Проблема взаимоотношений в семье
Банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.
Проблема влияния природы на душу человека Л.Н. Толстой «Война и мир»Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.
Проблема бережного отношения к природе
В. Астафьев «Царь-рыба»
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно – карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.
Проблемы семьи, Роли детства в жизни человека
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы», унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.
В. Астафьев «Последний поклон»
БабушкаКатерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
Роли семьи в формировании личности
Л.Н. Толстой «Война и мир»
В семьеРостовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети – Наташа. Николай и Петя – стали по- настоящему хорошими людьми, а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль – безнравственные эгоисты.
И. Полянская «Утюжок и мороженое»
Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестокости, хитрости, изворотливости её сестры.
Материнства (роли матери в воспитании)
А. Фадеев «Молодая гвардия»
В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
К. Воробьев «Тетка Егориха»
СиротаСанька в рассказе осиротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем матерью тетку Егориху.
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому...»
Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы – оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
Материнства как подвига
Л. Улицкая «Дочь Бухары»
Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.
В. Закруткин «Матерь человеческая»
Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.
Взаимоотношения отцов и детей
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Оленька, героиня рассказа, талантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких людей, друзей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
Ф. Искандер «Начало формы»
Герой рассказа,Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоевывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.
А. Амлинский «Нескучный сад»
На примере трех поколенийсемьи Ковалевских можно проследить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучившие его вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном общении с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драматизм отношений между близкими людьми, родителями и детьми.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.
Н.В. Гоголь «Мертвые души»
Следуя завету отца «копить копейку»,Чичиков всю свою жизнь посвятил накопительству, превратившись в человека без стыда и совести.
Проблема взаимоотношений в семье
А. Амлинский «Возвращение брата»
В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности, опустился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невозможность обмануть его помогают старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, уверовавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремящуюся «сделать успех каждого, радость каждого – успехом и радостью всех». И Евдокия Савельевна, и ребята готовы оценить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебрежения к ним. Много позже отец поймет учительницу и согласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.
А. Алексин «Раздел имущества»
Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми – Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.
А. Лиханов «Чистые камушки»
ДвенадцатилетнийМихаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, то они способны, талантливы. Эта уверенность помогла впоследствии каждому из них стать личностью.
А. Лиханов «Обман»
У главного героя,Серёжи,умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.
Проблема преемственности поколений
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его мастерство сохранится в веках, но самое главное – оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. Поэтому он учит мальчика всем премудростям ремесла и жизни.
Роли учителя в жизни человека
А.И. Куприн «Тапер»
Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом
В. Распутин «Уроки французского»
УчительницаЛидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
В. Быков «Обелиск»
УчительМороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.
А. Лиханов «Драматическая педагогика»
«Самое дурное, что может быть на белом свете, – воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть своих ошибок. Учитель, который ни разу не сказал своим ученикам, их родителям, самому себе: «Извините, я ошибся» или: «Я не сумел».
А. Алексин «Третий в пятом ряду»
Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека... добро каждый должен творить по-своему ... Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
А. Алексин «Безумная Евдокия»
Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках – талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.
А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц»
Старый Лис научил Маленького принца постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. Ведь самое главное всегда бывает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
Б. Васильев «Летят мои кони...»
Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; безвинного детского страдания)
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
Герой повести – сиротаПетя,которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась незамеченной.
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Герои повести –Кузьмёныши – находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург, но после её смерти, накануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ребенок замерз, голодный и заброшенный.