Классификация имущества (активов). Характеристика отдельных видов активов
I. Внеоборотные
это активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода, свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Основные средства участвуют в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою материально-вещественную форму и перенося свою стоимость на стоимость создаваемой продукции частями по мере износа (амортизации). К ним относятся земельные участки и объекты природопользования, здания, сооружения, машины, оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь.
а. Основные средства (здания, сооружения, машины).
Имеют материальную форму, физически ощутимую + стоимостной критерий.
О.С. стоимостью менее 40 т.р. за единицу разрешено списывать на затраты предприятия в полных суммах по мере ввода в эксплуатацию.
О.С. переносят свою стоимость ( первоначальную ) на расходы путем начисления амортизации.
Оценка О.С. : 1) первоначальная (приобретение); 2) Остаточная стоимость (первоначальная – амортизация).
В балансе предприятия О.С. оцениваются по остаточной стоимости.
Учет О.С. регулируется ПБУ -6/01.
б. Нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности).
(Патенты, лицензии, товарные знаки). ПБУ – 14/2007.
в. Финансовые вложения.
- государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определена (облигации, векселя);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);
- предоставленные другим организациям займы, депозитные вклады в кредитных организациях;
г. Капитальные вложения (Незавершенное строительство).
Вложение / затраты в строительство. + затраты на приобретение О.С. и нематериальных активов.
д. Доходные вложения в материальные ценности.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 учитываются основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода (в том числе по договорам лизинга, аренды, проката).
е. Результаты исследований и разработок.
II. Оборотные
это денежные средства и иные активы, в отношении которых можно предполагать, что они будут обращены в денежную наличность, или проданы, или потреблены в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев.
а. Запасы. ПБУ 5/01.
· МПЗ ( Материально- производственные запасы) , активы используемые в качестве сырья, материалов при производстве.
· Готовая продукция
· Товары
· Инструменты инвентарь, оборудование (со сроками использование до 12 мес.), незавершенное производство (продукция, которая не прошла всех стадий производственного процесса).
· Затраты понесенные на выполнение работ, оказание услуг, в отношении которых организация не признала выручку.
б. Денежные средства
· Безналичные
· Наличные
в. Краткосрочные финансовые вложения
г. Дебиторская задолженность юр. и физ. лиц ( Задолженность покупателей, поставщиков, подотчетных лиц).
9. Классификация источников образования имущества (пассивов). Характеристика отдельных видов пассивов.
Пассивы – все источники финансирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации), предназначенные для формирования ее активов.
I. Собственные источники (собственный капитал).
Собственный капитал – общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности.
· Уставный (складочный) капитал, который формируется в момент создания предприятия и находится в его распоряжении на всем протяжении времени его существования (в зависимости от организационно-правовой формы предприятия его уставный (вкла-дочный) капитал может создаваться за счет выпуска и последующей продажи акций, вложений в уставный капитал паев, долей и т. д.).
· Добавочный капитал:сумма дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов имущества предприятий, имеющих срок полезного использования больше 12 месяцев;безвозмездно полученные предприятием ценности;сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества);другие подобные суммы.
· Резервный капитал, который образуется путем отчислений от прибыли в размере, определенном уставом предприятия, но не менее 15 % его уставного капитала, каждый год по закону в резервный фонд должно отчисляться не менее 5 % чистой прибыли предприятия до тех пор, пока резервный капитал не достигнет установленного уставом предприятия размера.
· Заемный капитал, который включает все денежные средства или другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе для финансирования развития деятельности предприятия; различные формы этого капитала представляют собой финансовые обстоятельства предприятия и подлежат погашению в определенные сроки.
· Прибыль.
II. Заемные источники.
· Долгосрочные обязательства ( > 1 года ).
· Краткосрочные:
o Займы и кредиты.
o Доходы будущих периодов.
o Кредиторская задолженность.
10. Понятие и оценка основных средств в соответствии с ПБУ 6/01 (и проектом нового ПБУ).
ПБУ 6/01.
Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Имеют материальную форму, физически ощутимую + стоимостной критерий.
О.С. стоимостью менее 40 т.р. за единицу разрешено списывать на затраты предприятия в полных суммах по мере ввода в эксплуатацию.
О.С. переносят свою стоимость (первоначальную) на расходы путем начисления амортизации.
К основным средствам относятся:
- здания, сооружения;
- измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника;
- рабочий, продуктивный и племенной скот;
- инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
- транспортные средства;
- рабочие и силовые машины и оборудование;
- многолетние насаждения.
Оценка основных средств.
Различают первоначальную (приобретение), остаточную (первоначальная– амортизация) и восстановительную стоимость основных средств. В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как правило, по первоначальной стоимости.
Однако в балансе предприятия О.С. оцениваются по остаточной стоимости.
Проект ПБУ.
Согласно старой редакции к основным средствам применяется и стоимостный критерий: объекты стоимостью не свыше 40 000 руб. могут отражаться в бухучете и отчетности в составе материально-производственных запасов. Проект ПБУ такого критерия не содержит.
Кроме того, из состава основных средств исключены активы, предназначенные для получения дохода от сдачи в аренду. Это объясняется тем, что для учета объектов аренды предложен проект отдельного ПБУ.
Относительно первоначальной оценки активов:
В первоначальную стоимость основных средств включаются "затраты на проверку правильности функционирования (тестирование) до приведения объекта в необходимое состояние (за вычетом поступлений от реализации произведенной в процессе тестирования продукции)
11. Производственные запасы, их классификация, оценка при поступлении и отпуске в производство.(ПБУ 5/2012)
Производственные запасы представляют собой совокупность предметов труда, используемых в производственном процессе. Они участвуют в процессе производства однократно и полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.
