Интегральная парадигма логистики
В последние годы в развитых странах активно распространяется интегральная логистическая парадигма. Она развивает маркетинговую парадигму применительно к новым условиям развития производственно-эк. систем. Причины: 1.осознание необходимости симбиоза рыночной и логистической деятельности для достижения конкурентных преимуществ. 2. расширение возможности интеграции между логистическими партнерами в условиях глобализации. 3.ускорение научно-технол. развития, позволяющее применять гибкие автоматизир. производства, информац-комп. технологии, средства контроля и управления на всех стадиях пр-ва и распределения продукции.
В кач-ве интегратора выступает материальный поток; интегрирующая функция распространяется на цепочку предприятий-производителей, логистических посредников, других организаций, а также комп. информационные системы и финанс. институты. Необходимым услов. функционирования такой логистической системы является взаим-вие указанных объектов с управляемым матер. потоком непосредственно либо опосредованно (через информ. или финанс. потоки). Многие прикладные логистические концепции (например, «точно в срок», «тощего производства» и др.) основываются на интегральной парадигме.
Чтобы иметь конкурентные преим-ва на рынке предприятия должны обладать гибкостью и динамичностью. Важнейшее значение - фактор времени, а именно сокращение всех фаз жизненного цикла товара. Уменьшение производственного периода возможно за счет узкой специализации. Однако это потребует привлечь посредников в распределительную систему, что способно удлинить цикл.
Парадигма интегрированной логистики применяется для сквозного управления основными и сопутств. потоками в интегрированной структуре бизнеса: «проектир-ние -закупки–производство–распределение–продажи–сервис». В интегрированной логистике применяются концепции TQM, JIT, LP, VMI, SCM,TBL, VAD и др., системы ERP, CSRP.
TQM (Total Quality Management)–всеобщее управление качеством – непрерывно развивающаяся во времени концепция, определяющая конкурентное качество при отсутствии пределов его совершенствования. TQM интегрирует как техническую сторону качества, так и философию управления качеством, основанную на широком участии всего персонала компании во всех сторонах этого процесса, а также интеграцию со всеми логистическими партнерами и прежде всего с потребителями.
JIT (Just-in-time)– концепция, обеспечивающая доставку материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку. Позволяет снизить запасы, сократить произв-ные и складские площади, повысить кач-во изделий, сократить сроки произв-ва, эффек-но использовать оборудование, уменьшить кол-во непроизводственных операций.
Концепция JIT послужила для разработки и внедрения таких логистических концепций (технологий), как Lean Production и Value added logistics.
LP (Lean Production) – «стройное/ плоское производство». (относится только к производству). Соединение компонентов: высок. кач-ва, мелких размеров произв-ных партий, низкого уровня запасов, высококвалиф. персонала и гибкого оборудования. «Стройное» пр-во требует меньших запасов, меньше времени, возникает меньше потерь от брака. Сохраняется преимущество массового производства – «большие объемы – низкая себестоимость». Идея – убрать ненужные операции (складирование и ожидание) и организовать пр-во, требующее наимен. затрат, на кот. производятся миним. необходимые партии продукции и в целом используется миним. кол-во ресурсов.
VAD (Value added logistics) –основан. на том, что каждая логистическая операция добавляет стоимость продукту\услуге. Лог-ий процесс - процесс создания выгод, содержащих добавленную стоимость, наиболее эффективным способом.
VMI (Vendor Managed Inventory) – усовершенств. версия CR и QR, основан. на новых информац. технологиях. Вместо оформления заказов потребитель обменивается информацией о спросе, продажах, продвижении продукции с поставщиком. Поставщик берет на себя обязательства пополнять запасы потребителя и поддерж. их на необходимом ур. При этом поставщик получает не заказ, а указание покупателя относительно желательных верхних и нижних границ размера запасов.
SCM(Supply Chain Management)–«управл. цепями поставок» (шире, чем ERP). часто SCM отождествляют с понятием лог-ки. Кристофер отмечает, что управление цепью служит для налаживания связей и координации между поставщ., клиентами и самой организации. SCM – «управл. взаимоотношениями с находящимися выше и ниже по течению поставщиками и клиентами, направленное на достижение более высокой потребительской ценности при меньших издержках всей цепи поставок в целом».
