Международного налогообложения
Для унификации подходов к решению проблем международного налогообложения на основе использования механизмов международного налогового права необходимо использовать категории и принципы, универсальные для национальных правовых систем. В частности, нужно предложить общие критерии оценки деятельности налогоплательщиков, в особенности тех, кто осуществляет внешнеэкономические операции. Необходимо выделить страны — источники соответствующих доходов физических и юридических лиц, а также выявить страны, претендующие на эти же самые доходы по факту регистрации на их территории компании или по факту проживания лиц, извлекающих данные доходы вне их национальной юрисдикции.
Ключевой проблемой международного правового регулирования в сфере налогообложения стал порядок определения принадлежности налогоплательщика к соответствующей фискальной юрисдикции, а также порядок распределения доходов субъектов ВЭД между претендующими на них странами. В данном случае речь идет об определении двух важнейших категорий международного налогового права: 1) резидент-ство (residence) физических и юридических лиц и 2) налогооблагаемое присутствие (taxable situs) (связь с извлечением дохода резидентом какой-либо страны из источников на зарубежной фискальной террито-
1 Дополнительную информацию о данной проблематике можно найти в работах автора, упомянутых в библиографии; см. также работы [Денисаев; Дернберг; Кашин; налоговое право; устранение двойного налогообложения].
Раздел VI. Международные финансы
рии). Эти категории обусловливают введение двух важнейших принципов международного налогообложения: 1) принцип резидентства (residence principle) и 2) принцип налогообложения у источника образования доходов (source principle).
Применение этих принципов как в национальном законодательстве, так и в международных соглашениях основано на доктрине экономической привязанности (doctrine of economic allegiance), разработанной немецким финансистом Г. Шанцем, согласно которой единственным правомерным способом отождествления субъектов налогообложения с какой-либо фискальной юрисдикцией должны стать их тесные экономические связи с данной территорией1. Основой для налогообложения в данном случае служит получение хозяйствующим субъектом определенных товаров, работ и услуг от общественного сектора того сообщества, на территории которого он находится или на территории которого образуются его доходы. Соответственно правительство данной страны вправе рассчитывать на выполнение физическим либо юридическим лицом своих налоговых обязательств в интересах национальной экономики.
Наиболее важными критериями для налогообложения являются источник происхождения доходов (благ) и место резидентства (или же налоговый домициль — основная юрисдикция местопребывания — при наличии резидентства сразу в нескольких фискальных юрисдикциях) собственника, получающего и потребляющего данные доходы. Согласно доктрине Шанца и страна резидентства налогоплательщика, и страна-источник его доходов (благ) вправе легитимным образом претендовать на налогообложение доходов данного лица на основе факта оказанных ими услуг. Таким образом, налоговая юрисдикция в части взимания подоходных налогов основывается и на источнике происхождения доходов, и на критерии резидентства физических (юридических) лиц, их получающих, и, что чаще всего распространено в международном налогообложении, на комбинации двух вышеназванных категорий.
Принцип резидентства.В международном налоговом праве он означает неограниченные фискальные обязательства субъекта налога, т. е. уплату налогов на совокупные доходы физического либо юридического лица в стране его резидентства. Второе название принципа резидентства — глобальный принцип налогообложения (global principle of taxation), поскольку он предполагает налогообложение глобальных (совокупных) доходов, образующихся во всех странах ведения коммерческой деятельности. Такое налогообложение осуществляет страна, являющаяся юрисдикцией резидентства хозяйствующего субъекта. Концепция налогового резидентства является одной из основополагающих при построении национальной налоговой системы. В данном случае претензии национальной налоговой юрисдикции распространяются на все виды доходов, принадлежащих резидентам данного государства. Это дает
1 См.: Schanz G. Zur Frage der Steuerpflicht // Finanzarchiv. 1892.911. S. 372.
Глава 26. Международное налогообложение 837
право соответствующим налоговым органам контролировать правильность перечисления резидентами налоговых платежей, выплачиваемых из всех источников доходов, получаемых данными физическими или юридическими лицами, как внутренних, так и зарубежных.
