Дисциплина «Кредитование юридических и физических лиц» Тема 2. Сущность и основные подходы к оценке кредитоспособности физических лиц
Материал подготовлен Сидоренко С.Ю., канд. экон. наук, доцент, кафедра «Банковское дело» САФБД
Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике – один из основных объектов оценки при определении целесообразности и формы кредитных отношений. Способность к возврату долга зависит от моральных качеств клиента, рода его занятий, возможности заработать средства для погашения своих обязательств [5, с. 89].
В настоящее время в мировой практике отсутствует единая стандартизованная система оценки кредитоспособности заемщика, поэтому коммерческие банки используют различные методы анализа, которые взаимно дополняют друг друга. В связи политическими событиями и напряженностью внешнеполитических и экономических отношений России со странами Евросоюза и США с 2014 г. по настоящий момент, сектор кредитования физических лиц оказался подвержен негативным последствиям этих изменений, а многие действующие методы оценки кредитоспособности клиентов оказались неэффективными. Растущая конкуренция на рынке кредитных услуг и спрос населения на различные банковские продукты, заставляют кредитные организации искать пути привлечения кредитоспособных клиентов с сохранением возможности контроля потерь. Возникла необходимость более качественного отбора заемщиков [2, с. 312]. Для этого рассмотрим более подробно понятие кредитоспособность заемщика и основные подходы к оценке кредитоспособности физического лица.
Среди современных экономистов до сих пор не существует единого мнения по поводу определения термина «кредитоспособность». Одни из них определяют кредитоспособность заемщика как способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. По мнению других под кредитоспособностью заемщика следует понимать не только способность (то есть наличие возможности), но и готовность (наличие желания) лица своевременно и в полном объеме погашать свои долги. Второй подход свойственен западной банковской практике, которая предполагает оценку creditworthy, то есть того, насколько клиент “достоин” кредита.
Рассмотрев понятие кредитоспособности заемщика (клиента) в трактовке разных авторов нами было выбрано два определения.
По мнению Лаврушина О.И., под кредитоспособностью клиента коммерческого банка понимается способность заемщика полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам) [4, с. 164]. Такого же мнения придерживается профессор А.Д. Шеремет [7].
По материалам сетевой энциклопедии «Википедия», кредитоспособность – это комплексная правовая и финансовая характеристика заемщика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика [3].
Анализ и оценка кредитоспособности заемщика в банках должны быть основаны на таких принципах как комплексность, системность, объективность, оперативность, консерватизм (осторожность), рациональность [1, С. 179].
В современной банковской практике можно выделить два основных метода оценки кредитоспособности заемщика: рейтинговый и коэффициентный методы оценки [1, с. 56].
Исследователи проблем оценки кредитоспособности физического лица выделяют три основных метода оценки:
а) скоринговая оценка;
б) оценка финансового положения клиента;
в) андеррайтинг [2, с. 313].
Сравнительная характеристика методов оценки кредитоспособности заемщиков – физических лиц по различным критериям (вид кредитования, вид показателей, включаемых в систему оценки, параметры оценки и пр.) представлена в табл. 1.
Таблица 1 – Методики оценки кредитоспособности физических лиц[1]
Показатель | Скоринг | Методика определения платежеспособности | Андеррайтинг |
Вид кредита | Экспресс-кредитование. Кредитные карты. Овердрафты | Кредиты на неотложные нужды (потребительские). Автомобильное кредитование | Ипотечное кредитование. Потребительское кредитование. Автомобильное кредитование |
Вид показателей | Качественные показатели | Количественные показатели | Количественные и качественные показатели |
Документы, предоставляемые для оценки | Паспорт, заявление-анкета | Паспорт, заявление анкета, справка о доходах с места работы, копия налоговой декларации по НДФЛ, документы по объекту залога и другие документы по требованию банка | Документы по требованию банка |
Срок рассмотрения заявки | 15–30 минут | 1–14 дней | 2–15 дней |
Продолжение табл.1
Подразделения банка, участвующие в анализе клиента | Отдел кредитования. Служба безопасности | Отдел кредитования. Служба безопасности. Юридический отдел. Отдел по работе с залогами | Отдел кредитования. Служба безопасности. Юридический отдел. Отдел по работе с залогами. Департамент розничного кредитования |
Параметры оценки | Доход, количество иждивенцев, наличие в собственности автомобиля, наличие земельного участка, стаж работы, должность, образование | Источники получения доходов, их реальность и стабильность, размер доходов, сведения о наличии компенсирующих факторов, кредитоспособность поручителя (если таковой имеется) | Трудовая занятость, доходы и расходы заемщика, а также качество предоставленного обеспечения |
Наличие поправочного коэффициента | Отсутствует | Предусмотрен | Отсутствует |
Степень автоматизации, % | 90–100 | 60–70 | 40–60 |
Скоринговые модели применяются в основном при предоставлении кредитов на покупку товаров (экспресс-кредитование) и при выдаче кредитных карт.
