Структура МЧС России. Должностные лица и структурные подразделения МЧС России.
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
МЧС России
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кафедра теории и истории государства и права
(наименование кафедры)
«УТВЕРЖДАЮ»
начальник кафедры
теории и истории государства и права
майор внутренней службы
Немченко С.Б.
”_____” _____________ 2011 года
Л Е К Ц И Я
по дисциплине «Теория государства и права»
по специальности 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)
«БАКАЛАВР»
Тема № 9. Органы системы МЧС России в системе органов исполнительной власти
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол № ______от
«______» _______________ 2011 года
Санкт-Петербург
I. Учебные цели
Цель проведения данной лекции – сформировать у курсантов четкое представление о месте в механизме современного государства МЧС России в целом, Государственной противопожарной службы МЧС России, в частности. Установить логические и структурные взаимосвязи между различными элементами ГПС МЧС России.
II. Воспитательные цели
Формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, позволяющих решать задачи, стоящие перед судебно-экспертными, юридическими и другими службами ГПС МЧС России
III. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: история создания, задачи и функции. 2. Структура МЧС России. 3. Министр МЧС России: порядок назначения и полномочия. Структурные подразделения МЧС России. 4. Территориальные органы системы МЧС России: порядок формирования и деятельности. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Литература
Основная
Нормативные правовые акты
- Конституция РФ. Принята всенародным референдумом 12.12.1993.
- Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 14.05.2010) «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2882.
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 № 712 (ред. от 22.04.2009) «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 12.12.2005. № 50. Ст. 5299.
- Постановление Правительства РФ от 20.06.2005 № 385 (ред. от 29.12.2009) «О Федеральной противопожарной службе» // Собрание законодательства РФ. 27.06.2005. № 26. Ст. 2649.
- Постановление Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 (ред. от 24.03.2009) «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 27.12.2004. № 52 (часть 2). Ст. 5499.
- Приказ МЧС РФ от 01.10.2004 № 458 (ред. от 30.03.2010) «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2004 № 6068) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 43. 25.10.2004.
- Приказ МЧС РФ от 06.08.2004 № 372 (ред. от 08.09.2008) «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.08.2004 № 5977) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 34. 23.08.2004.
Учебная и специальная литература
- Боер В.М., Григонис Э.П. и.др. Теория государства и права: схемы и определения. СПб.: СПбГУАП, 2001.
- Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега, 2005.
- Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2002.
- Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М., 1994.
- Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.
- Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
- Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцикй профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006.
- Янгол Н.Г. Свобода личности и деятельность органов внутренних дел в условиях чрезвычайных правовых режимов. Дисс. д-р ю.н. СПб, 1999.
Дополнительная
- Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994.
- Лазарев Б.М., Давитнидзе И.Л. Общая теория государства и права. М., 1992.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. Ред. М.Н. Марченко. – М., 2001.
Y. Текст лекции
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 9 «Органы системы МЧС России в системе органов исполнительной власти».
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: история создания, задачи и функции.
2. Структура МЧС России.
3. Министр МЧС России: порядок назначения и полномочия. Структурные подразделения МЧС России.
4. Территориальные органы системы МЧС России: порядок формирования и деятельности.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов.
1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: история создания, задачи и функции.
Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации (ГИМС России) была образована Постановлением Совета Министров РСФСР от 15 июня 1984 года № 259.Первым возглавил ГИМС России Герой Советского Союза, капитан первого ранга в отставке Голубев Дмитрий Николаевич, который более 8 лет осуществлял руководство деятельностью ГИМС.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 47 ГИМС России была передана в ведение МЧС России. В настоящее время Управление ГИМС МЧС России возглавляет Главный государственный инспектор по маломерным судам Российской Федерации.
Основными задачами ГИМС МЧС России являются:
– осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации,
– а также обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
За годы функционирования Государственной инспекции по маломерным судам ее работниками спасено свыше 180 тысяч человек.
В 2005 году созданы центры ГИМС МЧС России по субъектам Российской Федерации.
