Расходы коммерческого банка
Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка
есть финансовый результат его деятельности. При этом конечный результат - прибыль -
определяется как разница между доходами и расходами.
В состав доходов банка включаются:
1. начисленные и полученные % по кредитным ресурсам;
2. комиссионная и иная плата за услуги, оказываемые банком клиентам по открытию и ведению их расчетных, текущих, валютных и иных счетов, в том числе за переводные, инкассовые, аккредитивные операции за услуги по корреспондентским отношениям с другими банками и т.д.;
3. плата за выдачу (получение) наличных денег, за инкассацию, за перевозку денежных средств, ценных бумаг и других ценностей и т.д.;
4. доходы, полученные от проведения банком факторинговых, форфейтинговых, лизинговых операций;
5. доходы по гарантийным и акцепным операциям банка;
6. доходы, полученные в результате оказания консультационных, информационных, экспертных услуг;
7. доходы от проведения трастовых операций;
8. доходы от операций с наличной и безналичной иностранной валютой, как от собственного имени, так и по поручению клиентов;
9. доходы за выполнение банком функций агентам валютного контроля;
10. доходы от операций с ценными бумагами;
11. доходы от проведения операций с драгоценными бумагами;
12. доходы, связанные с долевым участием в деятельности других предприятий, дивиденды и % по акциям, облигациям и иным ценным бумагам банка.
Структурно все вышеперечисленные доходы банка можно разбить на 2 крупных блока:
1. процентные доходы - начисленные и полученные % по ссудам в руб. и валюте;
2. непроцентные доходы - доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам, доходы, полученные от участия в совместной хозяйственной деятельности предприятий, организаций, банков и т.д.) валютных операций, полученных комиссией и штрафами и прочие доходы.
Доходы банки получают от активных операций. Активы, приносящие банкам доход, являются:
– краткосрочные и долгосрочные ссуды;
– кредиты другим банкам;
– ценные бумаги;
– акции;
– паи;
– задолженность по факторингу;
– средства, перечисленные предприятиям для участия в их хозяйственной деятельности.
Активы, не приносящие банкам доход:
– касса;
– корреспондентский счет;
– резервный счет;
– основные средства;
– сумма иммобилизованных, собственных средств.
Сокращение указанных активов повышает доходность банка, а увеличение - снижает рентабельность банка, но в то же время увеличивается его ликвидность.
Валовые доходы банка можно представить в следующем виде:
Валовой доход = операционные доходы + неоперационные доходы + прочие доходы
Общая сумма доходов = сумме по счету 701 баланса банка.
Рассмотрим каждое из слагаемых:
1. Доходы от операционной деятельности - начисленные и полученные проценты; комиссия по услугам и корреспондентским счетам; возмещение клиентами расходов; доходы от валютных операций.
2. Доходы от небанковских операций - доходы от участия в деятельности предприятий, организаций, банков; плата за оказание услуги.
3. Прочие доходы - штрафы, проценты и комиссии прошлых лет.
Следует иметь ввиду то, что стоимость операционных услуг зависит от их трудоемкости, а цена небанковских операций - от взимаемой по договору платы.
Расходы коммерческого банка
- затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его функционирования.
В состав расходов банка включают следующие статьи, которые можно представить в сгруппированном виде:
1. расходы, связанные с осуществлением непосредственно банковской деятельности:
– начисленные и уплаченные проценты по счетам до востребования, в том числе расчетным, текущим счетам предприятий и организаций, счета "лоро", банков-корреспондентов, срочным вкладом и депозитам, а также по межбанковским кредитам;
– расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой;
– расходы по операциям с ценными бумагами;
– расходы по операциям с драгоценными металлами;
– расходы, связанные с перевозкой и хранением денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;
– операционные расходы;
2. расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банка и содержанием материально-технической базы:
– амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам;
– арендная плата по основным средствам;
– эксплутационные расходы по содержанию зданий, оборудования, транспорта;
– канцелярские расходы;
3. расходы, создающие условия для проведения банковских операций:
– расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;
– расходы по оплате почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи, в том числе за пользование факсильной и спутниковой связью;
– расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежных средств (пластиковых карт, платежных чеков и т.д.);
– расходы по приобретению и изготовлению бланков, форм отчетности, чековых книжек и других носителей банковской информации;
– расходы по подписки на специальные издания;
– суммы оплаты за обучение сотрудников банка на основе договоров с учебными заведениями, по подготовке повышению квалификации и переподготовки банковских работников;
4. расходы, связанные с имиджем банка:
– представительские расходы;
– расходы на рекламу;
– командировочные расходы;
– оплата маркетинговых, консультационных и информационных услуг;
– оплата аудиторских услуг, предоставляемых банку независимой аудиторской фирмой на договорной основе как с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета, проспекта эмиссии для банков, созданных в форме акционерного общества, так и в ходе периодических проверок в соответствии с требованиями ЦБ РФ;
– отчисления в специальные резервы, созданные банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ (резерв под возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг и т.д.);
5. расходы на содержание аппарата управления, по оплате труда работников банка и связанные с ними обязательные отчисления банков в пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования РФ, фонд социального страхования и т.д.;
6. налоги, включаемые в соответствии с законодательством в затраты банков.
