Экономических отношений (МЭО) в Республике Беларусь
1. Налоги в системе МЭО.
2. Налоговое регулирование МЭО: концепция территориальной привязки; резидентство (национальность) налогоплательщика.
3. Проблемы и пути решения проблем налогообложения в мировой экономике. Принципы налоговой гармонизации.
4. Международное налоговое соглашение как основной инструмент регулирования налоговых отношений.
1. Налоги в системе МЭО.Важным регулятором в системе международных финансовых отношений являются налоги. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей. Чем больше внешнеторговый оборот разных стран, тем теснее экономически они связаны между собой, тем острее встает вопрос о налогообложении. В связи с этим налоги превращаются в важный элемент внешнеэкономической деятельности. Отсюда вытекает необходимость установления порядка налогового обложения для иностранцев, проживающих и осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории данной страны; а также национальных юридических и физических лиц, находящихся за рубежом, в целях защиты их интересов.
Главной целью международных налоговых соглашений является устранение двойного налогообложения. Международное двойное обложение означаетобложение одного и того же объекта (дохода, имущества, сделки и т. д.) в один и тот же период аналогичными видами налогов в двух и более странах. Двойное обложение возникает по причине различий в определении облагаемого объекта. Проблема двойного налогообложения возникает при высокой степени мобилизации доходов и лиц, получающих эти доходы. Причины возникновения двойного налогообложения:
1) большинство стран в своих налоговых системах сочетают причины резидентства (обложение налогом лиц, имеющих в этих странах постоянное место пребывания, по всем доходам, включая полученные за рубежом) и территориальности (взимание налогов с доходов, полученных на территории данных стран, независимо от постоянного места пребывания лиц, получающих доходы);
2) различия в выборе базы налогообложения и в правилах определения облагаемого дохода;
3) различия в статусе налогоплательщика (в одной стране налогом на прибыль облагается партнерство как юридическое лицо, а в другой – непосредственно доходы партнеров).
Пути устранения двойного налогообложения или уменьшения его бремени:1) принятие государством внутренних законодательных актов в одностороннем порядке; 2) регулирование двойного налогообложения путем заключения международных соглашений.
Большинство стран на практике сочетают оба направления, которые дополняют друг друга и в то же время не могут быть полностью взаимозаменяемыми. Зачастую методы устранения двойственности налогообложения в одностороннем порядке, предлагаемые национальным законодательством (полное или частичное освобождение, налоговый кредит), совпадают с механизмом, предусмотренным в международных соглашениях. Однако полностью решить проблему в одиночку не удается, так как перед любым государством всегда стоит двойственная задача: с одной стороны – обеспечение достаточного уровня поступлений в бюджет, а с другой – создание оптимальных условий для стимулирования экономического развития, особенно в сфере движения капиталов.
Часто в соглашениях применяется метод налогового кредита, суть которого состоит в том, что страны договариваются освободить свои субъекты или плательщиков от национальных налогов на сумму налогов, уплаченную по этим объектам или плательщиками за рубежом. Как правило, оплата налогов внутри страны происходит лишь в виде разницы между своими и зарубежными налогами.
2. Налоговое регулирование МЭО: концепция территориальной привязки; резидентство (национальность) налогоплательщика. Налоги являются главным и наиболее эффективным средством государственного регулирования в сфере МЭО. В разных странах существуют сложные и многоступенчатые системы налогов, в значительной мере влияющие на эффективность их ВЭД. Структура системы налогообложения, размеры налоговых платежей, порядок их взимания определяются каждым государством и обязательны для выполнения на всей его территории.
При налоговом планировании и разработке механизма налогового регулирования используются два подхода:
1) Концепция территориальной привязки, согласно которой каждая страна облагает налогом только те доходы (объекты налогообложения), которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и фирмами страны за пределами ее территории, к налогообложению в своей стране не привлекаются и в состав облагаемых доходов граждан и фирм не включаются.