Налоговое резидентство физических лицопределяется исключительно на основе внутренних правовых норм соответствующей фискальной юрисдикции. Поскольку критерии резидентства, существующие в национальном налоговом законодательстве различных стран, могут отличаться друг от друга, то одно и то же физическое лицо может I быть признано налоговым резидентом сразу нескольких юрисдикции. Возможно, впрочем, и обратное: физическое лицо не является налоговым резидентом ни одной из юрисдикции, с которой связаны его личные и экономические интересы, если соответствующие внутренние правовые нормы не выявили признаков, позволяющих считать данное физическое лицо резидентом того или иного государства.
Критерии налогового резидентства физических лиц, предусмотренные внутренними правовыми нормами соответствующих юрисдикции, можно свести в четыре наиболее распространенные группы.
1. Постоянное пребывание в данной стране (физическое присутствие в границах определенной фискальной территории, соответствующее установленному национальным законодательством минимально возможному сроку или превышающее этот срок). Для определения налогового резидентства физических лиц в данном случае используется механический тест на общее количество дней пребывания в данной налоговой юрисдикции в отчетном налоговом периоде (обычно — календарном году либо любом периоде, состоящем из 12 следующих друг за другом месяцев). При этом физическое лицо признается налоговым резидентом, если оно постоянно находилось на данной фискальной территории не менее 183 дней (6 месяцев) в году. Подобным образом определяется резидентство физических лиц в Российской Федерации (ст. 207 НКРФ).
2. Местонахождение в стране постоянного жилища. Данный способ признания налогоплательщика резидентом предполагает, что на территории рассматриваемой страны у физического лица имеется по-
тоянное жилище (permanent home), находящееся либо в частной собственности, либо используемое на правах долговременной аренды. Нали-ие подобного жилья означает автоматическое наличие постоянного адреса, по которому данного резидента-налогоплательщика всегда можно разыскать. Постоянным жилищем может считаться как собственный, ак и арендуемый дом (квартира), а также гостиничный номер, снимае-ый на длительный срок.
3. Наличие на данной фискальной территории центра жизненных
нтересов. В некоторых странах для определения налогового резидент-
тва национальное законодательство предполагает выявление призна-
:ов приоритетных личных и экономических интересов в рассматривае-
Раздел VI. Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение 839
мом государстве, свидетельствующих о том, что налогоплательщик именно к этой фискальной территории «привязан» сильнее всего, включая намерения являться именно ее налоговым резидентом. К критериям имеющихся в данной стране личных интересов обычно относят проживание здесь членов семьи, родственников и знакомых. Экономические интересы, в свою очередь, предполагают приоритетные источники доходов на территории рассматриваемой юрисдикции, наличие здесь движимого и недвижимого имущества, включая жилище и банковские активы. Совокупность различных личных и экономических интересов, а зачастую и намерения физического лица считать именно данную юрисдикцию приоритетной для проживания и ведения бизнеса, позволяет судить о том, что на территории рассматриваемого государства располагается центр жизненных интересов налогоплательщика (centre of vital interests).
4. Гражданство (национальная принадлежность). Данный критерий налогового резидентства базируется на некогда широко распространенной концепции национальной привязанности (nationality link). Эта концепция предполагает, что гражданин данной страны вне зависимости от юрисдикции своего фактического длительного местопребывания обязан платить налоги по принципу резидентства в стране, гражданином которой он является.