Соотношение доходов и расходов банка характеризует процентная маржа – важный показатель деятельности банка. Она определяется как разница между процентными доходами и расходами коммерческого банка, то есть между процентами, выплаченными по привлекаемым банком ресурсам, и процентами от вложений этих ресурсов в ссуды и другие активы. [8]
Важность этого показателя определяется тем, что маржа характеризует доходность ссудных операций и одновременно показывает возможности банка покрывать за счет маржи свои издержки.
Маржа может характеризоваться как абсолютными величинами в рублях, так и относительными показателями в процентах. Абсолютная величина маржи определяется как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентными доходами и соответствующими расходами по отдельным видам активных операций.
Изменение абсолютной величины процентной маржи определяется рядом факторов: объемом кредитных вложений и других активных операций, приносящих процентный доход; разницей между процентными ставками по активным и пассивным операциям (спрэд); структурой привлеченных ресурсов; соотношение между собственным капиталом и привлеченными ресурсами; долей активных операций, приносящих процентный доход; темпами инфляции и др.
Коэффициенты процентной маржи могут показывать ее фактический и достаточный уровень у данного банка. Коэффициент фактической процентной маржи характеризует относительную фактическую величину процентного источника прибыли банка. Он рассчитывается следующим образом [15]:
Кфпм =
Активы, приносящие доход, - все виды кредитов юридическим и физическим лицам, банкам, вложение средств в ценные бумаги, в факторинговые и лизинговые операции, в другие предприятия. В ряде случаев для расчета этого коэффициента используют средний остаток актива, определяемый на основе итога актива баланса банка, очищенного от регулирующих статей.
Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг.
Разница между суммой валового дохода и суммой затрат, относимых в соответствии с действующем законодательством на расходы банка, называется балансовой или валовой прибылью.
В соответствии с выше приведенной группировкой доходов и расходов валовая прибыль банка подразделяется на:
- Операционную прибыль, равную разнице между суммой операционных доходов и расходов.
- Процентную прибыль – превышение полученных банком процентных доходов над процентными расходами.
- Комиссионную прибыль – превышение комиссионных доходов над комиссионными расходами.
- Прибыль от операций на финансовых рынках – разница между доходами и расходами от этих операций.
- Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами.
- Прибыль от побочной деятельности – доходы от побочной деятельности за вычетом затрат на ее осуществление.
Наибольшую долю в составе прибыли составляет операционная прибыль, а в ней – процентная прибыль.
Балансовая прибыль отражает лишь промежуточный финансовый результат деятельности банка в отчетном периоде. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль коммерческого банка, предоставляющая собой остаток доходов банка после покрытия всех расходов, в том числе и непредвиденных, формирование резерва, уплаты налогов из прибыли. Действующими правилами ведения бухгалтерского отчета в кредитных организациях предусмотрен следующий порядок расчета чистой прибыли.
1. Чистые процентные и аналогичные доходы = проценты полученные и аналогичные доходы – проценты уплаченные и аналогичные расходы.
2. Чистые комиссионные доходы = комиссионные доходы – комиссионные расходы.
3. Текущие доходы = Чистые процентные и аналогичные доходы + Чистый комиссионный доход + Прочие операционные доходы.
4. Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов = текущие доходы – прочие операционные доходы.
5. Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов = Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов – изменение величины резервов.
6. Чистый доход до выплаты налога на прибыль = Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов + непредвиденные доходы – непредвиденные расходы.
7. Чистая прибыль отчетного года = Чистый доход до выплаты налога на прибыль – налог на прибыль – отсроченный налог на прибыль – непредвиденные расходы после налогообложения.
Чистую прибыль банка за вычетом дивидендов выплаченных акционерам банка, называют капитализируемой прибылью.
Полученная банком прибыль распределяется по следующем направлениям.
- Уплата налогов в бюджет.
- Выплата дивидендов акционерам.
- Капитализация прибыли.
27. Основные факторы, влияющие на прибыль коммерческого банка
Факторы, влияющие на формирование прибыли:
Внешние:
· Уровень инфляции
· Валютный курс
· Политические
· Экономические
Внутренние:
· Уровень себестоимости
· Качество и надежность
· Условия сбыта
· Реклама
· Обеспеченность оборотными средствами
· Стоимость средств
28. Финансовый менеджмент клиента банка
Финансовый менеджмент в бизнес связке «банк — клиент» — вид профессиональной деятельности по формированию управляющих влияний на открытую систему «банк — клиент». Он осуществляется в целях принятия рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальности выбора для управления денежными потоками и нахождения оптимальных финансовых и организационных решений. Финансовый менеджмент выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента и банка, банковского и клиентского менеджмента.