2) Концепция резидентства («национальности») налогоплательщика,согласно которойкаждый налогоплательщик, признаваемый резидентом (постоянным жителем) данной страны, подлежит обложению налогами в ней по всем своим доходам из всех источников, в т. ч. и зарубежных. Статус резидента устанавливается законодательством страны по нормам, различающимся в отношении граждан (физических лиц) и корпораций (юридических лиц). Физические лица получают статус резидента по законодательству (по паспорту), по месту постоянного проживания или по другим подобным критериям, а юридические лица – исходя из места их регистрации, места осуществления основной деятельности, местонахождения руководящего органа или других подобных критериев.
Для защиты своих налоговых прав в сфере ВЭД страна должна установить порядок определения «национальности» налогоплательщика; порядок определения «национальности» коммерческой деятельности; порядок определения «национальности» дохода (источника дохода); порядок зачета уплаченных за рубежом налогов; правила регулирования в налоговых целях трансфертных цен. Общие принципы обложения доходов от ВЭД состоят в том, что иностранная компания облагается налогом в другой стране, если она: 1) осуществляет там полный коммерческий цикл операций; 2) действует через свои деловые учреждения; 3) реализует свои операции через зависимых агентов, имеющих полномочия на заключение сделок.
Компания, действующая в зарубежной стране, может подпадать под один из трех режимов:
1) если она будет признана резидентом страны, то обложению в данной стране подлежат все ее доходы, в том числе от деятельности и из источников за рубежом;
2) если компания не является резидентом страны, но осуществляет деятельность на ее территории или имеет свое деловое учреждение, то налогами в этой стране облагаются только ее доходы из местных источников;
3) если компания не резидент, не осуществляет деятельность в этой стране или не имеет в ней офиса, то обложению подлежат только ее пассивные доходы из местных источников.
3. Проблемы и пути решения проблем налогообложения в мировой экономике. Принципы налоговой гармонизации. Опыт зарубежных государств, где были проведены налоговые реформы, позволяет выявить общие закономерности развития налоговых систем:
– предоставление налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР для стимулирования предпринимательства;
– либерализация систем подоходного налога через снижение налоговых ставок, расширение налогооблагаемой базы, сокращение льгот;
– реформирование систем косвенного налогообложения через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, придание универсального значения и усиления роли НДС;
– ускорение накопления капитала и стимулирование деловой активности черезснижение ставок по корпоративным налогам;
– постепенное снижение налога на прибыль и рост косвенных налогов. Снижение налога на прибыль позволяет государствам повысить инвестиционную привлекательность, а приток инвестиций дает рост рабочих мест и развитие инфраструктуры. Одновременно возникает необходимость компенсировать снижение налоговых поступлений, для чего прибегают к повышению НДС.
В 1993 г. был разработан документ, выполняющий роль мирового налогового кодекса, который определял современное понимание налоговой системы, приводил рекомендации для разработки национального налогового законодательства и рассматривал вопросы создания эффективного налогового аппарата. Его основными идеями являлись:
– плановый порядокпроведения налоговых реформ при наличии высокого уровня консенсуса в обществе с привлечением к процессу представителей налогоплательщиков и практикующих налоговых юристов;
– приоритет интересов производства перед интересами бюджета (и налогового ведомства), т. е. приоритет фундаментальных частных интересов над текущими интересами исполнительной власти;
– снижение налогового бремени. Налоги должны быть по возможности минимальны; минимально необходимы должны быть затраты на их взимание; налоги не должны препятствовать конкуренции и должны соответствовать структурной политике государства в экономической сфере; налоги должны быть нацелены на справедливое распределение доходов; налоговая система должна исключать двойное налогообложение.
Высокое налоговое бремя в развитых странах привело к появлению оффшорного бизнеса, т. е. юридического перенесения объектов налогообложения из стран с высоким уровнем налогообложения в страны с его низким уровнем. Схема оффшорного бизнеса заключается в переносе всех или части деловых операций в компанию, пользующуюся налоговыми привилегиями или находящуюся в зоне льготного налогообложения. Первоначально подобные подходы были исключительной прерогативой международных схем, однако появление территорий с льготным налоговым режимом сделало жизненными такие схемы и внутри страны. Сегодня оффшорная деятельность претерпевает значительные перемены. Втечение ближайших лет развитые страны вынудят большинство нынешних оффшорных зон принять законы, по которым будет прекращена регистрация компаний с льготным режимом налогообложения.
