Тема 9.1. Характеристика управления денежными средствами в процессе налогообложения
Управление денежными средствами в процессе налогообложения имеет следующие особенности. Во-первых, этот вид управленческой деятельности находится на стыке двух ее аспектов — управления денежными потоками и принятия налоговых решений. Во-вторых, управление денежными средствами направлено на налоговые денежные потоки (налоговых денежных средств не бывает).
Давая рекомендации по управлению денежными потоками, возникающими в процессе налогообложения, необходимо обеспечивать решение следующих задач:
1) оптимальности денежных потоков, возникающих в процессе налогообложения организации;
2) достаточности формирующихся денежных потоков организации для полного и своевременного исполнения обязательств по уплате налогов;
3) целесообразности воздействия на денежные потоки организации с позиции налогообложения.
Для учета особенностей управления денежными средствами в процессе налогообложения и решения поставленных задач используются категории: денежные средства, чистые денежные средства, денежные потоки, денежные потоки, возникающие в процессе налогообложения, чистый налоговый денежный поток.
Денежные средства — это высоколиквидные активы, которые включают в себя денежные средства организации в кассе, на расчетном и валютном счетах.
Чистые денежные средства – результат движения денежных средств.
Денежные потоки – это совокупность распределенных во времени объемов поступления или выбытия денежных средств в процессе хозяйственной деятельности организации.
Денежные потоки, возникающие в процессе налогообложения, – это совокупность выбытий и поступлений денежных средств в процессе налоговых расчетов.
Чистым денежными потоком по каждому виду деятельности или по организации в целом называется разность между поступлением и расходованием денежных средств.
Чистый налоговый денежный поток – это разность между налоговыми поступлениями и налоговыми платежами. У организаций-налогоплательщиков, как правило, чистый налоговый денежный поток является отрицательным. Вместе с тем в определении не случайно речь идет как о выбытии, так и о поступлении денежных средств. Безусловно, наиболее часто в процессе налогообложения речь идет именно о выбытии денежных средств вследствие исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов и в случаях, предусмотренных ст. 46 НК РФ, - взыскания налогов и сборов, а также пеней и штрафных санкций. Однако в случаях, предусмотренных ст. 78 и 79 НК РФ, налоговые органы обязаны осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, а также возмещение НДС в порядке, предусмотренном ст. 176 и 176.1 НК РФ. Поэтому поступления денежных средств или уменьшение их выбытия в дальнейшем также возможны.
С точки зрения использования в процессе управления денежными средствами перечисленные категории можно подразделить на следующие виды:
1) общие категории, используемые при управлении денежными средствами: в современной отечественной практике – «денежные средства» и «чистые денежные средства»; в зарубежной практике - «денежные потоки» и «чистый денежный поток»;
2) специфические категории, используемые исключительно в процессе управления денежными средствами в процессе налогообложения – «денежные потоки, возникающие в процессе налогообложения» и «чистый налоговый денежный поток».
При разработке целесообразного воздействия на денежные потоки, возникающие в процессе налогообложения, налоговому консультанту будут необходимы: специальные планово-учетные инструменты и аналитические методы.
К планово-учетным инструментам, необходимым при работе с денежными потоками, возникающими в процессе налогообложения, относятся: платежный и налоговый календари, платежный баланс, а также бюджеты - «Бюджет движения денежных средств» и «Бюджет налогов и сборов».
Платежный и налоговый календари содержат детализированную по датам информацию о суммах предстоящих платежей в целом и по видам налогов. Целью составления платежного баланса является достижение временного соответствия между поступлением и выбытием денежных средств в разрезе источников выплат. Пример фрагмента платежного баланса представлен в таблице 9.1.
