Концепция корпоративной социальной ответственности
Проблема КСО
Корпоративная социальная ответственность (КСО) - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, напрямую связанный с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. КСО - добровольные действия бизнес-сообщества в общественно значимых целях.
«Достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде».
Проблема корпоративной социальной ответственности противоречива. С одной стороны, социальная ответственность вступает в противоречие с основным принципом бизнеса - получение максимальной прибыли.[1] С другой стороны, в развитых странах принцип социальной ответственности является нормой и принят в качестве принципа поведения бизнеса, который обязан принимать активное участие в решении социальных проблем общества. Однако это участие выгодно бизнесу с чисто прагматической точки зрения, в противном случае бизнесмен рискует столкнуться с негативной реакцией со стороны общества и общественных организаций, бойкотом продукции компании и т.п.
Корпорации придерживаются принципов социальной ответственности, исключительно исходя из логики капитализма: это является эффективным и прибыльным способом ведения бизнеса. Кроме того, улучшается информированность инвесторов и финансовых институтов, и они отдают предпочтение более устойчивому бизнесу с точки зрения финансовых, социальных и экологических показателей. Предприятию с хорошей репутацией легче привлечь финансирование, оно меньше платит процентов по кредитам и займам, иными словами, хорошая репутация увеличивает капитализацию компании и обеспечивает доступ к более дешевому капиталу.
В мировой практике КСО является одним из инструментов, который позволяет повышать деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения с государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами. По сути, реализуя социальные программы, бизнес стремится с одной стороны – реабилитировать себя в глазах общества, а с другой – надеется улучшить свой имидж.
· Корпоративная социальная ответственность - инструмент реализации имиджевой и репутационной стратегии.
Концепция корпоративной социальной ответственности
Она имеет разные компоненты. Но самая широкая трактовка включает:
1. корпоративную этику;
2. корпоративную социальную политику в отношении общества;
3. политику в сфере охраны окружающей среды;
4. принципы и подходы к корпоративному управлению;
5. вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками,
потребителями, персоналом;
6. политику в отношении персонала.
Существуют 5 уровней социальной ответственности.
Они представляют собой пирамиду, каждый следующий уровень опирается на предыдущий и зависит от развития самой компании; чем выше уровень развития компании, на тем более высоком уровне пирамиды она находится.
Первый уровень характеризуется следующими критериями: уплата всех налогов, чистая заработная плата, соглашение с профсоюзом, а также некая постпродажная ответственность за произведенную продукцию.
Второй уровень - это социальные программы развития персонала.
Третий уровень - участие в развитии местного сообщества, региона подразумевает участие компании в развитии гражданского общества: поддержка социально значимых инициатив, развитие сотрудничества с некоммерческими организациями, благотворительность.
Пятый уровень предполагает отчет о социальной деятельности по международным стандартам и подтверждение отчета независимой экспертизой.