Региональные и местные финансы
Региональные финансы - совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач в субъектах РФ. Финансы субъектов РФ включают: средства бюджета субъекта РФ; государственные ценные бумаги, принадлежащие органам государственной власти субъекта РФ; другие денежные средства, находящиеся в собственности субъекта РФ. В широком смысле финансы субъекта РФ включают также консолидированный бюджет субъекта РФ.
Финансы субъектов РФ основываются на следующих принципах: самостоятельности; бюджетного федерализма; государственной финансовой поддержки (трансферты из федерального бюджета и целевые поступления);
прозрачности; гласности.
Состав региональных финансовых ресурсов: 1. Региональный бюджет. 2.Внебюджетные фонды. 3.Средства субъектов хозяйствования. 4.Валютные фонды. 5.Кредитные ресурсы.
Доходная часть региональных бюджетов формируется путем распределения централизованного фонда денежных средств, в основе которого лежит принцип территориальности и подведомственности предприятий, учреждений и организаций, за счет закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленные доходы – доходы полностью или в твердой фиксированной доле на постоянной или долговременной основе (не менее 5 лет) поступают в соответствующий бюджет. Регулирующие доходы – передаются в бюджет в целях сбалансирования его доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов и других платежей – дотации, субвенции, трансферты. К регулирующим доходам относят следующие: отчисления от государственных доходов и налогов (более 70%); дотации и субвенции; трансферты; средства, полученные из вышестоящего бюджета. Все субъекты РФ по степени наполняемости доходной части своих бюджетов, подразделяются на: регионы – доноры; регионы – реципиенты (дотационные); кризисные регионы. Регионы – доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом, который позволяет создавать налоговую базы, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству.Регионы – реципиенты – это те субъекты РФ, которые не могут собрать на своей территории средства, необходимые для покрытия их расходов. Наиболее дотационными регионами являются: Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Республика Тыва, Республика Дагестан, Еврейская автономная область.
Расходы региональных бюджетов.Наибольшие бюджетные расходы имеют: г. Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, республика Татарстан.
Структура расходов отдельных видов региональных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам. Региональным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений (здравоохранения и образования) Поэтому в региональных бюджетах значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия (до 50%).Перечень статей расходов региональных бюджетов:
Управление. Правоохранительная деятельность. Промышленность, энергетика, строительство. Сельское хозяйство и рыболовство. Транспорт, дорожное хозяйство и связь. Жилищно-коммунальное хозяйство. Образование и подготовка кадров. Культура и искусство. Здравоохранение, физическая культура и спорт. Социальная политика.
Местные финансы – это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения. Это также совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы России в качестве ее самостоятельного звена.
Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" определил основные принципы организации местных финансов. В соответствии с вышеназванным федеральным законом местные финансы включают: средства местных бюджетов (бюджетов городов, районов, поселков, сельских поселений); местные внебюджетные фонды; муниципальные ценные бумаги; муниципальные заимствования. Распорядителями местных финансовых ресурсов являются органы местного самоуправления; управление финансами местными осуществляют финансовые органы муниципальных образований.
Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", другими федеральными законами и законами субъектов РФ, уставами, правовыми актами органов местного самоуправления.
Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, специальные фонды местного значения, финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления.
Главное звено местных финансов — местный бюджет. Доходы местных бюджетовформируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов (доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов), поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии.Их удельный вес в доходах местных бюджетов в разных странах составляет 20—40%. Субсидии вызываются постоянной значительной дефицитностью местных бюджетов. Субсидии подразделяются на субсидии общего и целевого назначения. Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов. Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов.
Расходы местных бюджетовво многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ, больниц и прочих социальных учреждений. К затратам из местных бюджетов относятся также расходы на содержание местных административных органов, полиции и суда, на транспортное и дорожное строительство.
За счет местных бюджетов финансируется и здравоохранение. Одной из существенных статей местных бюджетных расходов являются затраты, связанные с погашением полученных займов и выплат процентов по ним.
Следующим звеном местных финансов развитых зарубежных государств являются специальные местные фонды,имеющие, как правило, целевой характер. Например, за счет специальных кредитных фондов местные органы проводят займовые операции, за счет фондов социального страхования финансируют целевые социальные программы.
Самостоятельным звеном местных финансов являются местные государственные предприятия.К ним относятся муниципальные, дорожные, транспортные предприятия, предприятия газо-, энерго- и водоснабжения, а также жилищное хозяйство.