Таблица 9.1
Платежный баланс(фрагмент)
Дата | Операция/остаток | По счетам, в руб. | |||
Расчетный счет в ВТБ | Расчетный счет в Сбербанке | Касса | Итого | ||
01.08.20х | Остаток | 600 251 | 600 319 | 50 000 | 1 250 570 |
01.08.20х | Аванс за товары | -100 000 | -100 000 | ||
01.08.20х | Возврат средств, выданных под отчет | +20 000 | +20 000 | ||
02.08.20х | Выплата заработной платы (по картам) | -325 183 | -325 183 | ||
02.08.20х | Уплата страховых взносов | -110 548 | -110 548 | ||
02.08.20х | Уплата НДФЛ | -55 213 | -55 213 | ||
03.08.20х | Погашение дебиторской задолженности | +50 000 | +50 000 | ||
03.08.20х | Выдано на хозяйственные расходы | -30 000 | - 30 000 | ||
… | … | … | … | … | … |
01.09.20х | Остаток | 536 028 | 554 697 | 50 000 | 1 140 725 |
Целью составления «Бюджета налогов и сборов» является планирование совокупности налоговых обязательств и платежей организации-налогоплательщика. Для планирования налоговых обязательств может использоваться «Смета начисленных налогов», а для моделирования на их основе налоговых денежных потоков - «График гашения задолженности по налогам».
Особую сложность представляет планирование сумм налогов, при одновременном применении одним налогоплательщиком общей системы налогообложения и ЕНВД. Для такого случая смета начисленных налогов может иметь форму, представленную в таблице 9.2. Составление такой сметы позволит раскрыть информацию о сумме плановых налоговых начислений в отношении различных видов обязанностей и налоговых режимов, применяемых налогоплательщиком, а также в разрезе видов налогов. По налогу на прибыль организаций и НДС предусмотрены строки для формирования балансовых остатков, а по НДФЛ – для отражения суммы уплаченного налога.
Столбцы сметы начисленных налогов могут раскрывать представляемую в строках информацию поквартально в двух видах: отдельно по каждому из кварталов – «за 1 квартал», «за 2 квартал», «за 3 квартал», «за 4 квартал»; либо нарастающим итогом: «за 1 квартал», «за полугодие», «за девять месяцев», «за год».
Таблица 9.2
Смета начисленных налогов
1. | Налоги, в отношении которых организация исполняет обязанности налогоплательщика | |||
1.1. | По общей системе налогообложения – всего | |||
1.1.1.1. | по налогооблагаемым видам деятельности | НДС начисленный | ||
1.1.1.2. | НДС, принятый к вычету | |||
1.1.1.3. | НДС, подлежащий к уплате в бюджет | |||
1.1.1.4. | изменение балансовых остатков НДС | |||
1.1.2. | Страховые взносы во внебюджетные фонды | |||
1.1.3. | Налог на имущество организаций | |||
1.1.4. | Транспортный налог | |||
1.1.5. | Прочие налоги, относимые на расходы (указывается, какие именно) | |||
1.1.6. | Налог на прибыль организаций | |||
1.1.6.1. | для организаций, применяющих ПБУ 18/02 | Условный налог на прибыль | ||
1.1.6.2. | по отложенным налоговым обязательствам - ОНО | образование в течение периода | ||
1.1.6.3. | погашение за период | |||
1.1.6.4. | изменение балансовых остатков | |||
1.1.6.5. | по отложенным налоговым активам - ОНА | образование в течение периода | ||
1.1.6.6. | использование за период | |||
1.1.6.7. | изменение балансовых остатков | |||
1.1.6.8. | образование ПНО, ПНА | |||
1.1.6.9. | Текущий налог на прибыль | |||
1.2. | По режиму ЕНВД - всего | |||
1.2.1 | Единый налог на вмененный доход | |||
1.2.2. | Транспортный налог | |||
1.2.3. | Прочие налоги | |||
2. | НДФЛ | |||
3. | Начислено штрафов и пени по налогам и сборам | |||
4. | ИТОГО НАЧИСЛЕНО НАЛОГОВ ПО ПЛАНУ ЗА ПЕРИОД | |||
Показатели сметы начисленных налогов рассчитываются на основе следующих бюджетов:
- по НДС - в отношении облагаемых видов деятельности - «Бюджета продаж» и «Бюджета затрат на материалы»;
- по ЕНВД – в отношении видов деятельности, по которым уплачивается ЕНВД (с учетом отражения в «Бюджете продаж»);
- по налогу на прибыль организаций - «Бюджета расходов»,
- по страховым взносам и НДФЛ - «Бюджета затрат на оплату труда»;
- по налогу на имущество организаций, транспортному и прочим налогам, относимым на расходы целесообразно использовать данные прошлых лет, корректируя их с учетом известных изменений в составе имущества (при неизменности порядка исчисления налогов).
