Источники финансирования учреждений социокультурной сферы
Финансирование – это процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определенных источников на конкретные цели.
В результате финансирования образуются финансовые ресурсы предприятия – т.е. денежные доходы и поступления, которые находятся в распоряжении предприятия. Финансовые ресурсы служат для осуществления затрат по расширенному воспроизводству, для экономического стимулирования работников предприятия. Кроме того, они используются для выполнения финансовых обязательств данной организации перед бюджетом, банками, страховыми и др. органами.
Источниками формирования финансовых ресурсов являются как собственные средства предприятия, так и привлеченные им из разных источников.
В „современной социально-культурной сфере существует многоканальная система финансирования. Основным ее источником является государственное финансирование.
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Основу его составляет государственный бюджет.
Государственный бюджет представляет собой основную экономическую форму планомерного образования и использования государственного фонда денежных средств для расширения и повышения эффективности общественного производства. За счет государственного бюджета содержатся многие государственные институты, а также непроизводственная сфера (образование, здравоохранение, наука, социальное обеспечение, культура и искусство).
Государственное финансирование культуры регламентируется специальной статьей «Основ законодательства о культуре» (ст.45), которая называется «Финансирование культуры и культурной деятельности». В ней определены основные нормативы финансирования культурного сектора: не менее 2% средств республиканского бюджета РФ и не менее 6% средств местного бюджета.
В соответствии с законом общие объемы государственного бюджета Российской Федерации, государственных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов регулярно уточняются для возмещения дополнительных затрат, возникающих в связи с ростом цен, тарифов и ставок заработной платы.
При этом бюджетные ассигнования, поступающие на финансирование культуры, при формировании бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой.
Поясним, что по своей структуре бюджетная система РФ состоит из трех звеньев: федерального (республиканского) бюджета, государственных бюджетов автономных республик и местных бюджетов. Роль третьего, муниципального звена в настоящее время возрастает. Учреждения культуры в основном финансируются именно отсюда.
Финансирование из бюджета осуществляется путем открытия кредитов посредством платежных поручений. Кредиты открываются на учреждения госбанка. Открыть кредиты – значит дать распоряжение учреждениям банка на выдачу средств учреждению культуры за счет бюджета (республиканского или местного).
Бюджетное финансирование культуры реализуется в современных условиях в двух основных формах.
Во-первых, это финансирование по нормативу. Оно включает в себя фонд заработной платы, средства на содержание здания, на капитальный ремонт, на развитие.
Во-вторых, это сверхнормативное финансирование по программно-целевому принципу, т.е. финансовой поддержки конкретных социально-творческих (социально-культурных) заказов. Подобный заказ, активно внедряемый в практику современной социально-культурной сферы, представляет собой гибкую и надежную форму договорных отношений между муниципальными органами культуры и коллективом конкретного учреждения культуры, например, клуба. В рамках социального заказа коллектив клубного учреждения разрабатывает целевую творческую программу, культурный проект (например, проведение Дня города, фестиваля детского творчества, праздника улицы и т.п.).
В действующем «Положении о социально-творческом заказе», разработанном в НИИ культуры, подчеркивается, что социально-творческий заказ является экономическим методом управления культурно-просветительской деятельностью.
В «Положении» определено, что социально-творческие заказы на информационно-массовые услуги – проведение фестивалей, смотров, конкурсов, выставок, декад, дней культуры, театрализованных праздников, представлений, создание музейных композиций, обслуживание трудовых коллективов, отдельных социально-возрастных групп населения региона и другие виды творческих мероприятий, работ и услуг — выдаются муниципальными административными органами и органами культуры в целях повышения качества культурной работы, развития широкого самодеятельного творчества, усиления материальной заинтересованности учреждений культуры в проведении социально-значимых работ (мероприятий). Эти заказы не учитываются в нормативах бюджетного финансирования их творческой деятельности.
Социально-творческий заказ формируется в каждом отдельном случае местными органами, исходя из социокультурной ситуации в регионе и в соответствии с местными программами социально-культурного развития. Подготовка и проведение мероприятий по социально-творческому заказу финансируются органами культуры из фонда развития культуры
и искусства.
Социально-творческие заказы оформляются в виде договора между заказчиком и исполнителем, в котором определяются объем, структура, сроки и качество работ (услуг, мероприятий), порядок обеспечения материальными и финансовыми ресурсами.
Прилагаем ниже образец такого договора.
Внебюджетные источники финансирования
Помимо основных средств муниципального бюджета есть еще внебюджетный фонд, из которого учреждения культуры также могут направлять средства для реализации конкретных социально-значимых целей. Учреждение культуры может финансироваться и из других частей) муниципального бюджета (например, из средств на народное образование) – под конкретные мероприятия, ориентированные на нужды школ (например, помощь в организации общегородского Дня знаний, посвященного началу учебного года).