Для взаимопроникновения национальных экономик и создания общего экономического базиса необходимо формировать единое налоговое пространство. Основным условием достижения этой цели является гармонизация национальных налоговых систем. Налоговая гармонизация –стратегия согласованной налоговой политики интегрирующихся государств по координации и сближению уровней налогообложения. В мировой экономике существует тенденция гармонизации налоговых систем, которая выражается в сближении ставок НДС и ставок налога на прибыль; унификации налоговой базы; устранении двойного налогообложения.
Основные задачи гармонизации налогообложения: устранение фискальных границ НДС при перемещении товарной продукции между странами; унификация принципов начисления НДС; сближение уровня налоговых ставок; стандартизация налогового и бухгалтерского учета и отчетности; создание унифицированной системы налогового контроля, определение общих подходов в сфере международного налогообложения (единые критерии понятия резидентства, метода зачета налогов и др.); расширение системы соглашений о ликвидации двойного налогообложения доходов с целью поощрения импорта и экспорта капитала.
Очевидно, что под процессы унификации с целью достижения реальных результатов и сохранения ее эффективности попадает вся национальная налоговая система и налоговые институты, обслуживающие ее.
4. Международное налоговое соглашение как основной инструмент регулирования налоговых отношений.Важную роль в регулировании МЭО играют международные налоговые соглашения.
Цели заключения международных налоговых соглашений:
– Урегулирование двойного налогообложения.
– Защита интересов отечественных хозяйствующих субъектов,ведущих ВЭД в другом государстве, их недискриминация с точки зрения налогообложения. Если по взаимному соглашению между правительствами обеих стран субъектам ВЭД гарантируется благоприятный налоговый климат, то оба государства получают выгоды: страна-экспортер капитала – в виде налогов с глобальных доходов своих резидентов, а страна-импортер капитала получает иностранные инвестиции в национальную экономику, привлекаемые в т. ч. числе и льготным налогообложением.
– Борьба каждой страны с разными способами уклонения от налогов. С помощью обмена информацией между фискальными органами, проведения предварительных расследований и задержания злостных неплательщиков налогов каждое государство отстаивает свой налоговый суверенитет.
– Выработка процедуры урегулирования спорных вопросов, возникающих во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиками. Если резидент данной страны считает, что в иностранном государстве он подвергся неоправданно высоким налогам, то, не являясь субъектом международного права, он может рассчитывать только на взаимопонимание со стороны фискальных органов своего государства, которые правомочны решать такие проблемы.
Следует подчеркнуть, что международные налоговые соглашения не создают новых налоговых законов, они лишь призваны обеспечить «мягкую» и надежную стыковку национальных налоговых законодательств. Поэтому основное правило международных налоговых соглашений состоит в том, что они не могут дать каждой стране больше прав и преимуществ, чем это предусмотрено ее национальным законодательством.
Правительство Республики Беларусь координирует налоговую политику с другими странами и для этого заключает международные налоговые соглашения (с последующей ратификацией в законодательном порядке). Разрабатывая внешнюю налоговую политику, государство использует односторонние и многосторонние договорные меры. Односторонние меры принимаются властями данной страны без согласования с властями других стран. В их числе – определение порядка налогообложения иностранцев у себя в стране и своих граждан, действующих за пределами страны. Ни одна страна в одностороннем порядке не может требовать льготного налогового режима для своих резидентов. Но на основе взаимной договоренности стороны в состоянии уравнять налоговые права своих граждан и капитала с местными гражданами и капиталом. Частью внешней налоговой политики является проведение мероприятий по налоговой защите своих граждан и капитала за рубежом, по предоставлению налоговых льгот экспортерам национального капитала, товаров и услуг. Таким образом, международные налоговые соглашения способствуют повышению международной коммерческой активности, увеличению потока капиталов между странами.
РАЗДЕЛ II. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМЫ