Показатели и измерители объема производства и реализации продукции (услуг)

Производственная программа определяет необходимый объем производства в плановом периоде соответствующей номенклатуре, ассортименту и качеству; требованиям плана продаж; она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в ресурсах, численность персонала, транспорт.

Иными словами, планирование мероприятий в производственной сфере охватывает : 1) планирование потребности в ресурсах (вход); 2) планирование производственного процесса; 3) планирование производственной программы (выход). Производственная программа состоит из двух разделов: 1-план производства в натуральном выражении; 2-план производства в стоимостном выражении. Натуральные показатели: штуки, килограммы, метры куб., тонны, метры и др.; т.е физические единицы используемые на предприятии. План в натуральных показателях необходим для согласования с потребностью рынка и трудовыми ресурсами. План в стоимостном выражении содержит показатели: 1) реализованная продукция (продукция отгруженная или оплаченная покупателями в зависимости от метода учета отгрузки); 2) товарная продукция (объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаще всего за год) конечной продукции, т.е. сданной на склад готовой продукции с целью продажи ее на сторону, исчисленный в денежном выражении); 3) валовая продукция (себестоимость всей произведенной продукции, включая незавершенное производство, а также продукция и работы для собственных нужд предприятия).

Планирование доходов и расходов предприятия

Финансовое планирование целесообразно начинать с составления плана прибылей и убытков, чтобы показать качественные и количественные изменения финансового положения предприятия в течение предстоящего календарного периода. В отличие от баланса доходов и расходов, которого дает статичную картину финансовых ресурсов, этот план дает возможность произвести их оценку в перспективе. Он является основой составления сметы расходов предприятия и определения потребности в привлечении дополнительного капитала.

В процессе разработки финансового плана необходимо:

· установить источники финансирования и провести расчет объемов собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы – задолженность по заработной плате рабочим, служащим, отчисления во внебюджетные фонды, резерв предстоящих платежей по отпускам работающих, задолженность поставщикам, задолженность по авансовым платежам и т.д.);

· определить возможности и целесообразность привлечения финансовых ресурсов (займы, кредиты, выпуск ценных бумаг и т.д.);

· учесть порядок взаимоотношений с бюджетом, банками, своими работниками;

· установить оптимальные пропорции в распределении финансовых ресурсов: на накопление, потребление, дивиденды, благотворительные фонды и т.д.

Для финансового планирования используются следующие предварительные расчеты:

· планируемый объем производства продукции (работ, услуг);

· сметы затрат на производство;

· планы использования основных производственных фондов и расчет амортизационных отчислений;

· инвестиционный план;

· инновационный план;

· смета на образование фонда накопления;

· смета на создание фонда потребления;

· план налоговых выплат.

Финансовый план состоит из доходной и расходной частей, основные статьи которого представлены в таблице.

Доходная часть Расходная часть
1. Выручка от реализации продукции и от прочей реализации. 2. Внереализационные доходы. 3. Остатки средств на балансовых счетах на начало планового периода. 4. Кредиты и займы. 5. Профицит плана (в случае превышения доходов над расходами). 1. Налоги в бюджет. 2. Закупка сырья и материалов. 3. Заработная плата. 4. Платежи во внебюджетные фонды. 5. Оплата электроэнергии. 6. Выплаты по кредитам с учетом процентов. 7. Прочие расходы.

Оптимальным планом считается такой план в котором доходная часть равна расходной.

Стратегический и долгосрочный планы предприятия

Планирование- это разработка и корректировка плана, включающее предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. В плане указываются: цель деятельности хозяйственного объекта и его структурных подразделений на плановый период; количественно выраженная системой установленных показателей с указанием конкретных видов выпуска продукции и характера работы; средства достижения цели; методы и сроки увязки средств и целей, этапы и сроки выполнения работ, исполнители плана по срокам и видам работ; методы, этапы и средства контроля выполнения плана.

Так как характер деятельности подразделений весьма различен, то и планы должны различаться, поэтому планы группируются по различным критериям. Стратегические и долгосрочные планы имеют существенные различия. Они относятся к разным типам планирования в зависимости от признака. Так, по горизонту планирования, т.е. сроку действия, который охватывает план, он может быть долгосрочным, среднесрочными краткосрочным (текущим), а по содержанию плановых решений, по типам целей план м.б. стратегическим, тактическим и оперативным.

Именно в стратегических планах определяются основные направления развития и создание потенциала для выживания предприятия в условиях динамики меняющейся внешней среды. Существуют 4 базовые стратегии, определяемые на этом уровне: дальнейшее продвижение на рынках уже существующего товара; разработка новых видов продукции; расширение рынков сбыта; диверсификации производственно-сбытовой деятельности.

31 Роль и структура Бизнес-плана

Бизнес–план – это сводный документ, обосновывающий с экономической точки зрения жизнеспособность задуманного проекта. Бизнес–план – это план действий по созданию и дальнейшему функционированию предприятия, подразделения, отдельного направления деятельности, инвестиционного проекта. Чем детальней проработан бизнес-план, тем меньше неожиданностей поджидает инвесторов в реальной обстановке.

Общий объем и структура бизнес-плана определяются руководством (администрацией) предприятия с учетом целей его составления, размера и сферы деятельности предприятия, особенностей региона, в котором функционирует предприятие, накопленного предприятием опыта в составлении и реализации бизнес-планов. Число разделов и подразделов бизнес-плана колеблется от 8-10 до 50 и более.

Основные разделы:

1.резюме или аннотация бизнес-плана

2.предприятие (компания) и его бизнес

3.оценка рынка сбыта продукции, работ и услуг

4.конкурентный анализ

5.стратегия маркетинга

6.план совершенствования изделий, работ и услуг

7.стратегия производства

8.прогнозирование объема реализации продукции, работ и услуг

9.стратегия финансирования

10.организационный план

11.оценка риска и страхование

Наши рекомендации