Расходы коммерческого банка

Доходы, расходы и прибыль коммерческого банка

есть финансовый результат его деятельности. При этом конечный результат - прибыль -

определяется как разница между доходами и расходами.

В состав доходов банка включаются:

1. начисленные и полученные % по кредитным ресурсам;

2. комиссионная и иная плата за услуги, оказываемые банком клиентам по открытию и ведению их расчетных, текущих, валютных и иных счетов, в том числе за переводные, инкассовые, аккредитивные операции за услуги по корреспондентским отношениям с другими банками и т.д.;

3. плата за выдачу (получение) наличных денег, за инкассацию, за перевозку денежных средств, ценных бумаг и других ценностей и т.д.;

4. доходы, полученные от проведения банком факторинговых, форфейтинговых, лизинговых операций;

5. доходы по гарантийным и акцепным операциям банка;

6. доходы, полученные в результате оказания консультационных, информационных, экспертных услуг;

7. доходы от проведения трастовых операций;

8. доходы от операций с наличной и безналичной иностранной валютой, как от собственного имени, так и по поручению клиентов;

9. доходы за выполнение банком функций агентам валютного контроля;

10. доходы от операций с ценными бумагами;

11. доходы от проведения операций с драгоценными бумагами;

12. доходы, связанные с долевым участием в деятельности других предприятий, дивиденды и % по акциям, облигациям и иным ценным бумагам банка.

Структурно все вышеперечисленные доходы банка можно разбить на 2 крупных блока:

1. процентные доходы - начисленные и полученные % по ссудам в руб. и валюте;

2. непроцентные доходы - доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по ценным бумагам, доходы, полученные от участия в совместной хозяйственной деятельности предприятий, организаций, банков и т.д.) валютных операций, полученных комиссией и штрафами и прочие доходы.

Доходы банки получают от активных операций. Активы, приносящие банкам доход, являются:

– краткосрочные и долгосрочные ссуды;

– кредиты другим банкам;

– ценные бумаги;

– акции;

– паи;

– задолженность по факторингу;

– средства, перечисленные предприятиям для участия в их хозяйственной деятельности.

Активы, не приносящие банкам доход:

– касса;

– корреспондентский счет;

– резервный счет;

– основные средства;

– сумма иммобилизованных, собственных средств.

Сокращение указанных активов повышает доходность банка, а увеличение - снижает рентабельность банка, но в то же время увеличивается его ликвидность.

Валовые доходы банка можно представить в следующем виде:

Валовой доход = операционные доходы + неоперационные доходы + прочие доходы

Общая сумма доходов = сумме по счету 701 баланса банка.

Рассмотрим каждое из слагаемых:

1. Доходы от операционной деятельности - начисленные и полученные проценты; комиссия по услугам и корреспондентским счетам; возмещение клиентами расходов; доходы от валютных операций.

2. Доходы от небанковских операций - доходы от участия в деятельности предприятий, организаций, банков; плата за оказание услуги.

3. Прочие доходы - штрафы, проценты и комиссии прошлых лет.

Следует иметь ввиду то, что стоимость операционных услуг зависит от их трудоемкости, а цена небанковских операций - от взимаемой по договору платы.

Расходы коммерческого банка

- затраты денежных средств на выполнение банком операций и обеспечение его функционирования.

В состав расходов банка включают следующие статьи, которые можно представить в сгруппированном виде:

1. расходы, связанные с осуществлением непосредственно банковской деятельности:

– начисленные и уплаченные проценты по счетам до востребования, в том числе расчетным, текущим счетам предприятий и организаций, счета "лоро", банков-корреспондентов, срочным вкладом и депозитам, а также по межбанковским кредитам;

– расходы по операциям с наличной и безналичной иностранной валютой;

– расходы по операциям с ценными бумагами;

– расходы по операциям с драгоценными металлами;

– расходы, связанные с перевозкой и хранением денежных средств, ценных бумаг и других ценностей;