Нормативное и сверхнормативное финансирование культурной сферы из средств бюджета имеет исключительно важное значение для ее развития. Вместе с тем государственные и муниципальные органы в реальной практике далеко не всегда полностью выполняют свои обязательства перед учреждениями культуры. Поэтому имеет смысл обратиться к зарубежному опыту государственной поддержки культуры, где эти задачи решаются более успешно.
Приведем для начала некоторые цифры. В 1990 году государственные расходы на культуру в различных странах Европы выглядели следующим образом: Финляндия – 0,90%; Швеция - 0,81%; Франция – 0,78%; Нидерланды — 0,58%
Все показатели рассчитаны от объема всего бюджета. На первый взгляд, процент государственных бюджетных ассигнований на цели культуры в этих странах в 2 с лишним раза меньше, чем в Российской Федерации (в том числе в Финляндии, где государственное финансирование культуры считается самым высоким в Европе). Однако при этом состояние культурной отрасли в каждой из названных стран значительно лучше, чем в России, где обеспеченность театральными зданиями в 2,5 раза ниже, а музеями – в 5 раз ниже, чем в Европе. Чем же это объяснить?
Прежде всего тем, что в европейских странах существует развитая система негосударственных каналов ее финансирования, высокоразвитые традиции культурного спонсорства и меценатства. Например, действующая концепция культурного развития в ФРГ предусматривает взимание «культурного налога» с промышленных предприятий, привлечение к поддержке культуры финансовых средств из других областей экономики, кредитование и страхование кредитов в сфере культуры посредством «банков культурного развития», поиск новых финансовых партнеров в государственном и частном секторе, опосредованную поддержку и рыночное выравнивание культурной отрасли путем налоговых льгот для культурных учреждений и культурных профессий, стимулирование частных лиц к поддержке культуры и др.
Изучение государственных и негосударственных форм финансирования культуры в странах с развитой рыночной экономикой представляет серьезный интерес для отечественной практики.
В современных рыночных условиях для учреждений культуры характерен поиск дополнительных источников финансирования и внебюджетных средств. В сфере досуга активно утверждается принцип договорно-заказных отношений между различными субъектами социально-культурной деятельности, в том числе на уровне «горизонтальных связей».
В результате важным источником дополнительного финансирования учреждений культуры становится система договоров с конкретным заказчиком – предприятием, школой, воинской частью и т.п. Иногда их называют целевыми творческими заказами. Например, культурно-спортивный комплекс по договору с конкретным предприятием берется обеспечить содержательную культурную программу для семейного досуга работников, открыть спортивный клуб для молодых рабочих с гимнастическим и атлетическим оборудованием, секциями популярного ныне бодибилдинга (культуризма) или боевых искусств Востока. Для выполнения такого целевого заказа оперативно создаются подвижные организационные структуры – временные творческие коллективы, действующие, как правило, на принципах самоокупаемости и самоорганизации. Подобная социально-культурная деятельность, организуемая не по «вертикали» с директивными указаниями «сверху», а по «горизонтали», на паритетных началах, создает наиболее благоприятные условия для динамического саморазвития социально-культурной сферы.
Договорная система работы распространена сегодня и в сфере библиотечного обслуживания. Государственные библиотечные учреждения заключают договора с конкретными предприятиями и научными институтами на право их приоритетного информационного обслуживания, предоставления новинок отечественной и зарубежной научно-технической литературы, организации межбиблиотечного абонемента, регулярных реферативных обзоров поступающей научно-технической информации, составления специализированных картотек по целевому заказу коллективного абонента и т.п.
При договорной системе средства, поступающие клубу или библиотеке от предприятий-заказчиков, формируются в результате обмена ресурсов предприятия на деятельность учреждения культуры. Культурно-досуговое учреждение создает и передает предприятию-заказчику определенный духовный «товар», представляющий ценность для потенциального покупателя. Факт «покупки», выразившийся в оплате труда сотрудников, свидетельствует, что они произвели общественную потребительную стоимость, определенное информационное, эстетическое, социальное благо, которое нашло свой конкретный адрес, говоря экономическими терминами, «предложение» нашло «спрос».
Другими внебюджетными источниками финансирования учреждений культуры могут являться:
– арендная плата организаций за использование помещений культурного учреждения (залов, холлов, витрин) для проведения собраний, мероприятий, размещения рекламы и т.д., за использование транспортных средств;
– различные виды платных услуг;
– коммерческая деятельность;
– спонсорство и меценатство;
– другие источники.
Все поступающие из различных источников средства включаются в доход учреждения культуры и составляют единый фонд финансовых средств. Законом определено, что поступление средств из внебюджетных источников не является основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры.
Рассмотрим наиболее важные виды внебюджетных источников более подробно.
Платные услуги составляют важную часть деятельности современного культурно-досугового учреждения, действующего в условиях рынка.
Вовлекаясь в товарно-денежный оборот, платные услуги обретают товарную форму. Услуги имеют цену, основанную на сумме затрат по их оказанию, которые включают издержки реализации, себестоимость и прибыль.
Размер оплаты за услугу определяется с учетом принципа самоокупаемости затрат раздельно по каждому виду услуг.
