальным комиссиям палат.
Правительство Российской Федерации разрабатывает и представляет в Государственную Думу проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования указанного федерального закона.
Одновременно с проектом указанного федерального закона Правительство Российской Федерации представляет следующие документы и материалы:
• ожидаемые итоги социально-экономического развития в текущем финансовом году и уточненный прогноз социально-экономического развития в плановом периоде;
• сведения об исполнении федерального бюджета за истекший отчетный период текущего финансового года;
• оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;
• пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Субъекты права могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в части, изменяющей основные характеристики и ведомственную структуру расходов федерального бюджета в текущем финансовом году, в случае превышения утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете общего объема доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния более чем на 10 % при условии, что Правительство Российской Федерации не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального бюджета за период, в котором получено указанное превышение.
Проект федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Государственной Думой во внеочередном порядке в течение 25 дней в трех чтениях.
Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее пяти дней со дня внесения указанного законопроекта в Государственную Думу. При рассмотрении указанного законопроекта в первом чтении заслушиваются доклад Правительства Российской Федерации и доклад Счетной палаты Российской Федерации о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет.
При рассмотрении в первом чтении указанного законопроекта Государственная Дума утверждает изменения основных характеристик федерального бюджета.
В случае увеличения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) указанное увеличение относится на:
• сокращение дефицита федерального бюджета в случае, если федеральный бюджет утвержден с дефицитом;
• соответствующее увеличение условно утвержденных расходов.
В случае сокращения общего объема доходов федерального бюджета в плановом периоде (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) объем условно утвержденных расходов подлежит соответствующему сокращению.
Второе чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через 15 дней со дня принятия указанного законопроекта в первом чтении. При рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении утверждаются изменения положений и показателей, указанных в п. 2 ст. 205 Бюджетного кодекса.
Третье чтение проекта федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении. При рассмотрении указанного законопроекта в третьем чтении утверждаются изменения ведомственной структуры расходов федерального бюджета в целом. В третьем чтении указанный законопроект выносится на голосование.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете рассматривается Советом Федерации в течение 14 дней после его представления Государственной Думой.
Контрольные вопросы
1. В какой форме и каким органом утверждается федеральный бюджет?
2. Какими нормативно-правовыми актами ограничиваются сроки внесения на рассмотрение проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации?
3. Перечислите документы, подлежащие внесению одновременно с проектом федерального закона о бюджете.
4. Охарактеризуйте вопросы, подлежащие рассмотрению в рамках каждого из трех чтений закона о федеральном бюджете.
5. В каких случаях создается согласительная комиссия и кто входит в ее состав?
6. Какая специфика существует при принятии специальных секретных программ?
Лекция 12