Тема 3. Финансы в системе экономических отношений
3.1 Финансовая система: понятие, сферы (подсистемы), звенья
3.2 Финансовая политика России
3.3 Управление финансами России
Финансовая система общества – это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений отношений, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование финн ресурсов для удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.
Комментарии к таблице
- В зависимости от методов формирования фин ресурсов экономических субъектов, фин систему принято подразделять на сферы:
- Централизованных финансов (публичных)
- Децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домашних хозяйств)
- Финансовая система подразделяется на 3 взаимосвязанные подсистемы, которые обеспечивают формирование и использование фин ресурсов соответственно:
- У хоз субъектов (фин эк субъектов)
- У населения (финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств)
- У государства и у органов самоуправления
- Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья, в зависимости от механизмов формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов
- Основой фин системы являются децентрализованные финансы. Именно в этой сфере формируется преобладающая доля фин ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субсидий, субвенций, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и тд)
- Среди дец ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций, так как здесь создаются материальные блага, работы и услуги, то есть формируется прибыль – главный источник развития общества.
В зависимости от реализуемой государством экономической политики, финансовая система общества может иметь один из следующих типов:
· Банковский тип – ключевую роль в распределении национального дохода играют коммерческие банки и другие ссудно-сберегательные учреждения (Германия, Франция, Япония)
· Рыночный тип– главную роль в перераспределении национального дохода выполняет фондовый рынок (США, Великобритания, Канада)
· Бюджетный тип– наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется через систему бюджетов и внебюджетных фондов (Россия, Швеция)
Под экономическими субъектами понимается независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и другие кредитные учреждения, а также страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные и пенсионные, общественные и др. фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
Постановление Правительства РФ от 07.12.94 №1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".
Финансы домашнего хозяйства – финансы населения
Домашнее хозяйство – хозяйство, которое ведется одним или несколькими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми.
Финансы дом хозяйства – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств (в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности)
Финансы коммерческих организаций – это система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками организаций, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения ими всех своих обязательств.
Финансы ИП – звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.
Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2, п.1, абзац 3 ГК РФ).
Финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации.
Финансы некоммерческих организаций – финансы организаций, деятельность которых не преследует получение прибыли, как первостепенную цель своей деятельности.
Финансовые посредники – это фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющихся временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.
Финансы финансовых посредников – процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый фин системой и связанный непосредственно с функционированием фин рынков и деятельностью фин институтов.
Структура финансового посредничества:
· Финансовые посредники депозитного типа:
o Банки
o Сберегательные институты
o Небанковские коммерческие организации
o Почтово-сберегательные учреждения
· Договорно-сберегательные финансовые посредники:
o Страховые компании
o Пенсионные фонды
o Строительные общества
o Общества на взаимности
o Кредитные союзы и кооперативы
· Инвестиционные фонды:
o Инвестиционные компании
o Паевые инвестиционные фонды
· Прочие финансовые посредники:
o Факторинговые фирмы
o Лизинговые фирмы
Основные выгоды:
Со стороны инвестора (кредитора) | Со стороны заемщика |
· Посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов, что уменьшает кредитный риск · Посредники осуществляют проверку платежеспособности заемщика и организует систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск · Посредники позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов (т.е. возможность получить наличные деньги) | · Посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить кредит на приемлемых условиях · Наличие посредника зачастую позволяет уменьшить ставку за кредит именно за счет снижения риска и увеличения объемов операций · Посредники осуществляют трансформацию сроков, восполняя разрыв между предпочтением долгосрочных кредитов заемщиком и предпочтением ликвидности кредитором · Посредники удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет аккумулирования средств инвесторов |
В развитых странах мира в звене фин посредников сконцентрированы огромные фин ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Они приобретают и продают финансовые продукты, перемещая фин ресурсы к их конечным потребителям.
Финансовые институты – это профессиональные участники фин рынка, занимающиеся операциями по передачи денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финн инструментов. Основное назначение – организация посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой ил опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам...
Основные виды финансовых институтов:
- Коммерческие банки
- Сберегательные учреждения – распространенный вид кредитных учреждений, основная функция которых состоит в привлечении вкладов населения.
- Кредитный союз – объединение товаропроизводителей для удовлетворения потребности его членов в кредите.
- Ипотечные учреждения – специализируются на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимости – земли, городских строений.
- Финансовая компания – компания, профессионально работающая на рынке ценных бумаг в качестве посредника между инвестором и эмитентом, между продавцом и покупателем. ФК могут выступать на рынке в виде брокеров, дилеров и др.
- Инвестиционные фонды или компании – разновидность кредитно-финансовых институтов, которые аккумулируют денежные средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг, которые помещают в акции и облигации предприятий в своей стране и за рубежом
- Депозитарий – компания, имеющая лицензию на право работы с ценными бумагами, выполняющая функция специализированного регистратора
Централизованные публичные финансы – находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ объединяются в бюджетную: федеральный, региональные, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
2. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
3. Местные бюджеты, в т.ч. бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.
Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Для целей планирования бюджета составляются консолидированные бюджеты, федеральный бюджет + консолидированные бюджеты субъектов РФ = консолидированный бюджет РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ = бюджет субъекта РФ + бюджет муниципальных образований, находящихся на его территории.
Правовая форма бюджетов
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ
3. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для финансировании конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значении.
Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.