Критерии признания физических лиц резидентами определенной фискальной территории постоянно совершенствуются: если раньше государства — налоговые суверены следовали в данном вопросе простейшему признаку национальной принадлежности налогоплательщика, то в настоящее время используется более сложная система оценок. Однако из-за несоответствия критериев определения резидентства физических лиц, применяемых в национальных законодательствах различных стран, индивидуальным налогоплательщикам — субъектам ВЭД целесообразно в каждом соответствующем случае самостоятельно проводить тест на факты и обстоятельства пребывания в границах рассматриваемой фискальной территории (facts-and-circumstances test). Для физических лиц — субъектов внешнеэкономических операций, жилище и имущество которых находятся на территории сразу нескольких стран, а доходы образуются в двух или более государствах, нужно выяснить, в какой из фискальных юрисдикции данное физическое лицо является налоговым резидентом. В таком тесте учитываются все социально-экономические связи налогоплательщика с данной налоговой юрисдикцией и с зарубежными фискальными территориями, а также сроки, основные мотивы и намерения пребывания в юрисдикции, претендующей на признание физического лица своим налоговым резидентом. Если в ходе такого теста выясняется, что налогоплательщик подпадает под юрисдикцию стран, придерживающихся разных критериев, то у налогоплательщиков — физических лиц может быть двойное и даже многократное
резидентство. Кроме того, в некоторых случаях можно не являться налоговым резидентом ни одной страны мира.
При возникновении у физического лица двойного (или многократного) налогового резидентства облегчить его состояние могут международные налоговые соглашения, которые закрепляют лишь за одной из договаривающихся стран исключительные права на налогообложение доходов по глобальному принципу. Такие соглашения должны быть заключены между государствами, претендующими на признание за собой прав юрисдикции резидентства данного лица. В отсутствие соглашений налогоплательщик может оставаться двойным резидентом, что неизбежно означает для него избыточное налоговое бремя.
Налоговые соглашения, как правило, используют следующую схему разграничения претензий двух юрисдикции на право признания физического лица своим резидентом с последующим налогообложением по глобальному принципу: поэтапно, спускаясь сверху вниз, на основании нижеследующих четырех основных критериев обе страны оценивают правомерность своих требований. При этом на каждом этапе анализа выбирается страна, которая в наибольшей степени соответствует: 1) местонахождению постоянного жилища; 2) центру приоритетных личных и экономических интересов; 3) обычному (постоянному) местопребыванию; 4) национальной принадлежности (гражданству).
Если даже при поэтапном переходе от первого вышеназванного критерия к четвертому однозначно не удается определить единственную страну, на территории которой находится жилище физического лица, либо гражданином которой он является, то страны в лице соответствующих компетентных органов могут договориться между собой, за которой из них закрепляются права на налогообложение глобальных доходов данного налогоплательщика.
Отсутствие налогового резидентства не освобождает налогоплательщика от необходимости уплаты индивидуальных подоходных налогов. Просто в данном случае нет налоговой юрисдикции, которая облагала бы своими налогами глобальные доходы физического лица, в том числе и полученные в других странах. Тем не менее во всех странах — источниках образования доходов соответствующие налоги с данных доходов удерживаются. Такое налогообложение осуществляется уже в соответствии с другим принципом международного налогообложения — принципом налогообложения у источника образования доходов.
Кроме термина «резидентство» в международном налоговом праве также существует понятие «домициль». Категория «налоговый доми-циль» (fiscal domicile) означает место постоянного пребывания данного физического лица — налогоплательщика и учитывает намерения создать и иметь домициль именно в данной юрисдикции. Изначально категория «домициль» опиралась на английскую правовую систему, поэтому ее интерпретация в странах, отличных от англосаксонского права,
Раздел VI. Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение
зачастую связана с некоторыми трудностями. Однако определение налогового домициля физических лиц чрезвычайно важно для взимания налогов, основанных на принципе резидентства.
При кажущейся и очень часто распространенной в юридической литературе синонимичности двух категорий толкование налогового домициля имеет свою специфику, характерную именно для международного налогообложения. Так, при наличии нескольких мест резидентства в разных странах у физического лица обычно можно выделить лишь один домициль, являющийся принципиальной юрисдикцией пребывания налогоплательщика. Для физических лиц домициль — это юрисдикция, к которой налогоплательщик привязан наибольшим образом, в которой находится его центр жизненных и экономических интересов (включая постоянное местожительство и намерение находиться именно в данной юрисдикции).