– операционные расходы;

2. расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности банка и содержанием материально-технической базы:

– амортизационные отчисления по основным фондам и нематериальным активам;

– арендная плата по основным средствам;

– эксплутационные расходы по содержанию зданий, оборудования, транспорта;

– канцелярские расходы;

3. расходы, создающие условия для проведения банковских операций:

– расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

– расходы по оплате почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи, в том числе за пользование факсильной и спутниковой связью;

– расходы, связанные с изготовлением и внедрением платежных средств (пластиковых карт, платежных чеков и т.д.);

– расходы по приобретению и изготовлению бланков, форм отчетности, чековых книжек и других носителей банковской информации;

– расходы по подписки на специальные издания;

– суммы оплаты за обучение сотрудников банка на основе договоров с учебными заведениями, по подготовке повышению квалификации и переподготовки банковских работников;

4. расходы, связанные с имиджем банка:

– представительские расходы;

– расходы на рекламу;

– командировочные расходы;

– оплата маркетинговых, консультационных и информационных услуг;

– оплата аудиторских услуг, предоставляемых банку независимой аудиторской фирмой на договорной основе как с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета, проспекта эмиссии для банков, созданных в форме акционерного общества, так и в ходе периодических проверок в соответствии с требованиями ЦБ РФ;

– отчисления в специальные резервы, созданные банком в соответствии с требованиями ЦБ РФ (резерв под возможные потери по ссудам, резерв под обесценение ценных бумаг и т.д.);

5. расходы на содержание аппарата управления, по оплате труда работников банка и связанные с ними обязательные отчисления банков в пенсионный фонд РФ, фонд обязательного медицинского страхования РФ, фонд социального страхования и т.д.;

6. налоги, включаемые в соответствии с законодательством в затраты банков.

Соотношение доходов и расходов банка характеризует процентная маржа – важный показатель деятельности банка. Она определяется как разница между процентными доходами и расходами коммерческого банка, то есть между процентами, выплаченными по привлекаемым банком ресурсам, и процентами от вложений этих ресурсов в ссуды и другие активы. [8]

Важность этого показателя определяется тем, что маржа характеризует доходность ссудных операций и одновременно показывает возможности банка покрывать за счет маржи свои издержки.

Маржа может характеризоваться как абсолютными величинами в рублях, так и относительными показателями в процентах. Абсолютная величина маржи определяется как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентными доходами и соответствующими расходами по отдельным видам активных операций.

Изменение абсолютной величины процентной маржи определяется рядом факторов: объемом кредитных вложений и других активных операций, приносящих процентный доход; разницей между процентными ставками по активным и пассивным операциям (спрэд); структурой привлеченных ресурсов; соотношение между собственным капиталом и привлеченными ресурсами; долей активных операций, приносящих процентный доход; темпами инфляции и др.

Коэффициенты процентной маржи могут показывать ее фактический и достаточный уровень у данного банка. Коэффициент фактической процентной маржи характеризует относительную фактическую величину процентного источника прибыли банка. Он рассчитывается следующим образом [15]:

Кфпм = Расходы коммерческого банка - student2.ru

Активы, приносящие доход, - все виды кредитов юридическим и физическим лицам, банкам, вложение средств в ценные бумаги, в факторинговые и лизинговые операции, в другие предприятия. В ряде случаев для расчета этого коэффициента используют средний остаток актива, определяемый на основе итога актива баланса банка, очищенного от регулирующих статей.

Прибыль коммерческого банка – это финансовый результат деятельности банка в виде превышения доходов над расходами. Если этот результат имеет отрицательное значение, его называют убытком. Полученная прибыль является базой для увеличения и обновления основных фондов банка, прироста его собственного капитала, гарантирующего стабильность финансового положения и ликвидность баланса, обеспечения соответствующего уровня дивидендов, развитие повышения качества банковских услуг.

Разница между суммой валового дохода и суммой затрат, относимых в соответствии с действующем законодательством на расходы банка, называется балансовой или валовой прибылью.