Государственные внебюджетные социальные фонды:
- Пенсионный фонд РФ
- Фонд социального страхования
- Фонд обязательного медицинского страхования
Эти фонды формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, рождения детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья.
К экономическим внебюджетным фондам в РФ относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития.
Они создаются на федеральном уровне по решению органов Федерального Собрания РФ, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне – по решению законодательных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Экономические внебюджетные фонды:
- Ведомственные фонды
- Фонды территориального (регионального) развития.
Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджетов публичных органов власти и бюджетов внебюджетных фондов. Выступают как:
- Способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов ВБ фондов
- Как средство покрытия временной недостаточности фин ресурсов для исполнения бюджетов ВБ фондов.
Самостоятельным звеном в системе финансов являются государственный и муниципальный кредиты
Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ.
Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.
Банк России:
· Разрабатывает и представляет на рассмотрение Думы Основные направления денежно-кредитной политики (совместно с Правительством)
· Обслуживает счета бюджетов
· Осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России и др.
Финансовая политика государства – это особая сфера деятельности Президента и Правительства РФ, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов общества, их рациональное распределение и перераспределение, эффективное использование для финансового обеспечения реализации программы социально-экономического развития страны.
Главная цель – создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
Это составная часть экономической политики, должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.
Основные задачи финансовой политики государства:
1. Обеспечение условий для формирования сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны
2. установление рационального, с т.зр. государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
3. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
4. создание эффективной системы управления финансами.
Цель – определение наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Содержание финансовой политики:
- выработка концепции развития финансов;
- определение основных направлений на текущий период;
- разработка мер, направленных на достижение поставленных целей
Финансовая политика:
- Финансовая стратегия – долговременный курс финн. политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач (например, проведение пенсионной или бюджетной реформы)
- Финансовая тактика – методы решения финн. задач на важнейших участках финансовой стратегии (например, уменьшение ставки налога на прибыль)
Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.
Бюджетная политика. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения.
Налоговая политика. Основная задача – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. Снижение налогового бремени.
Таможенная политика – симбиоз налоговой и ценовой политики. С ее помощью поощряется либо сдерживается экспорт и импорт товаров.
Кредитно-денежная политика.Основные приоритетные задачи: снижение инфляции и совершенствование финансовых рынков и платежной системы России.
Существуют разные определения термина "управление". В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.
Управление финансами – сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хоз. Субъектов в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения в решении экономических и социальных задач.
В управлении финансами выделяют: объекты, субъекты и инструменты управления.
Объекты управления финансами – различные сферы финансовых отношений.
Под субъектами управления финансами понимают совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике.
Управление финансами:
· Объекты управления (Разнообразные виды финансовых отношений):
o Централизованные финансы
o Децентрализованные финансы
· Субъекты управления (Органы управления финансами):
o Органы законодательной власти
o Органы исполнительной власти
o Органы судебной власти
Органы законодательной власти (на федеральном уровне):
· Федеральное Собрание (двухпалатное), в которое входят Государственная Дума и Совет Федерации. Принимаемы Федеральным Собранием законы, утверждение федерального бюджета, налогового, таможенного законодательства) создают нормативную основу для формирования всей системы финансов и финансовой системы РФ.
· Президент РФ. Определяет цели и задачи финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию. Имеет право на подписание либо отклонение федеральных законов.
Органы исполнительной власти (на федеральном уровне)
- Указом Президента РФ от 12.05. 08г №724 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых (непосредственно Председатель Правительства), прямое руководство осуществляет ПРЕЗИДЕНТ РФ (администрация Президента РФ)
- ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ –высший федеральный орган. Ответственно за разработку и реализацию финансовой политики России, составляет проект бюджета РФ, обеспечивает его реализацию и финансового законодательства
- СЧЕТНАЯ ПАЛАТА – постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата образована Федеральным Собранием и подотчетна ему
- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ – главный банк страны, главный эмиссионный, денежно кредитный институт РФ. Разрабатывает и реализует совместно с Правительством РФ единую государственную кредитно–денежную политику, Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Наделен особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков.
Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью:
- Министерством финансов РФ (Минфин России)
- Федеральной таможенной службой (ФТС России)
- Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
- Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России)
- Федеральной службой по тарифам
- Минфин России –главный орган, осуществляющий текущее управление государственными финансами в РФ
- ФТС –осуществляет в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
- Росфинмониторингуполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
- ФСФР Россииосуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в т.ч. по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.
- Федеральная служба по тарифамосуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль над их применением
В структуру Минфина входит:
1. Федеральная налоговая служба (ФНС России)
2.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)
3. Федеральное казначейство (Казначейство России)
ФНС России осуществляется функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей
- Росфиннадзоросуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
- Федеральное Казначейство Россииосуществляет в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета
Органы судебной власти:
Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством:
- Конституционного
- Гражданского
- Административного
- Уголовного
Судопроизводства.
В Кодексе РФ об «Административных правонарушениях» гл.15 включает составы правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.
Например:
- Ст. 15.1 Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
- Ст. 15.2 Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций
- Ст.15.5 Нарушение сроков представления налоговой декларации
- Ст.15.14 Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов и др.
В уголовном кодексе РФ содержится несколько статей, содержащих составы преступлений, которые условно можно отнести к преступлениям в сфере финансов:
- Ст.199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
- Ст.285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств
- Ст.285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.
Инструменты управления финансов:
- Планирование: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений
- Контроль предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений
- Организация: обеспечение оптимального достижения цели посредством использования специальных организационных моделей
- Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией
1.04.13