Экономические проблемы пенсионного обеспечения в Республике Бурятия и пути его совершенствования
Экономические проблемы пенсионного обеспечения в Республике Бурятия возникают, практически параллельно с проблемами Российского Фонда.
Одной из важных проблем является проблема возраста. То там, то здесь возникают разговоры о том, что Пенсионный Фонд Российской Федерации якобы поддерживает идею повышения пенсионного возраста. Однако, как утверждают специалисты, информация не соответствует действительности.
Как отмечают в пресс-службе Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия, Пенсионный фонд никогда не выступал в поддержку этой инициативы. Напротив, руководители и официальные представители Фонда неоднократно заявляли, что в настоящее время планы повышения пенсионного возраста не рассматриваются.
Все расчеты и бюджетное проектирование по развитию пенсионной системы ведутся исходя из действующего общеустановленного пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 - для мужчин).
Что касается возможной экономии средств в случае увеличения возраста выхода на пенсию на 5 лет, то у представителей Пенсионного фонда на этот счет другое мнение.
В частности, речь идет о том, что увеличение пенсионного возраста дает двойственный эффект.
Сначала это позволяет экономить бюджетные средства. Но потом люди, которые вышли на пенсию позже, будут получать ее в увеличенном размере, поскольку пенсия будет рассчитана на меньший срок.
И выплата этих повышенных пенсий потребует увеличить нагрузку на работодателей - так сообщили в пресс-службе Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия. А это нежелательно.
Другой проблемой является неполная неосведомленность жителей республики о пенсиях, как таковых, суммах пенсий, сроках, и методов ее формирования. Как улучшить жизнь в старости, к сожалению, работающая молодежь и люди уже с большим стажем работы, знают далеко не все.
Кроме того, не все пенсионеры знают о порядке оказания адресной помощи за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и республиканского бюджета. А те, кто и знает, может не подозревать, что при открытии двери, они могут попасть на мошенников. Поэтому визиты необходимо заранее согласовывать.
Визиты на дом сотрудников Пенсионного фонда практически исключены, специалисты работают с клиентами непосредственно на рабочих местах, для этого созданы клиентские службы, а исключительные визиты на дом всегда заранее согласованы.
Специалист, посещая пенсионера, обязан предъявить служебное удостоверение сотрудника ПФР.
Другой проблемой является порой возникающий дефицит средств пенсионного фонда накоплений.
Так, в начале года, выявились некоторые предприятия на территории Бурятии, которые задолжали Фонду достаточно круглую сумму средств.
В новом законе в пределах единой для всех ставки 26% (20% в пенсионной фонд) предлагается ввести прогрессивную солидарную часть с 6% до 18% (сейчас она 6% для всех).
В итоге отказ от накопительного элемента и отказ от регрессивной шкалы даже при снижении ставки страховых взносов до 26% позволят на 60-70% закрыть дыру в пенсионном фонде.
Но очевидно, что это должно произойти за счет интересов финансовых структур и повышения налогообложения сверхвысоких доходов. Однако, этого не вводится.
Следующей проблемой является неохотное внесение средств гражданами в накопления. Достаточно низка активность населения в части передачи средств пенсионных накоплений в управление частным компаниям: не более 7 % от общего числа граждан, имеющих накопительную часть трудовой пенсии.
Кроме того, имеет тенденция понижения активности в области использования материнского капитала. На конец отчетного года обладателями сертификатов на материнский капитал стали более 19,5 тысяч семей в республике.
Учитывая вышесказанное, следует представить пути решения проблем пенсионного обеспечения Республики Бурятия.
Специалистам Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия необходимо проводить уроки пенсионной и социальной грамотности для старшеклассников и студентов, с тем, чтобы они получали знания о будущей пенсии, ведь согласно новому методу расчета, размер пенсии зависит, в основном, от индивидуальных пенсионных баллов, а не от фиксированной части.
На пенсии в среднем человек проводит столько же время, сколько длится его детство и юношество. Это большой отрезок жизни и к нему надо быть готовым - надо быть максимально здоровым и иметь достойную пенсию.
Кроме того, пенсионная система модернизируется и с каждым годом представляет все больше и больше возможностей по увеличению будущей пенсии. К сожалению, школьная программа практически не затрагивает эту важнейшую тему.
Необходимо давать базовые знания как школьникам, так и взрослому населению об их будущих пенсионных правах, а также о способах увеличения будущей пенсии.
Для решения проблемы мошенничества в области помещения пенсионеров на дому, необходима четкая инструкция к этому. Необходимо призывать пенсионеров быть бдительными, не открывать незнакомым людям, а только тем, чье имя они скажут, предварительно созвонившись со специалистом.
Необходимо учитывать то, что визиты на дом сотрудников Пенсионного фонда практически исключены, специалисты работают с клиентами непосредственно на рабочих местах, для этого созданы клиентские службы, а исключительные визиты на дом всегда заранее согласованы.
Кроме того, специалист, посещая пенсионера, обязан предъявить служебное удостоверение сотрудника ПФР.
Система пенсионного обеспечения Российской Федерации, требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Действующая пенсионная система не удовлетворяет многих: пенсионеров - из-за явно низкого размера пенсий; работодателей - вследствие непомерно высоких страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; власть - по причине недовольства значительной части населения низким прожиточным уровнем пенсионеров; Пенсионный фонд России - так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.
В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики нашей страны и в то же время не обеспечивает в полной мере потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением.
По результатам исследования с достаточной степенью достоверности можно прогнозировать, что негативные демографические тенденции в России, последствия экономического кризиса в ближайшее десятилетие потребует чрезвычайных усилий государства по обеспечению функционирования различных систем пенсионного обеспечения. Уже сейчас взносы предприятий и организаций в социальные внебюджетные фонды предельно высоки и не могут быть существенно увеличены без негативных социальных и экономических последствий. В то же время доходы экономически активного населения значительно превышают средние доходы, и при выходе на государственную пенсию обеспеченность этой социальной группы значительно падает.
В сложившихся условиях совершенно неизбежной становиться глубокая реформа пенсионной системы в Российской Федерации с включением в нее, в частности, такого общепризнанного в мировой практике института как негосударственное пенсионное обеспечение. Организационной основой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации должны выступать негосударственные пенсионные фонды, то есть организации с правом юридического лица на ведение исключительно пенсионного вида деятельности. Хочется верить, что эта, а также другие инновации, внесенные и вносимые в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выбраться пенсионной системе из кризиса и существенно улучшить положение всех нуждающихся в поддержке государства.
В заключение можно прийти к выводу, что работа Пенсионного фонда РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется для того, чтобы ее сбалансировать и привести в равновесие.