Бюджетный процесс и его составные части. Участники бюджетного процесса
Тема 8. Бюджетный процесс
Бюджетный процесс и его составные части. Участники бюджетного процесса
Составление бюджета. Этапы составления бюджета
Рассмотрение и утверждение бюджета
Исполнение и заключение бюджета
Бюджетный процесс и его составные части. Участники бюджетного процесса
Бюджетным процессом называется регламентируемая нормами права деятельность государственных органов власти (органов местного самоуправления) по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, обеспечению контроля за его исполнением.
Законодательной базой бюджетного процесса является Бюджетный кодекс РФ.
Составлению бюджета предшествует, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетное послание Президента Федеральному собранию РФ. Бюджетное послание -стратегия построения государственного бюджета на очередной год, которая предлагается в виде послания Президента страны.
В бюджетном послании Путина В. В. отмечаются основные проблемные вопросы в стране, стратегические направления в бюджетной политике и ее задачи.
Бюджетный процесс подразумевает наличие участков этого процесса, порядок и последовательность их вступления в бюджетные отношения.
Участники бюджетного процесса наделены определенными бюджетными полномочиями. Применительно к федеральному уровню участники бюджетного процесса имеют следующие полномочия:
Президент РФ - не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет бюджетное послание Федеральному собранию РФ, в котором определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Государственная дума и Совет Федерации РФ - рассматривают и утверждают федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют Счетную палату РФ.
Правительство РФ - осуществляет сводное финансовое планирование, составляет проект Федерального бюджета, вносит его с необходимыми документами и материалами на утверждение в Федеральное собрание РФ, исполняет бюджет, в том числе осуществляет сбор доходов бюджета, управлением государственным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, предоставляет отчет об исполнении бюджета. Аналогичные полномочия Правительство РФ осуществляет по отношению к государственным внебюджетным фондам.
Банк России - совместно с Правительством РФ разрабатывает и предоставляет на рассмотрение Государственной думы основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Органы государственного финансового контроля - осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации (наделено особыми бюджетными полномочиями):
• составляет проект федерального бюджета и предоставляет его в Правительство РФ, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных фондов;
• составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;
• разрабатывает прогноз консолидированного бюджета РФ;
• исполняет федеральный бюджет;
• осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета;
• составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
• получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство несет ответственность за:
• правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленным Бюджетным кодексом;
• своевременность и полноту перечисления (зачисления) бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
• своевременность предоставления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись и сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
• осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ;
- исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решение актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.
Бюджетный цикл - длительность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении.
Применительно к федеральному бюджету бюджетный цикл длится около 2,5 лет:
• составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года;
• годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря;
• ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ предоставляет в Государственную думу и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.
Например, бюджетный цикл применительно к федеральному бюджету на 2014 г. начинался в марте 2013 г. и закончился в середине 2015 г.
Март 2013 Январь 2014 Декабрь 2014 Июнь 2015
Рис. 8.1. Бюджетный цикл
В рамках одного календарного (финансового) года находится в работе несколько бюджетов: исполняется бюджет текущего года (например, 2014 г.); планируется бюджет на очередной финансовый год (на 2015 г.); готовится отчет об исполнении бюджета за прошлый год (за 2013 г.).