Скоринг – это математическая (статистическая) модель, с помощью которой на базе уже имеющейся у клиента кредитной истории банк определяет вероятность возвращения кредита в назначенный срок. Скоринг использует те характеристики, которые наиболее тесно связаны с надежностью (ненадежностью) клиента.
Технология кредитного скоринга представляет собой балльную оценку характеристик, позволяющих с достаточной достоверностью определить степень кредитного риска при предоставлении потребительской ссуды тому или иному заемщику. Наиболее значимые для прогнозирования кредитного риска показатели (характеристики) – это возраст, количество иждивенцев, профессия, доход, стоимость жилья и т.д.
Наборы характеристик, описывающих заемщиков, и их соотношение при оценке кредитного риска различаются по странам в соответствии с их экономическими условиями и национальным менталитетом, поэтому нельзя автоматически переносить модель из одной страны в другую. В российских условиях отличия существуют уже на уровне регионов, проявляясь, в частности, в величине средней заработной платы и рисков. Неправомерен даже перенос скоринговой модели из одного банка в другой – клиентская база каждого банка имеет свои особенности.
Преимущества скоринговых моделей достаточно очевидны:
– сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита (увеличение скорости обработки заявок за счет минимизации документооборота при выдаче кредита частным клиентам – важнейший способ обеспечения доходности ритейлового кредитования);
– эффективная оценка и постоянный контроль уровня рисков в отношении того или иного заемщика;
– снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита (обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка);
– оценка и управление риском кредитного портфеля частных лиц в целом, включая его отделения (учет, при определении параметров новых кредитов, уровня доходности и риска кредитного портфеля);
– реализация единого подхода при оценке заемщиков для различных типов кредитных продуктов (экспресс-кредиты, кредитные карты, потребительские кредиты, автокредитование, ипотечные кредиты);
– адаптация параметров кредита к возможностям конкретного заемщика;
– сокращение численности банковского персонала, экономия за счет использования персонала более низкой квалификации;
– контроль всех шагов рассмотрения заявки;
– возможность централизованной корректировки методологии оценки и немедленного ввода новшеств во всех отделениях банка.
При всем том применение кредитного скоринга сопряжено с рядом трудностей. Одна из них заключается в том, что определение оценивающих характеристик производится только на базе информации о тех клиентах, которым банк уже предоставлял кредит.
Другая (и наиболее значимая) проблема состоит в том, что скоринговые модели строятся на основе выборки из числа клиентов, обративших ранее. Так что, сотрудникам банка приходится периодически проверять качество работы системы и с его ухудшением разрабатывать новую технологию скоринга. (Из анкеты-заявления для оценки берется около десяти характеристик, остальные данные хранятся в статистической базе для дальнейшего обновления и анализа скоринга.)
Сегодня российские банки оценивают такие параметры кредитоспособности, как доход заявителя, количество иждивенцев, наличие в собственности автомобиля (при этом различают автомобиль отечественного и иностранного производства и срок, прошедший с момента его выпуска), наличие земельного участка (рассматривается его площадь и удаленность от центра города), стаж работы, должность, образование.
Однако непрерывная корректировка скоринговой методики позволяет уточнить перечень оцениваемых характеристик, и те, кто сегодня попадает в группу ненадежных заемщиков, при последующем анализе кредитной деятельности, возможно, будут оценены как достаточно надежные.
Более сложная и тщательная оценка заемщиков используется при выдаче физическим лицам кредитов на неотложные потребительские нужды (метод оценки финансового положения клиента). Это, как правило, среднесрочные ссуды на покупку дорогих вещей, оплату услуг и работ (приобретение дорогостоящей мебели, плата за обучение, финансирование ремонта жилья и т.п.).
В этом случае многие крупные коммерческие банки определяют платежеспособность заемщика на основании документов с места работы о доходах и размерах удержаний, а также по данным анкеты. Результат вычисляется как среднемесячный доход за вычетом всех обязательных платежей, скорректированный на поправочный коэффициент и умноженный на срок кредита. Исходя из полученной суммы рассчитывается максимальный размер кредита. Полученная величина корректируется с учетом предоставленного обеспечения, заключения службы безопасности и юридического отдела банка, остатка задолженности по ранее полученным ссудам.
Для оценки платежеспособности клиента кредитным инспекторам необходимо проанализировать около 15 документов. Обязательное их предоставление клиентом ограничивает круг потенциальных заемщиков банка, но позволяет сформировать кредитный портфель более высокого качества и снизить кредитный риск. К недостаткам методики можно отнести учет совокупного дохода семьи лишь в исключительных случаях, что значительно сужает круг потенциальных заемщиков.