Высокая степень детализации финансовой информации, заложенная в смете начисленных налогов, позволяет использовать ее для дальнейших расчетов налоговых показателей по денежным потокам и балансовым остаткам.
В графике гашения задолженности по налогам осуществляется расчет суммы налоговых платежей и всех видов налоговых балансовых остатков (по активу НДС и ОНА, по пассиву – ОНО и кредиторской задолженности по налогам и сборам). Расчет, в котором показатели денежных потоков и балансовых остатков, практически собирается отдельно по каждому налогу, позволяет учесть различие в продолжительности временного интервала между моментами их начисления и оплаты. Это позволяет обеспечить достаточно точное планирование налоговых платежей.
К аналитическим методам, используемым при работе с денежными потоками, возникающими в процессе налогообложения, относятся прямой, косвенный и коэффициентный методы. Прямой и косвенный методы традиционно используются в управлении денежными потоками. Относительно новым является коэффициентный метод.
Тема 9.2. Содержание прямого метода анализа движения денежных средств
Прямой метод анализа движения денежных средств основан на использовании данных о хозяйственных операциях, отраженных на счетах учета денежных средств в бухгалтерском учете, и составляется по видам деятельности, отражаемым в форме «Отчет о движении денежных средств». Если же налоговому консультанту необходима более подробная информация, нежели содержащаяся в «Отчете о движении денежных средств», например, детализирующая общую сумму налоговых платежей по конкретным налогам, то она может быть получена из учетных данных, которые не являются открытой финансовой информацией.
Общая схема проведения прямого метода анализа движения денежных средств с указанием места в ней налоговых платежей представлены на рисунке 9.1.
В рамках прямого метода анализа движения денежных средств денежные потоки организации принято детализировать по трем видам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.
Текущей считается деятельность организации, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели либо преследующая другие цели, отраженные в уставе. Налоги относятся к текущей деятельности, а наиболее часто - к оттокам денежных средств по ней.
Инвестиционной считается деятельность организации, связанная с долгосрочным размещением средств в капитальные вложения, приобретением основных средств, нематериальных активов и долгосрочных ценных бумаг других организаций, а также с их продажей.
Финансовой считается деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных ценных бумаг, привлечением и возвратом кредитов.
Для решения задач управления денежными потоками, возникающими в процессе налогообложения, целесообразно совмещение механизма прямого метода анализа денежных потоков с коэффициентным методом. Речь идет о том, что на основе данных прямого метода анализа можно рассчитывать ряд коэффициентов, таких например, как: «обеспеченность денежными средствами», «интервал самофинансирования», «достаточность денежного потока по инвестиционной деятельности» «достаточность денежного потока по финансовой деятельности» и др.
Показатель обеспеченности денежными средствами(Одс) показывает, сколько в среднем дней может работать организация без притока денежных средствирассчитывается по формуле:
Одс = ДС /(ПЛтек * Ткал) (9.1)
гдеДС –средний остаток денежных средств за год; ПЛтек –среднедневныеплатежи по текущей деятельности; Ткал – продолжительность календарного периода в днях, для которого производится оценка обеспеченности денежными средствами.
Показатель интервал самофинансирования (Ис) учитывает возможность самофинансирования не только за счет денежных средств, но и за счет краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности:
Ис =(ДС + КФВ + ДЗ) / (ПЛтек*365) (9.2)
где КФВ -краткосрочные финансовые вложения; ДЗ– дебиторская задолженность.
Показатель достаточности денежного потока для инвестиционной деятельности (Динв) показывает, в какой мере организация может финансировать свои инвестиционные процессы. Если значение (Динв) больше единицы, то организация может полностью финансировать свои инвестиционные процессы, но недостаточно активна
Динв = ЧДПтек / ПЛинв (9.3)
где ЧДПтек – чистые денежные средства, полученные от текущей деятельности; ПЛинв–платежи по инвестиционной деятельности.