В настоящее время на учете территориальных ГИМС состоит 1 265 755 маломерных судов, из них 864409 моторных судов, 3500 баз (сооружений) для их стоянок, 4300 пляжей, 900 переправ. Должностные лица инспекций ежегодно проводят их техническое освидетельствование и дают разрешение на эксплуатацию.
В ГИМС России имеется необходимая нормативная база, позволяющая в рамках действующего законодательства решать возложенные на Инспекцию задачи и функции. В настоящее время действует отлаженная система подготовки и повышения квалификации руководящих кадров территориальных ГИМС и инспекторского состава, организовано взаимодействие с надзорными органами Минтранса России и рыбоохраной, а также создана курсовая сеть подготовки судоводителей маломерных судов.
Во всех субъектах Российской Федерации введена в эксплуатацию Автоматизированная информационная система ГИМС МЧС России (АИС ГИМС МЧС России) по регистрации и учету маломерных судов, а также выдаваемых удостоверений на право управления маломерным судном.
С 1 июля 2005 года на всех крупных водных объектах Российской Федерации проводится совместное патрулирование объединенными нарядами государственных инспекторов по маломерным судам и спасателей. В местах дислокации спасательных подразделений МЧС России были сформированы постоянные патрульные группы, в состав которых вошли спасатели, имеющие водолазную подготовку, и инспекторы ГИМС.
Во всех субъектах Российской Федерации работают телефоны «горячей линии» ГИМС МЧС России для разъяснения вопросов, поступающих от судовладельцев и граждан.
С 2007 года ГИМС МЧС России перешло на автоматизированный метод приема экзаменов на право управления маломерным судном.
- Задачи и основные функции МЧС России
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по:
– выработке и реализации государственной политики;
– нормативно-правовому регулированию,
– а также по надзору и контролю
в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Основными задачами МЧС России являются:
1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;
2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.
МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:
1) разрабатывает и представляет Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации:
предложения по формированию основ государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в области преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, а также обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
проекты законов, иных нормативных правовых актов и проекты технических регламентов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах своей компетенции;
проекты нормативных правовых актов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, чрезвычайного гуманитарного реагирования;
проект плана гражданской обороны Российской Федерации, а также предложения о порядке введения в действие плана гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме либо частично;
предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
предложения о введении чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;
проект положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проект положения о Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
проект положения о надзорной деятельности в сфере компетенции МЧС России;
проект положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
проект плана взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
проект положения о войсках гражданской обороны;
ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
доклад о состоянии гражданской обороны в Российской Федерации;
проект положения о гражданской обороне в Российской Федерации;
предложения по отнесению территорий к группам по гражданской обороне;
перечень критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры страны;
запросы о выпуске материальных ценностей из государственного резерва для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (при согласовании запросов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выпуске материальных ценностей из государственного резерва для указанных целей);
предложения по организации реагирования при чрезвычайных ситуациях регионального, федерального и трансграничного характера, по оказанию за счет средств федерального бюджета финансовой помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;
2) разрабатывает и утверждает (устанавливает):
нормативные правовые акты по вопросам, касающимся установленной сферы деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
положения о территориальных органах МЧС России - региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации;
положение о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
положение о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
показатели для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в установленном порядке;
методики оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций, классификации и учета чрезвычайных ситуаций, а также типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
порядок разработки и представления деклараций безопасности потенциально опасных промышленных объектов в пределах своей компетенции;
порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов;
примерное положение о спасательных службах;
положение об организации повседневной деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, а также положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты;
положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время;
инструкцию по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
ежегодный план основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
ежегодные организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
правила аттестации руководящего состава по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
порядок добровольной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
3) организует:
работу по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера, спасанию людей при этих чрезвычайных ситуациях;
предупреждение и тушение пожаров на объектах, критически важных для безопасности Российской Федерации, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;
предупреждение и тушение пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях;
планирование в установленном порядке действий и применение войск гражданской обороны для выполнения задач в целях обороны Российской Федерации, подготовку войск гражданской обороны к совместным с Вооруженными Силами Российской Федерации действиям в целях обороны Российской Федерации;