Производственные запасы группируются по:
1) роли и назначению их в процессе производства;
- основные-предметы труда, составляющие основу изготавливаемой продукции. (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия)
- вспомогательные относятся такие предметы труда, которые придают основным материалам определенные свойства и качества (лаки, краски) или используются для содержания средств труда (смазочные, обтирочные материалы) и других хозяйственных целей (уборка помещений).
2) техническим свойствам (сорт, размер, марка, профиль и другие признаки).
При отпуске материальных ценностей в производство их оценка также должна производиться по фактической себестоимости приобретения (заготовления), т. е. в издержки производства материальные ценности включаются по фактической себестоимости приобретения (заготовления).
Учет отпуска в производство производственных запасов может быть организован по одному из двух вариантов:
• по фактической себестоимости;
• по учетным ценам.
При организации учета отпуска материальных ценностей в производство по фактической себестоимости используется один из методов, устанавливаемых организацией в учетной политике:
• по себестоимости каждой единицы;
• по средней себестоимости;
• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
• по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).
По себестоимости каждой единицы производственных запасов могут оцениваться запасы, используемые предприятием в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга.
По средней себестоимости могут оцениваться производственные запасы по каждому их виду (группе). Средняя себестоимость каждого вида (группы) запасов определяется как частное от деления суммы общей себестоимости остатка вида (группы) запасов (на начало месяца и поступивших запасов в отчетном месяце) на общее количество данного вида (группы) запасов (на начало месяца и поступивших запасов в этом месяце).
Методы ФИФО и ЛИФО определяют последовательность списания стоимости материалов (по партиям) независимо от последовательности фактического движения материалов, т.е. наличия или отсутствия учета материалов по партиям в местах хранения. Использование данных методов предполагает организацию аналитического учета не только по видам материалов, но и по отдельным партиям.
По методу ФИФО материалы в издержки производства списываются по фактической себестоимости приобретения в хронологическом порядке поступления партий: сначала списываются в расход материалы по фактической себестоимости первой закупленной партии, затем второй, третьей и т.д. При применении этого метода производственные запасы, находящиеся на складе на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости последних по времени приобретения, а в себестоимости продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость ранних по времени приобретения.
По методу ЛИФО (он обратен методу ФИФО) материалы в издержки производства списываются по фактической себестоимости последней закупленной партии, затем предпоследней и т. д. При применении этого метода производственные запасы, находящиеся на складе, оцениваются по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости продукции (работ, услуг) учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.
12. Понятие и оценка финансовых вложений в соответствии с ПБУ 19/02.
Финансовые вложения - это инвестиции в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, также в виде предоставленных другим организациям займам.
ПБУ 19/02 к финансовым вложениям относит:
– государственные и муниципальные ценные бумаги;
– ценные бумаги других организаций (в т.ч. долговые ценные бумаги);
– вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;
– предоставленные другим организациям займы;
– вклады организации – товарища по договору простого товарищества;
– депозитные сертификаты;
– дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования.
Первоначальная оценка финансовых вложений
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).
Последующая оценка финансовых вложений
Для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном настоящим Положением порядке, и финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.
Финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Указанную корректировку организация может производить ежемесячно или ежеквартально.
Разница между оценкой финансовых вложений по текущей рыночной стоимости на отчетную дату и предыдущей оценкой финансовых вложений относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в составе прочих доходов или расходов) или увеличение доходов или расходов у некоммерческой организации в корреспонденции со счетомучета финансовых вложений.
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
13. Метод бухгалтерского учета. Характеристика элементов метода.
Метод бухгалтерского учета – это совокупность различных способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью.
Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: бухгалтерский баланс, бухгалтерские счета, двойная запись операций на счетах, документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерская отчетность.
Бухгалтерский баланспредставляет систему показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, состояние ее средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс – это способ их обобщения и группировки. Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние организации.
Счета бухгалтерского учетапредназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной регистрации средств и операций с ними. Необходимость в счетах объясняется тем, что сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.
Двойная запись – способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета; она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме два раза на разных счетах. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции.
Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или праве на ее совершение. Документация служит целям контроля, дает возможность проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств организации данным учета. Как элемент метода бухгалтерского учета – это средство наблюдения последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения.
Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.
Оценка – способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Она необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. В основу оценки хозяйственных средств положена фактическая себестоимость.
Калькуляция – это способ группировки затрат и определение себестоимости материальных ценностей, изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, т.е. себестоимость объектов учета исчисляется с помощью калькуляции.
Бухгалтерская отчетность – это система обобщающих технико-экономических показателей о финансовом положении организации за определенный период времени.
Она намного шире освящает деятельность организации и поэтому кроме баланса имеет различные формы. Входящие в их состав показатели формируют информацию, которая используется для управления, анализа и контроля за хозяйственной деятельностью организации.
Перечисленные выше методы применяются в органической связи друг с другом: учет начинают с документации операций, которые отражаются на счетах с помощью двойной записи. Для обобщения в едином измерении данных, содержащихся в документах, используют денежную оценку, а для их проверки и уточнения применяют инвентаризацию. Уточненные данные счетов используют для исчисления себестоимости путем калькуляции. Заключительным этапом является составление бухгалтерского баланса и других форм отчетности
14. Понятие бухгалтерского баланса, его строение и содержание.
Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.
Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.
Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.
Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:
- внеоборотные активы;
- оборотные активы;
- капитал и резервы;
- долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства.
В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву –«валюта баланса».
Типовая структура бухгалтерского балансасодержит следующие числовые показатели.
Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.