В соответствии с выше приведенной группировкой доходов и расходов валовая прибыль банка подразделяется на:

- Операционную прибыль, равную разнице между суммой операционных доходов и расходов.

- Процентную прибыль – превышение полученных банком процентных доходов над процентными расходами.

- Комиссионную прибыль – превышение комиссионных доходов над комиссионными расходами.

- Прибыль от операций на финансовых рынках – разница между доходами и расходами от этих операций.

- Прочую прибыль – разница между прочими доходами и прочими расходами.

- Прибыль от побочной деятельности – доходы от побочной деятельности за вычетом затрат на ее осуществление.

Наибольшую долю в составе прибыли составляет операционная прибыль, а в ней – процентная прибыль.

Балансовая прибыль отражает лишь промежуточный финансовый результат деятельности банка в отчетном периоде. Конечным финансовым результатом является чистая прибыль коммерческого банка, предоставляющая собой остаток доходов банка после покрытия всех расходов, в том числе и непредвиденных, формирование резерва, уплаты налогов из прибыли. Действующими правилами ведения бухгалтерского отчета в кредитных организациях предусмотрен следующий порядок расчета чистой прибыли.

1. Чистые процентные и аналогичные доходы = проценты полученные и аналогичные доходы – проценты уплаченные и аналогичные расходы.

2. Чистые комиссионные доходы = комиссионные доходы – комиссионные расходы.

3. Текущие доходы = Чистые процентные и аналогичные доходы + Чистый комиссионный доход + Прочие операционные доходы.

4. Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов = текущие доходы – прочие операционные доходы.

5. Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов = Чистые текущие доходы до формирования резерва и без учета непредвиденных расходов – изменение величины резервов.

6. Чистый доход до выплаты налога на прибыль = Чистые текущие доходы без учета непредвиденных расходов + непредвиденные доходы – непредвиденные расходы.

7. Чистая прибыль отчетного года = Чистый доход до выплаты налога на прибыль – налог на прибыль – отсроченный налог на прибыль – непредвиденные расходы после налогообложения.

Чистую прибыль банка за вычетом дивидендов выплаченных акционерам банка, называют капитализируемой прибылью.

Полученная банком прибыль распределяется по следующем направлениям.

- Уплата налогов в бюджет.

- Выплата дивидендов акционерам.

- Капитализация прибыли.


27. Основные факторы, влияющие на прибыль коммерческого банка

Факторы, влияющие на формирование прибыли:

Внешние:

· Уровень инфляции

· Валютный курс

· Политические

· Экономические

Внутренние:

· Уровень себестоимости

· Качество и надежность

· Условия сбыта

· Реклама

· Обеспеченность оборотными средствами

· Стоимость средств

28. Финансовый менеджмент клиента банка

Финансовый менеджмент в бизнес связке «банк — клиент» — вид профессиональной деятельности по формированию управляющих влияний на открытую систему «банк — клиент». Он осуществляется в целях принятия рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальности выбора для управления денежными потоками и нахождения оптимальных финансовых и организационных решений. Финансовый менеджмент выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента и банка, банковского и клиентского менеджмента.

Исходя из вышесказанного, ключевые этапы финансового менеджмента клиента с точки зрения банка можно определить следующим образом:

1) анализ клиентской базы банка — предполагает разные позиции, на основании которых он осуществляется:

• изменение сумм свободных остатков на счетах; колебания объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, возможностей высвобождения денежных средств клиентов для инвестирования;

• оценка потребностей клиента в инвестициях и изучение конкретных проектов хозяйственной деятельности клиента с позиции возможного участия банка в их финансировании;

• изучение особенностей деятельности клиента, сегмент его рынка, связи с поставщиками и покупателями, оборачиваемость средств;

• исследование качества менеджмента фирмы и степени ее готовности принимать и использовать предлагаемые банковские продукты;

2) формирование групп клиентов по видам требуемых для них услуг;

3) оптимизация финансовых потоков клиента как метод управления сбалансированной ликвидностью банка; изучение взаимодействия клиентов, обслуживаемых банком;

4) диверсификация вложений банка путем использования различных финансовых инструментов рынка и собственных банковских технологий, отвечающих потребностям, как банка, так и клиента.