Исходя из вышесказанного, ключевые этапы финансового менеджмента клиента с точки зрения банка можно определить следующим образом:
1) анализ клиентской базы банка — предполагает разные позиции, на основании которых он осуществляется:
• изменение сумм свободных остатков на счетах; колебания объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, возможностей высвобождения денежных средств клиентов для инвестирования;
• оценка потребностей клиента в инвестициях и изучение конкретных проектов хозяйственной деятельности клиента с позиции возможного участия банка в их финансировании;
• изучение особенностей деятельности клиента, сегмент его рынка, связи с поставщиками и покупателями, оборачиваемость средств;
• исследование качества менеджмента фирмы и степени ее готовности принимать и использовать предлагаемые банковские продукты;
2) формирование групп клиентов по видам требуемых для них услуг;
3) оптимизация финансовых потоков клиента как метод управления сбалансированной ликвидностью банка; изучение взаимодействия клиентов, обслуживаемых банком;
4) диверсификация вложений банка путем использования различных финансовых инструментов рынка и собственных банковских технологий, отвечающих потребностям, как банка, так и клиента.
Финансовый менеджмент клиента направлен на разработку и реализацию политики оптимального сочетания экономических интересов банка и клиента и принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов клиента.Возможный «выигрыш» для кредитной организации от реализации банковской финансовой технологии складывается из следующих компонентов:
— увеличения объема продаж банковских услуг;
— диверсификации ресурсной базы банка;
— снижения риска текущей и срочной ликвидности банка за счет уменьшения объемов клиентских ресурсов с неопределенным сроком обращения;
— удовлетворения потребности клиентов в существующих и индивидуальных банковских продуктах и услугах;
— увеличения числа клиентов, пользующихся существующими и индивидуальными банковскими продуктами;
— повышения имиджа высокотехнологичного банка.
В этих целях необходимо добиться установления реальных и эффективных взаимосвязей между подразделениями банка, чтобы оказывать взаимосвязанные банковские услуги и разрабатывать банковские продукты с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности клиента эти услуги должны отвечать потребностям банка и клиента одновременно.
Для оптимизации контактов с клиентами при формировании индивидуальных клиентских банковских финансовых технологий необходимо учитывать следующие отправные точки:
— разработка банковского продукта должна вестись на основании индивидуальных потребностей клиента и в условиях конфиденциальности;
— заранее следует разъяснить все риски, которые может нести клиент, и представить реальную информацию о расчетной эффективности данного вида банковской финансовой технологии;
— необходимо разработать систему стимулирования клиента через индивидуальные ставки и тарифы при его обслуживании в банке.
По своему экономическому содержанию технология финансового менеджмента — это банковская финансовая технология, обеспечивающая структурирование финансовых потоков в банке с целью оптимизации структуры входящих в него и исходящих из него денежных потоков по строкам, объемам и стоимости, для обеспечения при этом максимального эффекта от их использования и минимизации банковских рисков.
Но внешнее окружение клиента банка непостоянно и несет в себе факторы изменения, например:
— колебания процентных ставок и темпов инфляции создают потребности в новых видах финансовых инструментов (новые виды банковских вкладов и счетов, плавающие ставки по ссудам, кредиты до востребования, дисконтированные кредиты и т.п.);
— трансформации в сфере налогообложения требуют оперативного вмешательства в оптимизацию налогового планирования и создания новых финансовых схем и инструментов для клиента;
— совершенствование технологий вызывает у клиента желание удовлетворить дополнительные потребности (банковские пластиковые карты, система обслуживания «банк — клиент», оперативность расчета в режиме реального времени и др.);
— экономическую активность клиента по расширению своих партнерских связей и сегмента рынка.
Наличие в банке узкоспециализированных подразделений затрудняет решение возникающих у клиентов проблем комплексного характера. Раздробленность действий банковских подразделений не позволяет охватить проблемы клиента во всей их полноте. Поэтому, в связи с конкуренцией на рынке банковских услуг, постоянно возрастающими потребностями клиентов в решении комплексных проблем и задач в банке создается единый координирующий центр, реализующий технологии финансового менеджмента клиента. Этот центр органично координирует совместные усилия различных банковских подразделений в целях разработки и реализации индивидуального банковского продукта для клиента.
Такое структурное подразделение должно решать задачу оптимизации денежных потоков клиента в банке путем предоставления ему максимального количества банковских услуг, связанных между собой и оказываемых несколькими продуктовыми подразделениями банка, установления реальных и эффективных взаимосвязей между подразделениями банка с целью оказания вышеупомянутых услуг, разработки банковских финансовых технологий (с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности клиента), отвечающих потребностям банка и клиента одновременно.