Министерством финансов установлен порядок образования и использования прибыли от реализации платных услуг населению. Весь объем прибыли за платные услуги полностью остается в распоряжении учреждений для развития и укрепления их материальной базы, содержания специалистов, занятых в сфере бесплатного обслуживания, поощрения работников.
Для поощрения работников, занятых в сфере платных услуг, осуществляются отчисления в размере 2% от фактической суммы доходов от платных услуг и 30% от суммы превышения доходов над расходами.
Следует иметь в виду, что все виды платных услуг освобождаются от налога на добавленную стоимость (Закон «О налоге на добавленную стоимость», статья 5).
В соответствии с «Основами законодательства РФ о культуре», платные формы культурной деятельности культурно-просветительных учреждений, театров, филармоний, народных коллективов и исполнителей не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью идет на их развитие и совершенствование.
Услуги культуры, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие, например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным только при условии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения. Сегодня, как уже отмечалось, объем платных услуг в сфере культуры составляет примерно треть от всего объема услуг платных и бес. платных.
С целью максимального учета индивидуальных запросов потребителей культурной продукции несколько лет назад разработай и утвержден
Примерный перечень платных услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства». Он включает в себя, в частности, следующие услуги библиотек:
– консультации, научные справки по различным проблемам на основе библиографических фондов и других материалов, хранящихся в библиотеках;
– ксерокопирование, фотокопирование, репродуцирование и т.п. из книг, газет, журналов, документов из фонда: библиотек;
– составление библиографических списков и справок по запросам читателей;
– составление каталогов книг, периодических изданий, архивных документов;
– изготовление копий звукозаписей, фонограмм из библиотечных фонотек;
– переводы литературы с иностранных языков, а также обратные переводы;
– доставка читателям книг на дом или к месту работы; прием на дому прочитанной литературы и доставка ее в библиотеку;
– письменное информирование читателей о поступлении в фонд библиотеки интересующих их изданий и материалов;
– продажа рекламных изданий;
– переплет и реставрация книг и других изданий.
В названном выше документе приведены и основные виды платных услуг клубных учреждений:
– проведение тематических вечеров, встреч, выставок;
– организация платных курсов, студий, кружков;
– создание любительских объединений и клубов по интересам;
– организация лекториев и кинолекториев с привлечением специалистов;
– прокат звуко- и видеотехники;
– организация местных туристических маршрутов.
С развитием новых культурных технологий, культурного сервиса указанный перечень платных услуг постоянно обновляется и пополняется. В условиях самоокупаемости платного обслуживания учреждения стремятся к предоставлению рентабельных (прибыльных) услуг.
К высокорентабельным платным услугам относятся такие, которые связаны с использованием аудиовизуальных материалов, множительной и электронной техники, передовой информационной технологии (в библиотеках это, например, ксерокопирование и микрофильмирование, пользование электронным каталогом, компьютерными базами данных и т.п.).
Для расчетов плановой себестоимости библиотечной услуги или продукции в первую очередь учитываются прямые затраты — заработная плата привлекаемых к исполнению работы сотрудников и технические материальные затраты (каталожные карточки, бумага, машинописное оформление и др.), а также косвенные расходы – суммы на возмещение амортизации используемого оборудования, общехозяйственных и управленческих (накладных) затрат. При формировании (проектировании) итоговых расценок тариф устанавливается, исходя из плановой себестоимости, увеличенной на коэффициент рентабельности (прибыльности) – повышенный коэффициент (обычно до 20% себестоимости).
В специальной литературе дискутируются вопросы об оптимальном соотношении платных и бесплатных услуг, о социальной целесообразности платного обслуживания.
В пользу платности говорят два основных фактора:
1) платность услуг служит фактором, дающим право потребителю требовать от «изготовителя» повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектра индивидуальных запросов населения;
2) платность услуг является важным источником получения дополнительных средств для развития культуры.
Вместе с тем есть у системы платного обслуживания и свои «минусы»:
– платность не всегда дает возможность сохранить доступность услуг культуры для наименее защищенных слоев населения;
— при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, не обеспеченный средствами населения, в расчет не берется;
– платные формы культурной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способны формировать вкусы, запросы и потребности населения, поскольку в основном подстраиваются под уже существующий спрос, следуют за ним, а значит, слабо способствуют формированию новых, социально-полезных видов деятельности населения.
Однако даже с учетом этих недостатков платные услуги в условиях рыночных отношений являются для учреждений культуры одним из главных способов выживания и, следователь-
но, они необходимы. Задача же состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальное соотношение услуг платных и бесплатных, обеспечивающих гарантированный минимум культурного обслуживания для льготных категорий населения. Платные услуги также должны иметь внутреннюю «вилку» цен, оставляя за потребителем право выбрать дешевую или дорогую (а следовательно, с повышенным качеством) услугу. Должен быть найден такой механизм, при котором все указанные условия будут учтены, а повышение цен на услуги культура будет лишь следствием повышения их качества.