TBL (Time-based Logistics) – концепция, направленная на оптимизацию всех фаз жизненного цикла изделия по времени, начиная от научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до послепродажного сервиса.
ERP (Enterprise Resource Planning) – система интегрированного планирования ресурсов, позволяющая планировать всю деятельность предприятия. Включает модули прогнозир. спроса, управление проектами, затратами, кадрами, инвестициями и др.
CSRP (Customer synchronized resource planning) – система планирования ресурсов, синхрон-ная с потребителем, использующая функциональность ERP, переориентирует планирование от производства к конечному покупателю. Учитывает произв-ные и матер. ресурсы предприятия, но и ресурсы, потребляемые в маркет., коммерч., послепродажн. работе с потреб-лем.
· DCM (Demand Chain Management — управление цепью спроса):
1. SCM (Supply Chain Management — управление цепью поставок);
2. CRM(Customer Relationship Management— управл. взаимоотн-ми с покупателями).
Управление цепью спроса —решение, которое сокращает разрыв между традиционными системами CRM и SCM путем синхронизации деятельности отделов продаж и маркетинга с операциями в цепи поставок (закупочной, производственной и распределительной логистикой).
Т. о., управление цепочкой спроса—объединение процессов управления цепочкой поставок и взаимоотношениями с покупателями, за счет которого достигается координация между созданием спроса на рынке, получением заказа от клиента и определением структуры поставщиков в завис-ти от специфики покупат-го спроса.
Вопрос 50. Стратегическая парадигма логистики
За рубежом развитие логистики достигло нового, более высокого уровня — стратегического, сочетающего использование концепции логистики и союзов с партнерами для достижения конкурентного преимущества. Фирма, применяющая стратегическую логистику, заблаговременно сообщает о своих намерениях партнерам, а затем действует строго в соответствии с объявленной тактикой. Смысл стратегической логистикизаключается в том, чтобы внутри компании проводилась политика по изменению ее собственной культуры, а во внешней среде больше внимания уделялось развитию партнерских отношений, взаимодействию с поставщиками и потребителями.
Одной из главных задач становятся быстрое реагирование на рыночные изменения, своевременная поставка товаров и услуг, отвечающих меняющимся запросам потребителей. Большая роль в стратегической логистике отводится информации. Получая информацию в местах продаж и быстро передавая ее производственным предприятиям, фирмы существенно сокращают сроки реагирования на потребности покупателей. Эти меры в сочетании с высокой гибкостью производства и использованием компьютеризированной системы продвижения товаров позволяют в кратчайшие сроки выполнять заказы потребителей.
Все более активное использование процессного подхода в управлении «размывает» границы между продавцами, покупателями, участниками каналов распределения продукции, совершенствует логистические сети, укрепляет партнерские отношения. Обмениваясь информацией, партнеры формируют виртуальную цепь поставок, что способствует увеличению совокупно создаваемой ими ценности. Благодаря стратегической парадигме и виртуальной цепи поставок радикально меняется процесс предложения товара. Новый подход получил название «отсрочки по времени, месту или конфигурации товара». Суть его заключается в перестройке взаимоотношений партнеров таким образом, чтобы производство стало гибким и благодаря этому, а также использованию отсрочки в поставке конечный продукт создавался в строгом соответствии с предпочтениями покупателей. Идея отсрочки подтолкнула многие компании к созданию региональных распределительных центров (например, EDC — Европейский распределительный центр), позволяющих обеспечивать удовлетворение разнообразных запросов покупателей. Одновременно решаются вопросы комплектации изделий из взаимозаменяемых модулей, установки этих модулей (или сборки), отделки товара с учетом требований покупателей, качества обслуживания на более поздних этапах создания и распределения конечной продукции. Использование виртуальной цепи поставок, которая делает ставку на обладание информацией, а не на создание запасов, а также ускоренное реагирование на запросы потребителей обеспечивают компаниям ощутимые выгоды и конкурентные преимущества. Стоимость производства единицы товара в системе отсрочки может оказаться выше, чем при традиционном способе за счет увеличения транспортных и некоторых других расходов. Однако общая эффективность оказывается более высокой благодаря значительному снижению общих затрат на хранение запасов в логистической цепи, увеличению объемов продаж, сокращению сроков реализации быстро стареющих товаров и повышению уровня обслуживания покупателей.