работу по участию МЧС России в разработке в установленном порядке Плана применения Вооруженных Сил Российской Федерации, Мобилизационного плана Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральной государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны, а также обеспечение осуществления мероприятий в части, касающейся гражданской обороны, оперативного оборудования территорий;
работу по участию МЧС России в разработке мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся задач, возложенных на МЧС России;
разработку федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мобилизационных планов мероприятий по гражданской обороне; деятельность пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, авиации и других сил МЧС России;
поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации работы по созданию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также по разработке и внедрению в установленном порядке показателей риска на территориях и объектах экономики;
информирование населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганду в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку предложений, касающихся режимов природопользования, безопасного проживания населения и хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
подготовку в образовательных учреждениях МЧС России, других образовательных учреждениях специалистов для войск гражданской обороны, Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, пожарных, аварийно-спасательных и иных формирований МЧС России, кадров для пожарной охраны и организаций независимо от формы собственности, а также подготовку в установленном порядке кадров для соответствующих органов иностранных государств;
методическое руководство и контроль при решении вопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также в пределах своей компетенции - при подготовке молодежи по основам безопасности жизнедеятельности;
проведение в установленном порядке аттестации аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных формирований и спасателей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, подводных работ особого (специального) назначения;
подготовку и представление в установленном порядке предложений по номенклатуре и нормам накопления в государственном резерве материальных ценностей, предназначенных для обеспечения неотложных нужд при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
формирование и доставку в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств, а также эвакуацию граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
обязательное страхование жизни и здоровья военнослужащих войск гражданской обороны и Государственной противопожарной службы, спасателей, лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
материально-техническое обеспечение системы МЧС России;
делопроизводство, архивное и иное хранение в установленном порядке документов и материалов по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
4) осуществляет:
надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий;
руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координацию деятельности всех видов пожарной охраны;
надзор во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, а также руководство деятельностью Государственной инспекции по маломерным судам;
государственное регулирование пожарной безопасности при использовании атомной энергии;
координацию деятельности и взаимодействие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов при решении задач в области гражданской обороны;
поддержание боевой и мобилизационной готовности органов управления, войск гражданской обороны и подразделений Государственной противопожарной службы;
текущее и перспективное планирование мобилизационного развертывания войск гражданской обороны и воинских частей Государственной противопожарной службы в военное время;
руководство созданием и поддержанием в состоянии постоянной готовности технических систем управления гражданской обороны и систем оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и контроль за созданием и деятельностью этих систем;
контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;
методическое руководство созданием и обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и организациях, а также контроль в этой области;
организационное и методическое руководство накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
методическое руководство созданием и поддержанием в готовности убежищ и иных объектов гражданской обороны, организацией радиационной, химической, биологической и медицинской защиты населения, а также контроль в этой области;
управление в установленном порядке единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;
подготовку в пределах своей компетенции заключений по результатам рассмотрения деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов;
организацию подготовки работников мобилизационных органов;
в пределах своей компетенции меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности;
организацию подготовки в установленном порядке должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также по вопросам мобилизационной подготовки;
ведение в установленном порядке реестра подводных потенциально опасных объектов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации (за исключением подводных переходов трубопроводного транспорта);
методическое руководство федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении состава, размещении и оснащении сил функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
методическое обеспечение создания, хранения, использования и восполнения резервов материальных ресурсов, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
методическое руководство совместной деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реабилитации населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие радиационных аварий, и контроль за проведением мероприятий в этой области;
сбор и обработку информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
создание и сохранение страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения;
финансирование подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