Налоговое резидентство юридических лиц также определяется исключительно национальными правовыми нормами стран, на территории которых осуществляется хозяйственная деятельность. Для юридических лиц (корпораций, организаций) в национальном налоговом законодательстве при определении страны резидентства, как правило, используются два основных критерия: 1) факт инкорпорации (создание в соответствии с национальным законодательством и регистрация в коммерческом регистре) в данной юрисдикции; 2) местонахождение в данной юрисдикции органов управления и контроля компании.
Некоторые юрисдикции комбинируют оба этих подхода, считая компанию своим резидентом в случае, если хотя бы один из двух вышеназванных критериев выполняется. Иногда компания признается резидентной в соответствии с национальным налоговым законодательством, если она просто осуществляет в данной юрисдикции коммерческую деятельность. В России под юридическими лицами — резидентами следует понимать «российские организации», местом нахождения которых является место их государственной регистрации (ст. 11 НК РФ)'.
Если страны, в которых компания зарегистрирована либо ведет свою деятельность, пользуются разными критериями определения резидентства юридических лиц, то возможно двойное или даже многократное налоговое резидентство. В данном случае проблема может быть урегулирована благодаря имеющимся международным налоговым соглашениям. Налоговые соглашения в случае двойного резидентства признают исключительные права на налогообложение доходов по глобальному принципу за тем договаривающимся государством, на территории которого расположены органы управления и контроля деятельности компании (т. е. находится ее штаб-квартира).
Как и в случае с физическими лицами, для юридических лиц также возможно применение категории «налоговый домициль». Она оказыва-
1 Нужно подчеркнуть, что в действующем Налоговом кодексе РФ понятие «юридическое лицо — резидент Российской Федерации» пока отсутствует.
ется полезной в том случае, если деятельность компании ведется сразу в нескольких юрисдикциях, в которых действуют различные критерии определения налогового резидентства. Налоговый домициль юридических лиц означает принципиальную юрисдикцию ведения бизнеса. Так называемый корпоративный домициль (corporate domicile) определяется как центр корпоративных интересов, из которого ведется управление бизнесом и координация деятельности компании.
Принцип налогообложения у источника образования доходов.Этот принцип предполагает налогообложение всех доходов, получаемых из источников, находящихся в данной налоговой юрисдикции. Для признания за данным государством права на налогообложение у источника образования доходов используется категория «налогооблагаемое присутствие» (taxable situs) в данной суверенной налоговой юрисдикции. На основании подобной территориальной привязанности субъекта ВЭД соответствующее государство — налоговый суверен получает право на налогообложение доходов, образующихся из источников в границах рассматриваемой фискальной юрисдикции (право на так называемые ограниченные фискальные обязательства субъекта налога).
В данном контексте при налогообложении нерезидентов достаточен факт образования источника их доходов на соответствующей фискальной территории. Это подразумевает наличие постоянного представительства иностранного юридического лица с целью осуществления активной коммерческой деятельности в данной стране (получение прибыли — предпринимательского дохода) либо получение так называемых пассивных доходов (процентов, дивидендов, роялти). При этом соответствующие доходы иностранного резидента облагаются либо как аналогичные доходы юридических лиц — резидентов, либо в соответствии с международными налоговыми соглашениями по отношению к ним предусмотрен иной порядок удержания налогов у источника образования пассивных доходов. Очевидно, что для нерезидентов нюансы налогообложения у источника образования доходов связаны с типом доходов, получаемых иностранным резидентом на зарубежной фискальной территории.
Итак, основанием для налогообложения нерезидентов у источника образования доходов, получаемых ими в иностранной юрисдикции, служит их налогооблагаемое присутствие в данном государстве, а именно: а) наличие на данной фискальной территории постоянного представительства иностранного юридического лица; б) получение физическими или юридическими лицами — иностранными резидентами доходов из так называемых пассивных источников (дивиденды, проценты, роялти).