Финансовый менеджмент клиента направлен на разработку и реализацию политики оптимального сочетания экономических интересов банка и клиента и принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов клиента.Возможный «выигрыш» для кредитной организации от реализации банковской финансовой технологии складывается из следующих компонентов:

— увеличения объема продаж банковских услуг;

— диверсификации ресурсной базы банка;

— снижения риска текущей и срочной ликвидности банка за счет уменьшения объемов клиентских ресурсов с неопределенным сроком обращения;

— удовлетворения потребности клиентов в существующих и индивидуальных банковских продуктах и услугах;

— увеличения числа клиентов, пользующихся существующими и индивидуальными банковскими продуктами;

— повышения имиджа высокотехнологичного банка.

В этих целях необходимо добиться установления реальных и эффективных взаимосвязей между подразделениями банка, чтобы оказывать взаимосвязанные банковские услуги и разрабатывать банковские продукты с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности клиента эти услуги должны отвечать потребностям банка и клиента одновременно.

Для оптимизации контактов с клиентами при формировании индивидуальных клиентских банковских финансовых технологий необходимо учитывать следующие отправные точки:

— разработка банковского продукта должна вестись на основании индивидуальных потребностей клиента и в условиях конфиденциальности;

— заранее следует разъяснить все риски, которые может нести клиент, и представить реальную информацию о расчетной эффективности данного вида банковской финансовой технологии;

— необходимо разработать систему стимулирования клиента через индивидуальные ставки и тарифы при его обслуживании в банке.

По своему экономическому содержанию технология финансового менеджмента — это банковская финансовая технология, обеспечивающая структурирование финансовых потоков в банке с целью оптимизации структуры входящих в него и исходящих из него денежных потоков по строкам, объемам и стоимости, для обеспечения при этом максимального эффекта от их использования и минимизации банковских рисков.

Но внешнее окружение клиента банка непостоянно и несет в себе факторы изменения, например:

— колебания процентных ставок и темпов инфляции создают потребности в новых видах финансовых инструментов (новые виды банковских вкладов и счетов, плавающие ставки по ссудам, кредиты до востребования, дисконтированные кредиты и т.п.);

— трансформации в сфере налогообложения требуют оперативного вмешательства в оптимизацию налогового планирования и создания новых финансовых схем и инструментов для клиента;

— совершенствование технологий вызывает у клиента желание удовлетворить дополнительные потребности (банковские пластиковые карты, система обслуживания «банк — клиент», оперативность расчета в режиме реального времени и др.);

— экономическую активность клиента по расширению своих партнерских связей и сегмента рынка.

Наличие в банке узкоспециализированных подразделений затрудняет решение возникающих у клиентов проблем комплексного характера. Раздробленность действий банковских подразделений не позволяет охватить проблемы клиента во всей их полноте. Поэтому, в связи с конкуренцией на рынке банковских услуг, постоянно возрастающими потребностями клиентов в решении комплексных проблем и задач в банке создается единый координирующий центр, реализующий технологии финансового менеджмента клиента. Этот центр органично координирует совместные усилия различных банковских подразделений в целях разработки и реализации индивидуального банковского продукта для клиента.

Такое структурное подразделение должно решать задачу оптимизации денежных потоков клиента в банке путем предоставления ему максимального количества банковских услуг, связанных между собой и оказываемых несколькими продуктовыми подразделениями банка, установления реальных и эффективных взаимосвязей между подразделениями банка с целью оказания вышеупомянутых услуг, разработки банковских финансовых технологий (с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности клиента), отвечающих потребностям банка и клиента одновременно.

Наши рекомендации