создание, реорганизацию и ликвидацию в установленном порядке территориальных органов, спасательных центров, соединений, воинских частей и подразделений войск гражданской обороны, подразделений Государственной противопожарной службы, пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований, образовательных, научно-исследовательских, медицинских учреждений и организаций, Государственной инспекции по маломерным судам, содержащихся за счет средств федерального бюджета, комплектование их личным составом, тарификацию их утвержденных штатов и штатных перечней, а также их материальное, техническое, финансовое и другие виды обеспечения;
разработку государственной программы вооружения и предложений по формированию государственного оборонного заказа по закрепленной за МЧС России номенклатуре вооружения и военной техники общего применения, а также пожарно-технической продукции;
заказ на производство, закупку и ремонт вооружения, военной и специальной техники, другого имущества, материальных и других средств для МЧС России, а также их финансирование;
размещение в установленном порядке заказов на поставку однотипной продукции для тылового обеспечения на совместных конкурсах, проводимых в рамках межведомственной (сопряженной) унифицированной системы тылового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
определение потребности и учет аттестованных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных, пожарно-спасательных и пожарных формирований федеральных органов исполнительной власти, общероссийских и межрегиональных общественных объединений, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и тушению пожаров и действующих на всей или большей части территории Российской Федерации, а также спасателей международного класса;
методическое руководство по вопросам создания, реорганизации, ликвидации подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств организаций;
разработку и контроль за реализацией федеральных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;
реализацию в установленном порядке полномочий государственного заказчика федеральных целевых программ по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
координацию работы по стандартизации и метрологии, а также деятельности органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в системе МЧС России;
в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирование видов деятельности, отнесенных к компетенции МЧС России;
международное сотрудничество в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого (специального) назначения, а также поддержку международных гуманитарных проектов, программ и операций;
ремонт и эксплуатацию основных фондов МЧС России;
реализацию функций государственного заказчика строительных и других объектов, обладающего необходимыми средствами и полномочиями для заключения государственных контрактов: на выполнение подрядных строительных и проектно-изыскательских работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, предназначенных для удовлетворения потребностей подведомственных организаций и финансируемых за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников; на сопровождение инвестиционного процесса; на приемку указанных объектов в эксплуатацию;
комплекс профилактических, лечебных, санаторно-курортных, оздоровительных и реабилитационных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья военнослужащих войск гражданской обороны, сотрудников Государственной противопожарной службы и спасателей, а также законодательно приравненных к ним в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь категориям граждан;
обеспечение в пределах своей компетенции проведения мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации, а также деятельность по развитию специальной связи;
редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России.
Полномочия МЧС России
МЧС России в пределах своей компетенции:
1) издает нормативные правовые акты и иные документы по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, осуществляет контроль за их исполнением, а также принимает по указанным вопросам решения, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;
2) создает, реорганизует и ликвидирует в установленном порядке учреждения, находящиеся в ведении МЧС России;
3) создает межведомственные координационные и совещательные органы (комиссии, группы) на представительской основе, а также иные коллегиальные органы (научные, научно-технические, методологические и другие) для обсуждения актуальных вопросов деятельности МЧС России;
4) проводит в установленном порядке проверки готовности федеральных органов исполнительной власти к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
5) осуществляет по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления проверки готовности указанных органов к осуществлению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
6) имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи воздушные, морские и речные суда, специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской;
7) осуществляет в установленном порядке деятельность за рубежом;
8) осуществляет в установленном порядке государственный пожарный надзор и государственный надзор в области гражданской обороны за соблюдением соответствующих требований федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства;
9) проводит в установленном порядке проверки реализации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых является МЧС России;
10) осуществляет в установленном порядке функции по управлению государственным имуществом;
11) является главным распорядителем средств федерального бюджета;
12) запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России, от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, при необходимости для осуществления отдельных работ привлекает специалистов иных федеральных органов исполнительной власти и организаций;
13) заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи.
Структура МЧС России. Должностные лица и структурные подразделения МЧС России.
Указ Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (ред. от 24.05.2009)«Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законодательства РФ. 12.07.2004. № 28. Ст. 2882.
В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят:
– центральный аппарат;
– территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;
– Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– войска гражданской обороны;
– Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
– аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования;
– образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Мая – Rambler Mass Media