Постоянное представительство (permanent establishment) является важным элементом международного налогового права. Наличие постоянного представительства в какой-либо конкретной юрисдикции не позволяет считать налогоплательщика резидентом, поскольку постоянное
Раздел VI. Международные финансы
Глава 26. Международное налогообложение
представительство не является юридическим лицом страны своего местонахождения. Однако по отношению к нерезиденту, имеющему на территории иностранного государства постоянное представительство, применяется такой же порядок обложения всех доходов, получаемых постоянным представительством в данном государстве, как и порядок, действующий для его резидентов. Тем не менее головные компании — нерезиденты, которые контролируют деятельность постоянного представительства, в отличие от резидентов, не уплачивают в юрисдикции местонахождения постоянного представительства налоги со своих доходов, возникающих в других странах ведения ВЭД.
Постоянное представительство — это место деятельности, расположенное в одном государстве, через которое осуществляются коммерческие операции (получение доходов) компании, являющейся резидентом другого государства. Признаками наличия постоянного представительства (налогооблагаемого присутствия иностранного резидента в данной юрисдикции) служат: имеющееся движимое и недвижимое имущество (включая здания, сооружения, оборудование, финансовые и иные активы), персонал, фактическое осуществление деятельности, связанной с получением прибыли. Принципиальное значение имеет также ведение бизнеса через зависимых или независимых агентов.
Агент-резидент данной юрисдикции создает для зарубежной компании постоянное представительство, если он имеет полномочия заключать контракты от имени этой зарубежной фирмы и регулярно пользуется своими полномочиями (зависимый агент). Агент является независимым, если данные поручения зарубежной компании не являются его основным занятием и он просто участвует в обычном ходе дел данного бизнеса.
В современной классификации доходов выделяют активные и пассивные доходы. Применительно к сфере внешнеэкономических операций активные доходы связаны с непосредственным присутствием их получателя в зарубежной фискальной юрисдикции. В случае с юридическими лицами это, в частности, предполагает осуществление коммерческой деятельности на территории иностранного государства через постоянное представительство. Доходы, полученные таким постоянным представительством, облагаются налогом на прибыль корпораций в стране его местонахождения (у источника образования активного дохода). Стоит также отметить, что постоянные представительства уплачивают и другие налоги, предусмотренные на данной фискальной территории, такие, как налоги на собственность, имущество, на прирост капитала, а также трансфертные налоги при перемене собственников.
Пассивные доходы не связаны с наличием у основного их получателя постоянного представительства в данной юрисдикции. Они представляют собой доходы от долевого участия в иностранном предприятии в форме различных форм портфельных инвестиций, не контролирующих зарубежную фирму полностью, а также доходы от кредитова-
ния и лицензирования зарубежных партнеров. Сюда относятся проценты, дивиденды и роялти. Государство, на территории которого образуются данные доходы, пользуется своим налоговым суверенитетом и взимает с них особые налоги на распределение прибыли в пользу иностранного инвестора (налоги на репатриацию), которые удерживаются из дохода по месту его образования. Далее проценты, дивиденды и роялти перечисляются за границу своему основному получателю с учетом удержанного таким способом налога.
Зачастую принцип налогообложения у источника образования доходов (source principle) и в отечественной, и в зарубежной литературе отождествляется с принципом территориальности налогообложения (territoriality principle). Вместе с тем нужно четко разграничивать данные термины, поскольку последний из них в международном праве имеет принципиально иную смысловую нагрузку. Дело в том, что принцип территориальности налогообложения предполагает распространение на данную фискальную территорию исключительных прав государства — налогового суверена. Это означает не только налогообложение всех доходов резидентов и нерезидентов, образующихся в границах данной фискальной территории (по сути — принцип налогообложения доходов у источника их образования), но и налогообложение иностранных доходов налогоплательщиков, связанных экономическими узами с данной фискальной территорией (резидентов — субъектов ВЭД). Очевидно, что принцип территориальности в международном налогообложении оказывается намного шире, чем вкладываемый в него некоторыми авторами смысл, ограничиваемый исключительно налогообложением доходов резидентов и нерезидентов в пределах соответствующей юрисдикции. Фактически принцип территориальности — комбинация принципа резидентства (глобального принципа) и принципа налогообложения доходов у источника их образования.