Показатель достаточности денежного потока для финансовой деятельности (Дфин)позволяет проанализировать достаточность чистых денежных средств по текущей деятельности для погашения обязательств по финансовой деятельности. Если значение этого показателя больше единицы, то организация может погашать свои обязательства по финансовой деятельности полностью за счет чистых денежных средств по текущей деятельности.
Дфин = ЧДПтек/ПЛфин (9.4)
Использование таких показателей позволяет решить две взаимосвязанные задачи. Во-первых, наряду с общей платежеспособностью проанализировать готовность организации к полной и своевременной уплате налогов. Во-вторых, оценить целесообразность воздействия на налоговые денежные потоки с точки зрения оптимизационного воздействия на совокупность характеристик движения денежных средств организации.
Пример 9.1
Проведем анализ налоговой платежеспособности организации на основе совмещения прямого и коэффициентного методов анализа движения денежных средств.
Остаток денежных средств на начало месяца - 156 489 руб., на конец месяца - 169 473 руб. Среднедневные платежи по организации составляют 5832 руб., в том числе по налогам - 1596 руб. Продолжительность месяца - 30 дней. В ближайшее время изменений в уровне платежей не предвидится, но и не ожидается притоков денежных средств в связи с определенными проблемами в хозяйственной деятельности. Проанализируем, сохранит ли данная организация на ближайший месяц платежеспособность, в том числе и налоговую платежеспособность.
Произведем следующие расчеты:
1) определим средний остаток денежных средств за период (156 489 + 169 432) : 2= 162 961 руб.;
2) рассчитаем обеспеченность организации денежными средствами:
а) на анализируемый период в целом 162 961/ (5832 * 30)= 162 961/ 174 960 =0,93 < 1 – это означает, что на ближайший месяц денежных средств будет недостаточно для поддержания общей платежеспособности
б) для поддержания налоговой платежеспособности 162 961 / (1596 * 30) = 162 961 / 47 880 = 3,4 > 1 – следовательно, для поддержания способности к своевременной уплате налогов при полном отказе от других платежей более чем достаточно.
Вывод: в рассматриваемой ситуации денежных средств для поддержания налоговой платежеспособности достаточно, а общей – нет. При этом организация может остро нуждаться в погашении других обязательств, просрочка платежей по которым также повлечет за собой нарушения, следствием которых могут быть штрафы и т.д. Поэтому далее необходимо произвести оценку достаточности средств для обеспечения платежей по всем обязательствам (а не только налоговым).
Пример 9.2
Проанализируем, в какой мере сокращение налоговых платежей (например, в случае изменения налогового режима) будет способствовать обеспечению достаточности денежных потоков для осуществления инвестиционной деятельности.
Согласно финансовому разделу бизнес-плана поступления денежных средств по текущей деятельности составят 10 982 000 руб. Расходование денежных средств представлено в двух вариантах: при применении обычной системы налогообложения оттоки денежных средств по текущей деятельности составят 9 427 000 руб., при переходе на упрощенную систему налогообложения - 8 983 000 руб. По инвестиционной деятельности планируется размещение денежных средств в размере 1 700 000 руб.
Произведем расчеты:
1) чистого денежного потока по текущей деятельности:
а) при обычной системе налогообложения: 10 982 000 – 9 427 000 = 1 555 000 руб.;
б) при упрощенной системе налогообложения: 10 982 000 – 8 983 000 = 1 999 000 руб.;
2) достаточности денежного потока по инвестиционной деятельности:
а) при обычной системе налогообложения 1 555 000 / 1 700 000 = 0,914 < 1 – организация не может за счет собственных средств осуществлять запланированную инвестиционную деятельность, поэтому требуется привлечение заемных источников финансирования;
б) при упрощенной системе налогообложения: 1 999 000 / 1 700 000 = 1,176 > 1 – организация в полной мере может осуществлять запланированную инвестиционную деятельность за счет собственных средств.
Вывод: переход на применение упрощенной системы налогообложения позволяет организации рассчитывать на полное финансирование инвестиционной деятельности за счет собственных средств. Насколько это целесообразно, можно будет понять только после того, когда будет количественно определено влияние использования заемных источников финансирования на денежные потоки организации в течение достаточно продолжительного периода.