Одно из преимуществ данной методики – применение специальных формул и корректирующих коэффициентов, позволяющих упростить работу сотрудников кредитного отдела и рассчитать платежеспособность потенциального заемщика. Показатели для оценки следует отбирать для каждой конкретной ситуации, а результат не рассматривать как нечто, свидетельствующее однозначно в пользу или против выдачи кредита. Ведь даже если на момент рассмотрения кредитной заявки финансовые показатели клиента находятся на приемлемом уровне, не следует забывать, что полностью устранить риск невозврата кредита невозможно в принципе. Показатели помогут лишь оценить степень кредитного риска на данный момент [6].
Андеррайтинг представляет собой процедуру оценки банком вероятности погашения или непогашения запрашиваемого кредита. Процедура предполагает изучение платёжеспособности и кредитоспособности потенциального заёмщика по методике, принятой в конкретном банке. Результатом такой процедуры является либо принятие положительного решения по кредитной заявке претендента, либо отказ в кредитовании. Впрочем, банк может принять и компромиссное решение, то есть дать согласие на получение клиентом кредита, но не в той сумме и/или не на тех условиях, на которые рассчитывал заявитель.
При ипотечном кредитовании физических лиц андеррайтинг используется как основной способ снижения кредитного риска банка. Процедурой андеррайтинга в этих случаях обычно занимается целая группа подразделений: юридическая служба, служба безопасности, отдел ценных бумаг, отдел жилищного строительства и т.д. Это свидетельство о сложности и трудоемкости процедуры андеррайтинга, ход который банк определяет самостоятельно.
В некоторых банках андеррайтингом занимается отдельное подразделение, которое консолидирует информацию от других подразделений и делает заключение о целесообразности выдачи кредита.
Наиболее важный момент в процессе андеррайтинга – оценка платежеспособности клиента с точки зрения возможности своевременно вносить платежи по кредиту. Для этого консолидируется информация о трудовой занятости, доходах и расходах заемщика, а также о качестве предоставленного обеспечения.
При ипотечном кредитовании используются и дополнительные характеристики: количественные (отношение общей суммы ежемесячных обязательств заемщика к совокупному семейному доходу за тот же период; достаточность денежных средств с учетом расходов на проживание) и качественные (доходы заемщика, стабильность занятости, кредитная история, обеспечение кредита и т.п.).
Таким образом, в андеррайтинге используется как системный, так и индивидуальный подход, а трудоемкость данной оценки требует определенного опыта работы в банковской сфере.
Чаще всегда банки пытается минимизировать кредитный риск за счет повышения кредитных ставок. Если же банк планирует разворачивать масштабную программу, тогда, чтобы преуспеть в условиях ужесточения конкуренция, надо искать пути сокращения расходов и минимизация рисков. Нужно создать своеобразный конвейер, в котором сотрудники взаимодействуют с заемщиками и между собой по четко выверенным правилам и алгоритмам. В число алгоритмов входят методики анализа заявок и принятия решений.
Отметим, что понимание необходимости использования более совершенных методик возникает обычно у тех банков, кредитование физических лиц в которых реализуется в качестве массовой услуги.
По мнению Турухина С.С. оптимальная система оценки кредитоспособности физических лиц включает элементы как скоринга, так и андеррайтинга. И если отдел андеррайтинга находится в головном офисе банка, а решение о выдаче кредита принимается централизованно, тогда риски применения мошеннических схем сокращаются максимально.
Система оценки кредитоспособности будет состоять из двух аналитических блоков: анализа данных и принятия решений (рисунок). В блоке анализа рассматривается информация о заемщике, выданных кредитах и истории их погашения. При этом используются данные Пенсионного фонда РФ о доходах заемщика, данные БТИ и департамента юстиции о его недвижимости, соответствующие данные ГИБДД, данные Паспортно-визовой службы для подтверждения достоверности информации о регистрации. Все запросы в соответствующие инстанции необходимо выполнять на договорной основе, в режиме реального времени. При проведении такой проверки данных затраты банка увеличиваются, однако по мере налаживания системы обмена информацией и снижения кредитного риска банк будет получать ощутимую отдачу.
Рисунок 1 – Схема оценки кредитоспособности физических лиц
при использовании «гибридной» модели «скоринг – андеррайтинг»
Блок принятия решений обеспечивает выдачу заключения (на основе системы автоматизированного банковского ритейла) о возможности выдачи кредита и максимально допустимом его размере. С данным блоком работает сотрудник банка, который либо вводит в него анкету нового заемщика, либо получает ее из торговой точки, где банк осуществляет программу потребительского кредитования.
По данным исследования Турухина С.С. использование предлагаемого подхода позволяет усовершенствовать организацию процесса кредитования индивидуальных заемщиков на этапе оценки их кредитоспособности, унифицировать процедуру, ускорить и удешевить данный процесс, получить более точный и обоснованный результат. Все это приводит к снижению рисков кредитования, обеспечивает стабильность работы банка и заданный уровень доходности.